Роль евангельского сюжета о воскрешении Лазаря в романе «Преступление и наказание»
Библия в целом и Новый Завет, в частности, занимают совершенно особое место в романе Достоевского » Преступление и наказание «. Это произведение по праву считается шедевром даже среди пяти великих романов этого писателя. Он как бы своеобразный эпицентр его творчества, в нем заложены зерна всех тех идей, что будут подробнее разрабатываться в других его произведениях.
В центре «Преступления и наказания» помещен эпизод чтения XI главы Евангелия от Иоанна о воскрешении Лазаря. Эта сцена формирует вокруг себя остальную ткань романа.
Раскольников
Достоевский проводит идею, что человек, совершивший грех, способен духовно воскреснуть, если уверует в Христа и примет его нравственные заповеди.
Образ воскресения Раскольникова действительно связан с евангельским повествованием о воскрешении Лазаря Христом, которое читает Раскольникову Соня. Сама же Соня при чтении
То есть получается, что Раскольников романа воплощает сразу три персонажа: и самого Лазаря, и сомневавшихся иудеев, и даже Христа. Преступление и наказание — лишь незначительная часть евангельского сюжета. Роман заканчивается в тот момент, когда «вышел умерший» и Иисус сказал: «развяжите его; пусть идет». Последние слова, прочитанные Соней Раскольникову — уже не о романном сюжете, но о воздействии, которое должно быть им оказано на читателей.
Недаром эти слова выделены Достоевским курсивом: «Тогда многие из иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него».
Для Достоевского использование библейских мифов и образов — не самоцель. Они служили иллюстрациями для его размышлений о трагических судьбах мира, России и человеческой души как части мировой цивилизации. Залогом возрождения всего этого Достоевский считал обращение к идее Христа.
- Анализ эпизода «Чтение Лазаря Сони Мармеладовой Раскольникову» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Анализируемый эпизод является очень важным в романе «Преступление и наказание»: именно в нем теория Раскольникова о «властьимущих» сталкивается с покорностью кроткой Сони. Чтение легенды о воскрешении Лазаря происходит во время встречи Родиона с девушкой, и, прочитав эту сцену, мы понимаем, какой по-настоящему сильной является Соня и как несостоятельна теория Раскольникова. Эпизод начинается с описания комнаты, […]...
- Библейские мотивы в романе «Преступление и наказание» Федор Михайлович Достоевский довольно часто в своем творчестве использовал библейские темы и мотивы. Не стал исключением и роман «Преступление и наказание». Так, путь, который проходит главный герой произведения, обращает нас к образу первого на земле убийцы — Каина, ставшего вечным скитальцем и изгнанником. Михаил Титов. Воскрешение Лазаря. Из росписи храма Воскресения Христова в Санкт-Петербурге. 1890 […]...
- Особенности сюжета и композиции романа «Преступление и наказание» В русской классической литературе немало примеров интересного построения композиции романа и не более интересных сюжетов, взятых для произведения. Интересны и сюжет и композиция романа Достоевского «Преступления и наказание». «Преступление и наказание» Достоевского принято считать философским романом, однако философским в чистом виде его назвать нельзя, скорее, это социально-философский роман. Роман Достоевского приобретает дополнительные социально-психологические и идеологические […]...
- (В). ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В РОМАНЕ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» Подчиненное положение группировки женских образов по отношению к Раскольникову. Социальный фон преступления Раскольникова с участием женских персонажей. Мотив поруганной красоты, загубленной жизни. Символический смысл «кротких» женщин (социальная беззащитность человека). Роль диалогов в раскрытии женских образов. Споры Раскольникова с Дуней, Соней. Образ Сони Мармеладовой, ее роль в романе. Сначала Раскольников считает Соню такой же преступницей, как […]...
- Роль второстепенных персонажей в романе Достоевского «Преступление и наказание» Роль второстепенных персонажей в романе Достоевского «Преступление и наказание» I. Вступление Понятие главного и второстепенного персонажей. Главные герои несут на себе основную проблемно-идейную нагрузку, их характеры и жизненные позиции показаны автором максимально подробно, они активно участвуют в сюжете. Второстепенные персонажи обрисованы не столь подробно, лишь периодически подключаются к сюжету, но имеют все же свою собственную […]...
- Роль эпилога в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Структура романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» отличается тем, что в произведении есть эпилог. Он не связан непосредственно с основным действием романа, но играет очень важную роль в идейном замысле произведения. Эпилог состоит из двух частей. В первой части эпилога мы узнаем о том, как сложилась дальнейшая судьба главных героев. Во второй части перед […]...
- Эпилог и его роль в романе «Преступление и наказание» Одним из сильнейших моментов романа «Преступление и наказание» является его эпилог. Хотя, казалось бы, кульминация романа давно миновала, и события видимого «физического» плана уже произошли (задумано и содеяна страшное преступление, совершено признание, приведено в исполнение наказание), на самом деле только в эпилоге роман достигает своего подлинного, духовного пика. Ведь, как выясняется, совершив признание, Раскольников не […]...
- Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» Чтение истории о воскрешении Лазаря — центральный, кульминационный эпизод «Преступления и наказания». Он делит Роман на две части: на собственно преступление — и наказание; на дерзновение — и раскаяние, нравственное искупление; падение — и возрождение. С этого момента начинается воскрешение Раскольникова, переход из мира идей, точнее, идеи, в реальный, дышащий, живущий мир. «Библия принадлежит всем, […]...
- Семья Мармеладовых и ее роль в романе «Преступление и наказание» Роман Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание — — одно из самых сложных произведений русской литературы, в котором автор рассказал об истории гибели души главного героя после совершения им преступления, об отчуждении Родиона Раскольникова от всего мира, от самых близких ему людей _ матери, сестры, друга. Достоевский справедливо утверждая, что вернуться в этот мир, снова […]...
- РОЛЬ «ДВОЙНИКОВ» РАСКОЛЬНИКОВА В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» РОЛЬ «ДВОЙНИКОВ» РАСКОЛЬНИКОВА В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» В своем романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский стремился решить важную психологическую и нравственную задачу — показать людям несостоятельность пустых, выдуманных теорий, раскрыть их опасность и разрушительную силу. Именно такой теорией стала идея главного героя произведения Родиона Раскольникова, который решил, что сильная личность […]...
- (Г). НАКАЗАНИЕ РАСКОЛЬНИКОВА В РОМАНЕ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» Наказание Раскольникова началось еще до свершения преступления. Нравственные мучения Раскольникова, приведшие его к признанию: ужас от сознания, что он убийца, и от мысли, что люди узнают об этом; ощущение, что он отрезал себя от всех честных людей и сомкнулся с людьми без совести и чести; неспособность опровергнуть собственную теорию и презрение к себе; невозможность нести […]...
- СЕМЬЯ МАРМЕЛАДОВЫХ И ЕЕ РОЛЬ В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание — одно из самых глубоких и сложных произведений русской литерату- ры, в котором автор рассказал об истории ги- бели души главного героя после совершения им преступления, об отчуждении Родиона Раскольникова от всего мира, от самых близ- ких ему людей — матери, сестры, друга. До- стоевский утверждал, что вернуться […]...
- Родион Раскольников и его теория в романе Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников и его теория в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» I. Вступление Общая характеристика главного героя романа — Родиона Раскольникова (социальное и имущественное положение, черты характера, образ жизни и т.п.). II. Главная часть 1. Теория Раскольникова: а) деление человечества на «два разряда»; б) предназначение людей «высшего разряда» (сказать «новое слово», сделать «первый шаг»); […]...
- Смысл заглавия романа Достоевского «Преступление и наказание» Смысл заглавия романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» I. Вступление Проблематика романа Достоевского «Преступление и наказание». Следует указать на нравственно-философский характер проблематики; соответственно и проблема преступления рассматривается Достоевским не в уголовно-криминальном смысле, но в плане философско-психологическом. II. Главная часть 1. Преступление в понимании Достоевского. Достоевский воспринимает преступление Раскольникова не как нарушение уголовных законов, но как […]...
- Двойники Раскольникова и их роль в романе «Преступление и наказание» Роман Достоевского «Преступление и наказание» можно читать и перечитывать несколько раз и все время находить в нем что-то новое. Читая его впервые, мы следим за развитем сюжета и задаемся вопросами о правильности теории Раскольникова, о святой Сонечке Мармеладовой и о «хитрости» Порфирия Петровича. Однако, если мы откроем роман во второй раз, появляются и другие вопросы. […]...
- Евангельские мотивы в романе Преступление и наказание Евангельские мотивы в романе Достоевского «Преступление и наказание» Достоевский был очень набожным человеком. Его религиозный путь был напряженным, воззрения неоднократно менялись, а вера прошла через многие сомнения. Во многом поэтому главный герой романа проходит тяжелый путь от безверия к вере, то есть одной из центральных идей в романе «Преступление и наказание» можно назвать идею обновления, […]...
- Система персонажей в романе «Преступление и наказание» В «Преступлении и наказании» почти 90 различных персонажей, каждый из которых является самостоятельным, значимым для развития и осознания идеи романа. Многие исследователи выделяют несколько вариантов в распределении и группировки действующих лиц. Например, К. Мочульский указывает, что после убийства Раскольников отказывается от собственной семьи, но судьба сближает его с незнакомыми до этого Мармеладовыми, Свидригайловым, Порфирием Петровичем. […]...
- Сочинение на тему: «Образ Петербурга и его идейно-художественная роль в романе «преступление и наказание» «Люблю тебя, Петра творенье», — писал о Петербурге А. С. Пушкни, называя его «гордым», «стройным», городом. А каким же мы видим этот прекрасный великий град «град Петров» в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»? У автора почти нет описаний великолепных архитектурных памятников. Достоевский показывает нам не аристократический Петербург с его блестящей, красивой жизнью, а […]...
- Разложение старого мира и его описание в романе «Преступление и наказание» Психоидеологической подпочвой мыслей Раскольникова является ожидание «конца века», крутых перемен или же разрушительных катастроф. Мир, как он сложился, болен и гнил, он достоин гибели и обречен на гибель. Конец близок, при дверях, но все ли готовы к концу? Несколько позже, в «Дневнике писателя» и в «Подростке», Достоевский прямо сопоставит современную ему действительность с апокалипсическими временами. […]...
- Роль снов в романе «Преступление и наказание» Роль снов в романе Достоевского «Преступление и наказание» Сны в русской литературе неоднократно использовались как художественный прием. К нему прибегали А. С. Пушкин в «Евгении Онегине», М. Ю. Лермонтов в «Герое нашего времени», И. А. Гончаров в «Обломове». Роман Достоевского — социально-философское произведение. Это блистательный полифонический роман, где автор показал, как сливается теория и реальность, […]...
- Образ «вечной Сонечки» в романе Достоевского «Преступление и наказание» Один из центральных персонажей романа «Преступление и наказание» — Соня Мармеладова. Эта девушка с нелегкой судьбой. Рано ушла из жизни мать Сони, отец женился на другой женщине, у которой есть свои дети. Нужда заставила Соню зарабатывать деньги низким способом: она вынуждена идти на панель. Казалось бы, после такого поступка Соня должна была бы обозлиться на […]...
- Библейские образы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») Русская литература 2-й половины XIX века Библейские образы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Влияние христианства можно проследить в творчестве многих русских писателей, так как вера в триединого бога и сына его Иисуса Христа была общепринятой русской религией с достопамятных времен. Не избежал этой участи и роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». […]...
- Раскольников и Соня в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» В своем романе «Преступление и наказание» Федор Михайлович Достоевский поднимает проблему вседозволенности, возвышения одного человека над другим, «наполеонизма». Он показывает, как эта, казалось бы, довольно логичная и хорошо выстроенная теория, разбивается на практике, принося мучения, страдания и, в конце концов, раскаяние главному герою романа. Родион Романович Раскольников, молодой человек, мещанин по происхождению, бросил учебу в […]...
- Образ Раскольникова в романе «Преступление и наказание» План Многогранный роман Главный герой романа Внешний вид Черты характера Идея Раскольникова Преступление и наказание героя Родион Раскольников и Соня Мармеладова Основная идея произведения Ф. М. Достоевского Многогранный роман Листая первые страницы книги, мы начинаем знакомиться с образом Раскольникова в романе Достоевского «Преступление и наказание». Рассказывая историю его жизни, писатель заставляет нас размышлять над целым […]...
- Великие уроки Ф. М. Достоевского в романе «Преступление и наказание» Произведения Ф. М. Достоевского поражают читателя глубиной мысли, психологизмом, ярко выраженными нравственными идеалами. Одним из величайших произведений автора по праву считается роман «Преступление и наказание». В центре романа находится фигура молодого разночинца Родиона Раскольникова. Писателя интересует его психология, душевные качества и истоки преступления (социальные, философские и религиозные). Достоевский, представляя своего героя, сразу, на первой же […]...
- Двойники Раскольникова и их роль в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Мне все кажется, что в вас есть Что — то к моему подходящее… Ф. М. Достоевский Одной из особенностей романа Достоевского является то, что каждый персонаж в нем имеет свой голос, свою правду, свою философию. Достоевский дает высказаться всем, никого не отбрасывая. В центре романа — идея Раскольникова о сильной личности, имеющей право ради высокой […]...
- Роль внутреннего монолога в создании характера Родиона Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» «Каждый человек — это целый мир», — утверждал Федор Михайлович Достоевский, гениальный русский писатель-психолог XIX в. И каждый человек — это еще и тайна, в особенности русский человек. Не случайно во всем мире говорят о загадочной русской душе, и каждый из нас часто повторяет базаровское: «Может быть, точно, всякий человек — загадка». «Русские люди вообще […]...
- Женские образы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Достоевский в романе «Преступление и наказание» знакомит нас со многими человеческими судьбами, столкнувшимися с тяжелейшими условиями существования. В результате некоторые из них оказались на самом дне общества, не выдержав того, что выпало на их долю. Главный герой романа — Родион Раскольников — студент, который вынужден жить в каморке, где даже мыши жить не могут. Вынужденный […]...
- Философские проблемы в романе «Преступление и наказание» Мы все глядим в Наполеоны: Двуногих тварей миллионы Для нас орудие одно. А. С. Пушкин Я хочу рассказать вам о книге, которая не может не взволновать думающего читателя. Эта книга — роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Мне бы хотелось рассказать о философском направлении этого произведения, о его гуманистическом звучании, о значении этой книги […]...
- Картины природы и их роль в романе «преступление и наказание». Сочинение В философии Достоевского очень значима мысль о том, что «гармония в человеческом обществе вообще — и гармония с прекрасной природой в частности — недостижимая мечта, утерянный рай». Если Пушкин, Гоголь, Гончаров и Толстой подчеркивали близость человека к природе, то в романах Достоевского гармония между человеком и природой нарушена. Специфичность предмета изображения (город) обусловливает определенное однообразие […]...
- ОБРАЗ СОНИ МАРМЕЛАДОВОЙ В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» КЛАССИКА Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ ОБРАЗ СОНИ МАРМЕЛАДОВОЙ В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» Ложь и правда, добро и зло, борьба идей, столкновения характеров — все это составляет основу конфликта романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», самого знаменитого, может быть, произведения писателя. Униженные, оскорбленные, «маленькие люди», «подпольные люди» — персонажи едва ли не […]...
- Образ Сони в романе «Преступление и наказание» План Бессмертный образ Знакомство с героиней Портрет Сони Мармеладовой Черты характера Софьи Семеновны Мармеладовой Роль образа Сони Мармеладовой в романе Бессмертный образ Некоторые герои классической литературы обретают бессмертие, живут рядом с нами, именно таким оказался образ Сони в романе » Преступление и наказание » Достоевского. На ее примере мы учимся лучшим человеческим качествам: доброте, милосердию, […]...
- План сочинения: Музыка в романе Достоевского «Преступление и наказание» Музыка в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Музыка, звучащая в романах и повестях Достоевского, не только фон, но и духовная атмосфера, средство передачи мыслей и чувств героя. Музыка органически входит в изображаемую писателем жизнь. Диапазон музыки у Достоевского широк — от шарманки до музыки оперной и симфонической. Музыкальный фон в романе «Преступление и […]...
- Образ вечной Сонечки в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Достоевского, по его собственному признанию, волновала судьба «девяти десятых человечества», нравственно униженных, социально обездоленных в условиях современного ему буржуазного строя. Роман «Преступление и наказание» — это роман, воспроизводящий картины социальных страданий городской бедноты.-Крайняя нищета характеризуется тем, что «идти больше некуда». Образ нищеты постоянно варьируется в романе. Это и судьба Катерины Ивановны, оставшейся после смерти мужа […]...
- ДВЕ МОРАЛИ В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» КЛАССИКА Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ ДВЕ МОРАЛИ В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ» Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — социальный, философский и психологический роман. Мне кажется, ярче всего в романе выражена психологическая линия. Преступление занимает одну часть романа, а наказание — пять частей. И наказание Раскольникова заключается в нравственных страданиях. В своем […]...
- Числа в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский — это не просто классик русской литературы. Это гений, сумевший понять загадочный русский характер и раскрыть многие проблемы русского общества, которые актуальны и в наши дни. Его роман «Преступление и наказание» открывает череду эпохальных романов, сделавших писателя поистине мировым классиком. В нем подробно исследован человеческий индивидуализм, граничащий с абсолютным эгоизмом, который приводит […]...
- Родион Раскольников и Соня Мармеладова (по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание») Роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского — во многом необычное произведение, одной из его особенностей является то, что он написан Достоевским после возвращения с каторги, когда у него преобладали религиозные настроения и чувства. Это нашло свое отражение в том, что обличение жизненных несправедливостей и мечта о «счастье человечества» сочетаются в душе писателя с недоверием […]...
- Сочинение на тему: Соня и Дуня в романе Преступление и Наказание, Достоевский Соня и Дуня Женщины в романе Достоевского «Преступление и наказание» играют неотъемлемую роль. Их образы помогают полностью раскрыть характер Раскольникова, узнать его ближе. Дуня — сестра Родиона. Мы видим, что, несмотря на резкие заявления, которые он позволяет себе в ее адрес («Или я, или он» — о Лужине), судьба ее небезразлична Раскольникову. Он не […]...
- Образ Сони Мармеладовой в романе Федора Достоевского «Преступление и наказание» Ложь и правда, добро и зло, борьба идей, столкновения характеров — все это составляет основу конфликта романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», самого знаменитого, может быть, произведения писателя. Униженные, оскорбленные, «маленькие люди», «подпольные люди» — персонажи едва ли не всех произведений Достоевского. Так и в «Преступлении и наказании». Брошенные на улицах дети, пьяная девочка […]...
- Проблема добра и зла в романе Достоевского «Преступление и наказание» Проблема всего творчества Достоевского — определение границ между добром и злом. Это центральный философский вопрос, волновавший писателя всю жизнь. В своих произведениях писатель пытается дать оценку этим понятиям и установить их взаимодействие как в обществе в целом, так и в отдельном человеке. В столкновении своих героев Достоевский прежде всего выясняет границы добра и зла отдельной […]...