Анализ поэмы Маяковского В. В. “Хорошо!”

Поэма “Хорошо!” – узловое произведение в творчестве В. В. Маяковского. Оно имеет не только художественную, но и историческую ценность. Это своеобразный поэтический порт­рет эпохи. О революции можно написать по-разному: восхва­лять или осуждать ее.

Но она есть свершившийся факт рос­сийской истории, кардинально повлиявший на судьбу последующих десятилетий, да и на современную эпоху нельзя не смотреть сквозь призму событий начала XX в., ведь еще живы их последние свидетели и участники.

В. В. Маяковский считал, что будущим поколениям

надо знать, как жили их деды и прадеды. Он сумел показать события изнутри, стремился к максимально объективной оценке, хотя и не мог не расставить определенные акценты. Симпатии его, не­сомненно, находятся на стороне большевиков.

Автор их не скрывает, но в строках поэмы воплотились не только бравур­ные лозунги и призывы, но и глобальные трудности, которые испытала молодая республика, столкнувшаяся с процессом пе­редела собственности. Прежде всего это кровопролитная граж­данская война. В. В. Маяковский последовательно показывает, как одно трагическое событие влечет за собой другие.

Голод, нищета, разруха,

холод – вот те проблемы, с которыми столк­нулись люди. В эту смутную эпоху они хлебнули много горя.

Важно, что поэма написана не от лица стороннего наблюда­теля. С судьбой родной земли у В. В. Маяковского неразрывно связана судьба лирического героя. Он голодает и мерзнет вме­сте со всем народом, но его патриотическое чувство лишь крепнет в испытаниях.

Свою нищую, ослабленную войной ро­дину поэт не променяет на сытую, благополучную Америку.

Поэма написана в 1927 г. (к юбилею Октябрьской револю­ции), но каждая ее главка настолько явственно переносит чи­тателя в изображаемый момент исторического развития, что произведение воспринимается как поэтический дневник, еже­годные записи которого пополнялись именно в первые после­революционные годы.

Название произведения отражает итог масштабных социаль­но-экономических преобразований за десятилетие. Первоначаль­но поэма имела трехчастное композиционное членение. Произ­ведение имело заглавие “Октябрь”, затем “25 октября 1917”.

Главы поэмы были инсценированы для праздничного спектакля, поставленного в октябрьские праздники 1927 года в ленинградском Малом оперном театре.

Поэма В. В. Маяковского “Хорошо!” – своеобразный учеб­ник истории, в котором емким, художественно выразительным языком излагаются реальные факты действительности. По жанру это лиро-эпическая поэма с четко прописанным сюжетом. Мож­но было бы охарактеризовать ее как поэму-хронику.

Каждая эпоха порождает своих героев. В. В. Маяковский в этой связи, конечно, прославляет Ворошилова, Дзержинского,

Подвойского, Антонова, Войкова, Красина, но не обходит вни­манием и имена членов Временного правительства Керенского, Милюкова, Гучкова, Родзянко и предводителей Белой армии Врангеля, Колчака, Корнилова. При этом Керенский едко вы­смеян в произведении. Его властолюбие, трусость и позорное бегство из Зимнего дворца внушают лишь отвращение.

Алек­сандр Федорович Керенский – представитель эсеровской пар­тии. В состав Временного правительства он вошел в качестве министра юстиции. В первом коалиционном правительстве Ке­ренский был военным и морским министром, а с 8 июля 1917 г. – министром-председателем, а также верховным главнокоман­дующим.

В. В. Маяковский в поэме иронизирует над многочис­ленной сменой Керенским постов и функций, намекая на то, что он сам себя на них и назначает. 25 октября 1917 г. Керен­ский, переодевшись в женское платье, бежал из столицы на машине американского посольства. Сначала он перебрался на Дон к атаману Каледину, а с 1918 г. жил за границей.

В главах поэмы Александр Федорович ассоциируется у В. В. Маяковского с царицей Александрой Федоровной. Поэт, с одной стороны, подчеркивает, что Керенский не сделал ни­чего для того, чтобы изменить самодержавную имперскую по­литику по отношению к своему народу, поверившему и под­державшему его, а, с другой стороны, намекает на позорное бегство Верховноглавнокомандующего из Зимнего дворца пе­ред штурмом. А вот разбитый Врангель, прощающийся с род­ной землей, выглядит в произведении трагически жалким.

В. В. Маяковский не отказывает в уважении его патриотиче­скому чувству, подчеркивает его храбрость и гордость. Петр Николаевич Врангель (1878-1928) был генералом русской царской армии. Он возглавлял контрреволюционные действия белогвардейской “добровольческой армии” на юге России в апреле-ноябре 1920 г. Врангель происходил из прибалтийских баронов.

Он был связан с кругами крупных помещиков и ино­странного финансового капитала. В ноябре 1920 г. после раз­грома его войск Врангель бежал за границу. Однако, уезжая, он все равно желает родине блага:

И над белым тленом,

Как от пули падающий, на оба колена упал главнокомандующий.

Трижды

землю

поцеловавши,

трижды

город

перекрестил.

В этой сцене отразилась трагедия тысяч людей, вынуж­денных покинуть Родину после революции и умерших в эмиг­рации, страдая до конца дней от ностальгии.

Отражены в поэме и тяготы оставшейся в России интелли­генции, которая также сильно пострадала в революционной смуте. В частности, эпизод, связанный с А. А. Блоком, где поэт сетует на то, что в имении сожгли его библиотеку, имел ре­альную биографическую основу: В. В. Маяковский однажды встретил А. А. Блока, греющегося у костра перед Зимним дворцом, и тот рассказал ему об этом факте.

Однако несчастный случай с блоковской библиотекой – всего лишь незначительная мелочь по сравнению с той поло­сой трудностей, с которыми пришлось столкнуться в после­дующие годы русской интеллигенции, оставшейся в России. В воспоминаниях поэтессы И. Одоевцевой “На берегах Невы” подробно описываются настроения в писательской среде того времени. Люди творческого труда также замерзали и голодали в те годы, как вся Россия.

В. В. Маяковский в данном случае не противопоставляет интеллигенцию простому народу, а наобо­рот, подчеркивает единство судьбы ученого и лесоруба в сложный, переломный момент истории.

И все-таки не стоит забывать о том, что поэма В. В. Мая­ковского – произведение светлое, оптимистическое. Все мно­гочисленные трудности и проблемы современности отражены в ней не столько с целью объективного воплощения эпохи, сколько в стремлении показать, как дорого заплатила Россия за то, чтобы построить новое общество – общество социаль­ной справедливости и благополучия. Чем сложнее был путь к юбилейному, 1927 г., тем ярче должны были казаться эпо­хальные достижения этого периода.

Таким образом, в основе композиционного построения поэмы лежит прием контраста. Проявляется он и в построении отдельных главок. Вспомним, например, эпизод субботника.

Глоссарий:

– маяковский хорошо анализ

– поэма хорошо анализ

– поэма хорошо маяковский анализ

– анализ поэмы хорошо

– хорошо маяковский анализ


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (2 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ поэмы Маяковского В. В. “Хорошо!”