Кобзарь Стихотворения и поэмы (Шевченко Тарас)

«Кобзарь» — так называется главная книга поэта, которая является голосом всей его многострадальной жизни. Страшно подумать, что какая-нибудь случайность могла бы лишить народ наш, лишить Украину этой заветной книги, ставшей мудрой наставницей для многих и многих поколений, учившей их совести и добру, верности сыновнему долгу. Поэзия «Кобзаря» сказалась на духовном формировании и нравственном облике всего народа, она во многом определяла уровень его социального и национального самосознания.

Поистине удивительна судьба этой

книги.

Стихотворения и поэмы, составляющие «Кобзарь», слагались на тернистых дорогах жизни автора, писались то в странствиях, то в казематах, слагались при свете белых ночей Севера и в песках знойных пустынь закаспийских, под одиноким солнцем изгнания. И хотя большинство стихотворений написано за пределами родного края, в каждой строке струится светлый образ Днепра и мерцает синяя даль украинских степей.

На случайных листках бумаги и в захалявных книжечках рука поэта украдкой, тайком записывала строки, которые станут дорогими для всего народа и сквозь все преграды донесут до него вещие и вечные

слова.

Книга формировалась постепенно, год за годом создавала ее сама жизнь поэта, и все самое существенное из великой жизни украинского крепостного Тараса Шевченко — со дней его юности и до последнего дыхания — вобрал в себя этот томик стихов, который в минуту творческого озарения был назван «Кобзарем». С тех пор и до настоящего времени книга эта станет настольной для каждого украинца. И естественно, что лучшие умы других народов по достоинству оценили необычайность этого великого творения.

В «Кобзаре» поэт выразил прежде всего самого себя, свою личность, от первой п до последней строки книга заполнена индивидуальным чувством поэта. Тут его, Тараса Шевченко, темперамент, его искренняя и беззащитная в своей открытости душа. Тут мысли, им выстраданные, боли, им пережитые, тут картины именно его, Тараса, детства. И язык его, и только ему присущий тембр голоса.

Тут не заимствованные знания, а его собственный великий разум мыслителя, могучий интеллект, который жадно доискивается истины, прослеживает жизнь во весобъемности — в конкретной судьбе сестры-крепостной и в исторической судьбе целых народов. Однако искусство потому и является искусством, что оно способно творить чудеса: личный, внутренний мир Тараса Шевченко в лирике и поэмах «Кобзаря» предстал в таких обобщенных образных проявлениях, в такой правдивости и глубине индивидуальных переживаний, что в них и сам народ узнал свою душу, прочел свою историю, заглянул в свое будущее.

Острейшие социальные драмы и тончайшие нюансы интимных переживаний, боль бесправия, минуты отчаяния, которые тоже испытал поэт, горестная тоска искалеченной жизни, голос поруганного и пробужденного человеческого достоинства, мятежная непокорность, порой переходящая в крик проклятия, в могучие взрывы прометеева титанизма,- все слилось в художественную цельность книги-исповеди, от начала и до конца проникнутой огнем едва ли не самого сильного личного чувства поэта:

Я так, я так ее люблю, Украину, мой край убогий, Что прокляну святого бога И душу за нее сгублю!

(Перевод Л. Суркова)

Именно из этой любви выросла правдивая, высокого накала поэзия «Кобзаря», именно это никакими стужами не остуженное сыновнее чувство и питало тот дух протеста, антикрепостничества каким насыщена книга Тараса Шевченко. Из ее тираноборческой суровости, во вспышках грозовых ее разрядов во всем величии встает образ поэта-борца, поэта-революционера.

Подвиг Тараса Шевченко, всю взрывную силу его поэзии невозможно постичь, не представив, средь какой мертвенной тишины она прозвучала, против какого «чудища стозевного» подняла свой меч. Это была эпоха, которая вешала декабристов, убивала на дуэлях величайших своих поэтов, угоняла в кандалах в рудники Сибири благороднейших своих сыновей, жестоко терзая их. Это была духота, от которой люди немели, атмосфера, где царили страх, ненависть, подозрение, доносы, общее оцепенение, где официальная ложь становилась привычкой и не считалась бесчестьем, а слово правдивое, слово свободное обагрялось кровью.

Воспеть свободу в условиях крепостнического государства, среди свинцовых будней жандармской действительности — это значило выразить (а для многих даже и открыть) ведущую, самую важную истину жизни, поведать людям в стихотворной форме то, что для них было в тех условиях самым существенным.

Непреоборимость человеческого духа проявляется в том, что бесстрашных певцов свободы рождают самые мрачные времена. Чем темнее ночь, тем ярче в ней маяки. Рядом со свободолюбивыми произведениями Пушкина, Лермонтова, Мицкевича, в живой перекличке с ними, поэзия Тараса Шевченко появилась на гребне века как бунтарский голос наиболее обездоленных социальных низов, голос тех, которые уже ощущали потребность «всем миром обух закалить», в его стихотворениях угнетателям слышался отзвук неизбежной расплаты, голос возмездия»

Бурное свободолюбие — это, пожалуй, самая примечательная черта «Кобзаря». Вершина поэзии Шевченко — гимн свободе, первой и непременной предпосылке человеческого прогресса, благосостояния и счастья. Слово «воля» поэт сопровождает самыми дорогими эпитетами, доминирующее настроение многих стихотворений — тоска по утраченной свободе и порыв к ней, к «свободе святой»:

Встанет правда, встанет воля,

И тебя, великий,

Будут славить все народы

Вовеки и веки

Излюбленный герой стихотворений Тараса Шевченко — витязь народный, бунтарь-гайдамак, казак-запорожец, выступающий защитником родного края, носитель народной правды и чести. Острие знаменитой шевченковской сатиры, оружие, которое становилось в его руках таким метким и разящим, направлено прежде всего против всякого рода угнетателей, пришлых и доморощенных, против царей и их сатрапов — против помещиков, чей крепостнический произвол не знает границ, против душителя, отступника и предателя, который «за лакомства несчастные» готов отречься от всего самого святого. В стихотворении «Чтоб налачи их покарали» поэт в форме горького афоризма еще раз отчеканит свою заветную мысль: «…где воли нет для человека, не будет там добра вовеки…»

«Кобзарь» принадлежит к самым свободолюбивым книгам всех времен, он насквозь пропитан стремлением к свободе, предчувствием ее неизбежности. Стихи «Кобзаря» проникнуты верой в неистребимость человека, верой в то, что человек никогда не смирится с бесправием, рабство никогда не станет для него нормой существования.

Источники:

    Шевченко Т. Г. Избранные сочинения: Пер. с укр./Вступ. статья О. Гончара; Сост. и коммент. В. Бородина; Ил. Т. Шевченко. — М.: Худож. лит., 1987. — 559 с.

    Аннотация: В сборник великого украинского поэта Т. Г. Шевченко (1814-1861) вошли наиболее известные стихотворения и поэмы («Наймичка». «Мария», «Слепой» и др.) в переводах А. Твардовского, Б. Пастернака, Н. Брауна, Л. Вышеславского и других, а также поэтические произведения написанные на русском языке»


Кобзарь Стихотворения и поэмы (Шевченко Тарас)