РОЛЬ “ДВОЙНИКОВ” РАСКОЛЬНИКОВА В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ”
РОЛЬ “ДВОЙНИКОВ” РАСКОЛЬНИКОВА В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО
“ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ”
В своем романе “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевский стремился решить важную психологическую и нравственную задачу – показать людям несостоятельность пустых, выдуманных теорий, раскрыть их опасность и разрушительную силу. Именно такой теорией стала идея главного героя произведения Родиона Раскольникова, который решил, что сильная личность имеет право пренебречь законами совести и морали для достижения своей цели. Цель
Достоевский, шаг за шагом раскрывая ложность теорий своего героя, описывая их губительные последствия для души Раскольникова, подводит нас к твердому убеждению, что нет в мире целей, способных оправдать преступление. И нет преступлений, которые бы остались безнаказанными. Потому что, кроме закона государства, существуют законы совести, обмануть которые никто не властен.
Для того чтобы наиболее ярко и убедительно
Вынашивая в голове свою античеловеческую, антигуманную идею, он все время находится в сомнениях, метаниях, он старается оправдать свои преступные планы великими идеями добра и справедливости. Но от этого сами идеи не становятся менее преступными и менее губительными для него самого. Для того чтобы доказать это, писатель вводит фигуры таких героев, как Лужин, Лебезятников и Свидригайлов. В этих образах “в чистом виде”, не спрятанные под маской добродетели, выступают те же самые помыслы и теории, которые терзают главного героя.
При этом каждому из этих персонажей в романе отведена своя особая роль.
Лужин с его “экономическими теориями”, оправдывающими эксплуатацию человека, построенными на выгоде и расчете, оттеняет бескорыстие стремлений Раскольникова. В то же время его главная роль – интеллектуальное снижение идеи Родиона, которое оказывается морально невыносимым для героя Достоевского. Теории Лужина и Раскольникова в конечном итоге приводят к одному – к тому, что можно “проливать кровь по совести”. Но мотивы Родиона при этом благородны, выстраданы сердцем.
Им движет не простой расчет, а заблуждение, “помрачение ума”. Лужин же, предприниматель средней руки, разбогатевший “маленький человек”, которому очень хочется стать “большим”, превратиться из раба в хозяина жизни. Всеми своими действиями он опошляет, а тем самым и дискредитирует теорию “разумного эгоизма”.
По его твердому убеждению, каждый должен стремиться к тому, чтобы любыми средствами добиться собственного блага – и тогда люди образуют счастливое общество. При этом эгоистичный и пошлый буржуазный делец отвергает любую жертвенность ради общего блага, утверждает бесполезность “единичных щедрот” и считает, что забота о собственном благосостоянии есть одновременно и забота о “всеобщем преуспеянии”. Позаимствовав рационалистические основы теории Родиона Раскольникова и очистив их от ненужных, по его убеждению, альтруистических стремлений и деятельного сострадания, Лужин превращает взгляды героя в идейное оправдание своих хищнических устремлений.
Таким образом, Лужин представляется нам скорее антиподом, чем двойником Раскольникова. Но насколько же похожи основы их теории! Родион считает, что вправе убить старуху-процентщицу, а Лужин – погубить Соню (хотя сам он уверен, что действует из лучших побуждений, “помогая” бедной девушке и ее семье).
Оба героя при этом исходят из ложного представления о том, что они лучше других людей и потому имеют право на антигуманные поступки, на преступление против морали и совести. Никчемная старуха, как считает Раскольников, все равно умрет, а падшая Соня, по мнению Лужина, все равно когда-нибудь украдет.
Другой персонаж, воплотивший в себе черты и идеи главного героя, – “прогрессист” Лебезятников. Культ протеста, принимающий в характере этого героя форму воинствующей глупости, компрометирует избранный Раскольниковым бунтарский путь переустройства мира, в котором он видит и возможность самоутверждения. Лебезятников, ни о чем не задумываясь, сразу же пристает “непременно к самой модной ходячей идее, чтобы тотчас же опошлить ее, чтобы мигом окарикатурить все”.
Еще один “двойник” Родиона Раскольникова – Свидригайлов, человек, начисто лишенный понятий о совести и чести. Его образ – это своеобразное предостережение герою, яркий пример того, во что он превратится, если не послушается голоса собственной совести и захочет жить, имея на душе преступление, не искупленное страданием. В этом персонаже Достоевский раскрывает глубины нравственного падения человека, из-за душевной опустошенности вставшего на путь преступной деятельности. Самым страшным для Раскольникова является именно Свидригайлов, так как он постоянно убеждает героя, что они “одного поля ягоды”.
Родион стремится, но к ужасу своему не может порвать ту внутреннюю нить, которая связывает его с этим страшным человеком. Отношение к другим людям и к самому себе – вот то главное, чем проверяет своих героев Ф. М. Достоевский. И тут становится очевидной схожесть главного героя со своим “двойником”.
Раскольников способен не видеть человека в своем ближнем. Свидригайлов не способен видеть человека ни в ком. Таким образом, идея Родиона Раскольникова доводится до абсурда, до предела.
Ведь если можно “старушек чем попало по голове лущить”, то отчего же нельзя подслушивать? – задает резонный вопрос Свидригайлов. Он мог бы спросить: “Почему нельзя прелюбодействовать?” или “Почему нельзя шантажировать людей?” и т. д. И в любом случае Родиону нечего было бы ему ответить. В конечном итоге “арифметика” Раскольникова, согласно которой можно убить одну “вредную старуху”, а затем, сделав сотню добрых дел, искупить этот грех, опровергается “опытами” Свидригайлова: все добро, совершенное им, никоим образом не может оправдать преступлений минувшего. Но главное – ничто на свете уже не может возродить его больную душу.
Он – именно тот “избранный”, который “преступил” много раз, и “преступил” без нравственных мучений, но при этом все равно не стал Наполеоном. Жизненный итог Свидригайлова – это не только его самоубийство, это также окончательная гибель идеи Раскольникова, раскрывающая его чудовищный самообман.
Таким образом, сопоставление героя с другими персонажами глубоко связано с философским смыслом всего произведения Ф. М. Достоевского. С одной стороны, карикатурные, уродливые образы Лужина, Лебезятникова, Свидригайлова и некоторых других героев оттеняют положительные стороны характера Родиона Раскольникова. С другой стороны, с их помощью автор разоблачает любые человеконенавистнические теории, рожденные зачастую самим несправедливым и жестоким миром.
Одно то, что такие люди существуют в обществе, показывает огромную степень несовершенства и испорченности этого общества. А значит, заставляет всех нас задуматься над тем, как достойными и праведными путями найти способ переустройства окружающего нас мира. “Двойники” Раскольникова так или иначе погибают – физически или духовно. Сам же герой в конце концов возрождается, сохраняет в себе живую человеческую душу.
Тем самым писатель утверждает идею о том, что у человечества есть шанс. И оно просто не имеет права им не воспользоваться.