Романтический характер раннего творчества Тараса Шевченко
Лето 1840 года было решающим в жизни Тараса Шевченко. Вышла его первая книжка стихотворений – “Кобзарь”. Критические отклики были разными, их было много, и все они сошлись на признании великого поэтического дарования Шевченко. И в самом деле, даже первые его романтические поэмы “Тополь”, “Причинная”, “Ночь Тараса” – это замечательные, художественно завершенные произведения.
Две трагические девичьи судьбы. Девушку-сироту развели чужие люди с любимым, и она стала причинной. В страшную неспокойную ночь блуждает она
Особенностью ранних романтических произведений Шевченко является то, что образы их достают своими корнями в глубины народного творчества. Даже фантастические образы русалок воспроизведены так, как воображал их народ: это покритки и дети покриток, которые были на земле обижены людьми. А тема верной, единственной на всю жизнь большой любви – основная в украинском фольклоре.
Не может жить без милого девушка, да и казак, узнав в мертвой, замученой русалками девушке свою любимую, в
Одинокий тополь, который растет в широком поле… Это одинокая женская судьба, которую гнет ветер к самому долу. Девушка знает, что не научится больше ее сердце любить, принадлежит оно казаку, который погиб в чужих степях.
И превращается она в тополь, чтобы не выходить замуж за немилого.
Не возвратилась домой. Не дождалась пары Стоит, тонкая и высокая, До самой тучи.
Реальные картины казацкой вольницы, восстаний украинского народа против польских поработителей нашли романтическое воспевание в поэмах “Ночь Тараса”, “Гамалия”, “Гайдамака”. Шевченко создает романтические, яркие образы легендарных предводителей народных восстаний: Тараса Трясила, Наливайка, Железняка, Гонты. Как и в романтических поэмах о женской судьбе, авторская оценка событий полностью совпадает с народной.
Материалы его поэм – это воспоминания старых людей, в частности деда Ивана, еще живых гайдамаков, песни кобзарей.
Раннему романтическому творчеству Шевченко, наравне с фантастической таинственностью, присуща и возвышенная народность, правдивость, интерес к истории родного края. Образ народного певца мы встречаем во многих поэмах Шевченко: “Балагур”, “Гайдамака”, “Екатерина” и других. В поэме “Балагур” перед нами – фигура кобзаря, насквозь реальная, живьем взятая из действительной украинской жизни. Он – бедный бедолага, который ночует где попало, сирота, который не имеет дома.
Живет только песней, ничем не сокрушается. Поет везде, где только собираются люди. В песнях Ного и радость, и грусть, они на каждый случай жизни. В степи на могиле поет кобзарь, и слушатель его – только ветер в поле.
Так как поет он в минуты Божьего вдохновения. Это великий художник, который слышит все: и что ветер говорит, и о чем поет море. Он одинокий, не всегда понятный людям.
Логическим продолжением этого образа является образ кобзаря Волоха в поэме “Гайдамака”. Это песенная душа гайдамаков. Своими песнями ведет их в бой.
Эту ночь погуляем, Ляхов погойдаем, И так погуляем, Что аж ад засмеется, Земля затрясется. Небо запылает…
Участие кобзарей в восстании – исторический факт. Они проходили кровавыми путями вместе с восставшим народом. Кобзарь Волох – это воплощение казацкой свободы, героизма и упорство, казацкого смеха, остроты и шутки.
Совсем другая роль образа кобзаря в поэме “Екатерина”. Он появится в последней части поэмы. Этим образом писатель рассказывает биографию Ивася.
Мальчик становится поводырем кобзаря. Наверное, кобзарь сумеет историю Ивася рассказать людям. Она станет одной из его песен, и судьба сироты, его несчастной матери Екатерины взволнует не одно сердце.
Тарас Шевченко возвысил образ кобзаря до символа. Он выразитель национальной боли Украины, защитник обездоленных и провозгласитель свободы и независимости родного края.