План сочинения: Музыка в романе Достоевского “Преступление и наказание”

Музыка в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”

Музыка, звучащая в романах и повестях Достоевского, не только фон, но и духовная атмосфера, средство передачи мыслей и чувств героя. Музыка органически входит в изображаемую писателем жизнь. Диапазон музыки у Достоевского широк – от шарманки до музыки оперной и симфонической. Музыкальный фон в романе “Преступление и наказание” неотде­лим от грязных и темных улиц Петербурга, каморок, погребков, се­рого петербургского неба и душевного состояния персонажей:

а)

уличные музыканты в “Преступлении и наказании” (дребезжание шарманки, звуки ручного органа, голос уличной и трактирной певи­цы, пьяные песни завсегдатаев погребков);

б) музыка способствует сгущению атмосферы действия (так, трагиче­ский характер приобретает сцена безумства Катерины Ивановны, угрожающей невидимым врагам, что она пойдет на улицу с шар­манкой; в бреду умирающая Катерина Ивановна пытается припом­нить мелодию и слова любимых романсов);

в) музыка сопровождает скитания Раскольникова по трактирам, героя влечет туда, где шум и пьяное веселье (в одном из трактиров “тень­кала гитара, пели

песни и было очень весело. Раскольникова почему-то занимало пение и весь этот стук и гам там внизу…”);

г) в снах Раскольникова звучит то же пьяное пение, крики, брань, хо­хот; в чудовищном кошмаре Раскольникова сливаются звяканье бубна, крики озверевшего владельца клячи, пьяные голоса, орущие песню;

д) обобщенный символический смысл приобретают в романе фигуры шарманщика и уличной певицы, которые подчеркивают приз­рачность и нереальность всего происходящего в этом мрачном и без­отрадном городе (“Не доходя до Сенной, на мостовой перед мелоч­ной лавкой стоял молодой черноволосый шарманщик и вертел ка­кой-то весьма чувствительный романс. Он аккомпанировал стояв­шей впереди него на тротуаре девушке лет пятнадцати. Уличным, дребезжащим, но довольно приятным и сильным голосом она выпе­вала романс в ожидании двухкопеечника из лавочки.

Раскольников послушал, вынул пятак и положил в руку девушки. Та вдруг пре­секла пение на самой чувствительной и высокой ноте, точно отреза­ла, резко крикнула шарманщику “будет” и оба поплелись дальше, к следующей лавочке”). В целом музыка “Преступления и наказа­ния” – это крики пьяного хора, звуки балалайки и шарманки; лишь в эпилоге как символ новой жизни Раскольникова слышится вольная народная песня.

3. Безусловно, музыка в романе “Преступление и наказание” выпол­няет художественную функцию, несет не только выразительную, но и смысловую нагрузку. Она сопровождает Раскольникова в его “хождении по мукам” и знаменует обретение им надежды в финале романа.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

План сочинения: Музыка в романе Достоевского “Преступление и наказание”