Картины природы и их роль в романе “преступление и наказание”. Сочинение
В философии Достоевского очень значима мысль о том, что “гармония в человеческом обществе вообще – и гармония с прекрасной природой в частности – недостижимая мечта, утерянный рай”. Если Пушкин, Гоголь, Гончаров и Толстой подчеркивали близость человека к природе, то в романах Достоевского гармония между человеком и природой нарушена. Специфичность предмета изображения (город) обусловливает определенное однообразие пейзажей Достоевского.
Как правило, это типовые пейзажи.
Так, в романе ” Преступление и наказание”
Второй – хмурый, мрачный, пасмурный город, окутывающий холодом, резкие порывы ветра, монотонно барабанящий дождь, черная вода в Неве… Картины эти нарисованы грязными, тусклыми, серыми красками. Таков уже первый пейзаж романа.
“На улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности
И пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершили отвратительный и грустный колорит картины”.
Сильная жара и духота – неотъемлемая часть пейзажей “Преступления и наказания”. Вот Раскольников выходит на улицу уже после убийства, и он снова попадает в ту же невыносимую атмосферу.
“На улице жара стояла невыносимая; хоть бы капля дождя во все эти дни. Опять пыль, кирпич и известка, опять вонь из лавочек и распивочных, опять поминутно пьяные, чухонцы-разносчики и полуразвалившиеся извозчики”.Необыкновенную духоту Петербурга отмечает и Пульхерия Александровна, приехавшая из провинции. Выйдя из квартиры сына, она замечает: “…ужас у него душно… а где тут воздухом-то дышать?
Здесь и на улицах, как в комнатах без форточек. Господи, что за город!
“. Ю. В. Лебедев замечает, что невыносимая духота Петербурга – “частица общей атмосферы романа, душной и безысходной”. Единственный яркий штрих, встречающийся в пейзажах первого типа, – это яркое, кроваво-красное солнце. Однако и это ослепительное, красное солнце на фоне душного, пыльного города оставляет не радостное, а гнетущее впечатление. “Солнце ярко блеснуло ему в глаза, так что больно стало глядеть, и голова его совсем закружилась, – обыкновенное ощущение лихорадочного, выходящего вдруг на улицу в яркий солнечный день”.
Образ солнца в романе имеет несколько значений. Раскольникову больно смотреть на солнце, солнце будто ослепляет его. В этом описании восприятия героем природы Достоевский намекает, что Раскольников ослеплен своей идеей, и все мировосприятие героя искажено. Кроме того, ослепительное, огромное солнце в этих эпизодах невольно порождает мысль о Людовике X






Related posts:
- Петербург Ф. Достоевского (по роману “Преступление и наказание”) Петербург… Город, к которому в своих произведениях обращались многие писатели – от Ломоносова до поэтов наших дней. “Дух неволи”, отмеченный в Петербурге еще Пушкиным, наложил отпечаток на разочарованных жизнью, преждевременно уставших героев Гоголя, Блока, Белого, Достоевского. Но у последнего город во всех произведениях многолик. Царственный град Петра, воплощение силы и власти, открывается мечтателю из “Белых […]...
- Сочинение Образ Петербурга в романе Преступление и наказание В мировой истории литературы Федору Михайловичу Достоевскому принадлежит одно из первых мест. Его самое знаменитое произведение – роман “Преступление и наказание”, созданный во второй половине XIX века. В это время Петербург был одним из богатейших и красивейших городов Европы. Петербург в романе “Преступление и наказание” выступает в качестве одного из действующих лиц. Его образ мы […]...
- Образ Петербурга в романе Ф. Достоевского “Преступление и наказание” и в романе Л. Толстого “Война и мир” Два величайших писателя – Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой – почему-то в равной степени недолюбливали творение Петра Великого, его детище – Петербург. И это свое негативное отношение к северной столице отразили в своих бессмертных творениях. “Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге”, – констатирует Свидригайлов, […]...
- Семья Мармеладовых и ее роль в романе “Преступление и наказание” Роман Федора Михайловича Достоевского “Преступление и наказание – – одно из самых сложных произведений русской литературы, в котором автор рассказал об истории гибели души главного героя после совершения им преступления, об отчуждении Родиона Раскольникова от всего мира, от самых близких ему людей _ матери, сестры, друга. Достоевский справедливо утверждая, что вернуться в этот мир, снова […]...
- Сочинение на тему: “Образ Петербурга и его идейно-художественная роль в романе “преступление и наказание” “Люблю тебя, Петра творенье”, – писал о Петербурге А. С. Пушкни, называя его “гордым”, “стройным”, городом. А каким же мы видим этот прекрасный великий град “град Петров” в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”? У автора почти нет описаний великолепных архитектурных памятников. Достоевский показывает нам не аристократический Петербург с его блестящей, красивой жизнью, а […]...
- Петербург в романе Федора Достоевского “Преступление и наказание” Жизнь столицы Достоевский рисовал как яркое, резкое и “фантастическое” воплощение всех противоречий русской жизни в целом. История преступления Родиона Раскольникова разворачивается на фоне реальной жизни Петербурга середины 60-х годов XIX века. Картины нищего Петербурга в романе “Преступление и наказание” пронизаны глубокой болью за человека. Жизненные тупики, одиночество приводят героев Достоевского к пьянству, преступлению, смерти. Петербург […]...
- Образ города в романе Федора Достоевского “Преступление и наказание” Петербург не раз становился действующим лицом русской художественной литературы. “Преступление и наказание” многие критики и писатели называют петербургским романом. Ф. М. Достоевский любил Петербург, как и его герой, Раскольников, безумно любивший бродить по улочкам города. Идя на преступление, Раскольников, проходя мимо Юсупова сада, задумывается о фонтанах, которые неплохо бы освежали воздух на площадях, и что […]...
- Проблемы общества в романе Достоевского “Преступление и наказание” Русская литература XIX века отличается своим величием и могуществом. Она является самой гуманной и в то же время самой важной на целом свете. О чем говорят такие великие имена как Пушкин, Гоголь, Толстой, Чехов, Лермонтов и, конечно же, Достоевский. Великое творение Федора Михайловича Достоевского роман “Преступление и наказание” по истине занимает важное место не только […]...
- Эпилог и его роль в романе “Преступление и наказание” Одним из сильнейших моментов романа “Преступление и наказание” является его эпилог. Хотя, казалось бы, кульминация романа давно миновала, и события видимого “физического” плана уже произошли (задумано и содеяна страшное преступление, совершено признание, приведено в исполнение наказание), на самом деле только в эпилоге роман достигает своего подлинного, духовного пика. Ведь, как выясняется, совершив признание, Раскольников не […]...
- Образ времени в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” был написан в 60-е годы XIX века во время формирования нового буржуазного общества. Это был очень тяжелый период в истории нашей страны. Ожидание возрождения России после отмены крепостного права сменилось разочарованием. С особой очевидностью стала видна несправедливость общественного устройства жизни. Именно в эти годы разворачиваются события романа “Преступление […]...
- Петербург в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” (Второй вариант) Город – трагическая Судьба человека. Город Петербург – есть призрак, Порожденный человеком В его отщепенчестве и скитальчестве. Н. Бердяев Петербург был городом Достоевского, и сам Достоевский был писателем, во многом рожденным Петербургом. Именно в этом городе разворачиваются события, описанные автором в романе “Преступление и наказание”, но Петербург на страницах этого произведения – не просто фон, […]...
- Петербург Родиона Раскольникова по роману Преступление и наказание (Достоевский Ф. М.) В Петербурге происходит действие романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. И город играет значительную роль в формировании безумной идеи Раскольникова убить старуху-процентщицу. Посмотрим, какие именно особенности города так повлияли на умного молодого студента, любящего сына и брата. Петербург у Достоевского это не грандиозный богатый город с изысканной архитектурой и новейшими достижениями техники. Здесь это […]...
- Роль евангельского сюжета о воскрешении Лазаря в романе “Преступление и наказание” Библия в целом и Новый Завет, в частности, занимают совершенно особое место в романе Достоевского ” Преступление и наказание “. Это произведение по праву считается шедевром даже среди пяти великих романов этого писателя. Он как бы своеобразный эпицентр его творчества, в нем заложены зерна всех тех идей, что будут подробнее разрабатываться в других его произведениях. […]...
- Петербург в романе Достоевского “Преступление и наказание” Петербург занимает важное место в произведениях Ф. М. Достоевского. Сам писатель учился в этом городе и провел там большую часть жизни. В романе “Преступление и наказание” Достоевский не описывает архитектурных красот города и уделяет мало внимания его облику. Зато писатель прекрасно передает саму атмосферу города, ощущения людей, живущих в нем. Сдавленное пространство примыкающих к Сенной […]...
- Сочинение на тему: Петербург Достоевского на примере романа Преступление и наказание, Достоевский Петербург Достоевского Начать следует с того, что представлял собой Петербург в 19 веке. А был он столицей огромной империи, находящейся на пике своего могущества. Что это значит для города? Огромное количество административных учреждений, сконцентрированных на небольшой площади. Как это обычно бывает в России, где правительство, там – деньги. Благодаря всему вышеперечисленному, Петербург быстро превратился в […]...
- СЕМЬЯ МАРМЕЛАДОВЫХ И ЕЕ РОЛЬ В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ” Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание – одно из самых глубоких и сложных произведений русской литерату- ры, в котором автор рассказал об истории ги- бели души главного героя после совершения им преступления, об отчуждении Родиона Раскольникова от всего мира, от самых близ- ких ему людей – матери, сестры, друга. До- стоевский утверждал, что вернуться […]...
- Роль второстепенных персонажей в романе Достоевского “Преступление и наказание” Роль второстепенных персонажей в романе Достоевского “Преступление и наказание” I. Вступление Понятие главного и второстепенного персонажей. Главные герои несут на себе основную проблемно-идейную нагрузку, их характеры и жизненные позиции показаны автором максимально подробно, они активно участвуют в сюжете. Второстепенные персонажи обрисованы не столь подробно, лишь периодически подключаются к сюжету, но имеют все же свою собственную […]...
- Написать сочинение на тему: роль образов лужина и свидригайлова в романе преступление и наказание Рассматривая проблему “оправданного убийства” глазами Раскольникова, автор словно подводит читателя к мысли о возможной правоте героя и в то же время “на языке ситуаций” оспаривает его “теорию”. Главными “аргументами” в этой полемике становятся фигуры Лужина и Свидригайлова. Знакомство с ними показывает Раскольникову, что его теория о “праве сильного” является главным жизненным принципом “палачей”, насильников, маленьких […]...
- Двойники Раскольникова и их роль в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Мне все кажется, что в вас есть Что – то к моему подходящее… Ф. М. Достоевский Одной из особенностей романа Достоевского является то, что каждый персонаж в нем имеет свой голос, свою правду, свою философию. Достоевский дает высказаться всем, никого не отбрасывая. В центре романа – идея Раскольникова о сильной личности, имеющей право ради высокой […]...
- Образ Петербурга в романе Ф. Достоевского “Преступление и наказание” “Черный пес Петербург – морда на лапах, Стынут сквозь пыль ледяные глаза. В эту ночь я вдыхаю твой каменный запах Пью названия улиц, домов поезда” (ДДТ, текст песни) Образ Петербурга в романе “Преступление и наказание” является одним из основополагающих для дальнейшего развития событий. Прежде всего, Петербург – это место, где разворачивается сюжет произведения. В то […]...
- Роль снов в романе “Преступление и наказание” Роль снов в романе Достоевского “Преступление и наказание” Сны в русской литературе неоднократно использовались как художественный прием. К нему прибегали А. С. Пушкин в “Евгении Онегине”, М. Ю. Лермонтов в “Герое нашего времени”, И. А. Гончаров в “Обломове”. Роман Достоевского – социально-философское произведение. Это блистательный полифонический роман, где автор показал, как сливается теория и реальность, […]...
- Роль эпилога в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Структура романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” отличается тем, что в произведении есть эпилог. Он не связан непосредственно с основным действием романа, но играет очень важную роль в идейном замысле произведения. Эпилог состоит из двух частей. В первой части эпилога мы узнаем о том, как сложилась дальнейшая судьба главных героев. Во второй части перед […]...
- РОЛЬ “ДВОЙНИКОВ” РАСКОЛЬНИКОВА В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ” РОЛЬ “ДВОЙНИКОВ” РАСКОЛЬНИКОВА В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ” В своем романе “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевский стремился решить важную психологическую и нравственную задачу – показать людям несостоятельность пустых, выдуманных теорий, раскрыть их опасность и разрушительную силу. Именно такой теорией стала идея главного героя произведения Родиона Раскольникова, который решил, что сильная личность […]...
- Образ мрачного Петербурга в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” 1. Петербург в произведениях русских писателей. 2.Изображение Петербурга и его влияние на героев. 3. Художественные приемы изображения города. 4. Мое мнение об образе Петербурга. Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид Невы державное теченье, Береговой ее гранит. А. С. Пушкин Отвращение ее (Европы) от нас, как от чего-то противного, отчасти даже некоторый суеверный […]...
- Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Образ Петербурга, созданный в русской литературе, поражает своей мрачной красотой, державным величием, но и “европейской” холодностью, безучастностью. Таким Петербург видел Пушкин, создавая поэму “Медный всадник”, повесть “Станционный смотритель”. Гоголь подчеркивал все невероятное, фантастическое в образе Петербурга. В изображении Гоголя Петербург – город-иллюзия, город абсурда, породивший Хлестакова, чиновника Поприщина, майора Ковалева. Петербург Некрасова – уже вполне […]...
- Принципы изображения действительности в романе “Преступление и наказание” “Меня зовут психологом: неправда, я лишь реалист в высшем смысле, то есть изображаю все глубины души человеческой”, – эти слова Достоевского при упоминании его имени вспоминаются очень часто, но всегда придают им весьма противоречивый смысл. Отрицает ли этим писатель свои заслуги в области создания психологического романа? Или хочет сделать акцент, прежде всего, на своей принадлежности […]...
- Петр Петрович Лужин и его роль в романе “Преступление и наказание” Процесс превращения мещанина в капиталистического хищника в деревне и в городе стал одной из главных тем сатиры Щедрина. Но и в творчестве Достоевского он занял очень большое место. По особенностям своего жизненного опыта и по характеру своего видения мира Достоевский воплощал новую действительность и новую мораль, утверждаемую поднявшимся мещанством, конституирующейся буржуазией, в образы полуинтеллигентов и […]...
- Двойники Раскольникова и их роль в романе “Преступление и наказание” Роман Достоевского “Преступление и наказание” можно читать и перечитывать несколько раз и все время находить в нем что-то новое. Читая его впервые, мы следим за развитем сюжета и задаемся вопросами о правильности теории Раскольникова, о святой Сонечке Мармеладовой и о “хитрости” Порфирия Петровича. Однако, если мы откроем роман во второй раз, появляются и другие вопросы. […]...
- Сочинение на тему: ПЕТЕРБУРГ В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ” Петербург – это город, которому по традиции приписывается великолепие и шик. Это место, которому дано и предначертано судьбой быть законодателем моды во всем – начиная от одежды и заканчивая архитектурой. Это ориентир для нравов и общественных настроений, это точка, откуда все новое, что появлялось в России, из окрестных государств, распространялось на бескрайние просторы империи. Так […]...
- Образ Петербурга в романах Достоевского “Преступление и наказание” и Толстого “Война и мир” Два величайших писателя, Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой, почему-то в равной степени недолюбливали творение Петра Великого, его детище – Петербург. Это свое негативное отношение к северной столице они отразили в своих бессмертных произведениях. “Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге”, – констатирует Свидригайлов, герой романа […]...
- Роль внутреннего монолога в создании характера Родиона Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” “Каждый человек – это целый мир”, – утверждал Федор Михайлович Достоевский, гениальный русский писатель-психолог XIX в. И каждый человек – это еще и тайна, в особенности русский человек. Не случайно во всем мире говорят о загадочной русской душе, и каждый из нас часто повторяет базаровское: “Может быть, точно, всякий человек – загадка”. “Русские люди вообще […]...
- СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОТЕСТ В РОМАНЕ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ” Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” был напечатан в 1866 году. Это роман о современной России, пережившей эпо- ху глубочайших социальных сдвигов и нравст- венных потрясений, роман о современном ге- рое, вместившем в грудь свою все страдания, боли, раны времени. Уже в самом начале этого произведения мы узнаем, что его главный герой – бедный […]...
- Петербург Достоевского в романе “Преступление и наказание” В произведениях Ф. Достоевского образ столицы Российской империи играет не менее важную роль, чем главные персонажи. Так, он не только место действия, но и фактически полноправный персонаж романа “Преступление и наказание” , который иногда даже называют “романом большого города”. Достоевский – писатель-урбанист, поэтому в его произведениях Петербург имеет не менее заметное место, чем, скажем, Лондон […]...
- Город разрушений и унижений (по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание) Городом разрушения и унижения в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” является Петербург. Петербург в романе – это не только город, где живут герои, Петербург выступает своеобразным участником событий, действующим лицом. К теме Петербурга обращались многие писатели, мы можем увидеть его и в произведениях А. С. Пушкина, и Н. В. Гоголя, воспевали этот город […]...
- Идейно-художественная роль образа Свидригайлова в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Проникнуть в смятенную душу современного человека, понять себя и других, чтобы указать людям путь, ведущий к достижению идеала, – вот к чему стремился великий романист Достоевский. Он пристально изучает внутренний мир людей, живущих в ненормально устроенном обществе, обнажает глубины человеческой души, заглядывая в ее самые потаенные уголки и видя трагические заблуждения, противоречия “больного” сознания. Показывая […]...
- Какие мысли и чувства пробудил во мне роман Достоевского “Преступление и наказание” Роман “Преступление и наказание” – первая книга Достоевского, прочитанная мной. После прочтения книги, я поняла, насколько мудрым и умным человеком был Федор Михайлович Достоевский. Несмотря на то, что Достоевский был из высшего сословия, он знал жизнь простых людей не по наслышке и прекрасно понимал их. В своем романе он пишет о бедных и беспомощных людях, […]...
- Образ Петербурга в романе Достоевского “Преступление и наказание” Город – действующее лицо романов и повестей Достоевского. “Действенный Петербург” – такими словами определил А. Блок город Достоевского, ощущая его как одушевленное существо, живущее своей собственной, единственной и неповторимой жизнью и непостижимым образом воздействующее на бытие и судьбу человека. “Это город полусумасшедших… Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как […]...
- Мир “униженных и оскорбленных” в романе “Преступление и наказание” Федор Михайлович Достоевский вступил в литературу как защитник “униженных и оскорбленных”. В его романах показаны страшные картины нищеты, одиночества, надругательства над человеком, невыносимой “духоты” жизни. Излюбленное место действия в произведениях Достоевского – Петербург. Это город трущоб, в котором живут мелкие чиновники, ремесленники, мещане, студенты. И автор постоянно обращает внимание на духоту, вонь, царящие в городе: […]...
- Идея Родиона Раскольникова о праве сильной личности на преступление в системе авторских опровержений. По роману Ф. М. Достоевского Преступление и наказание Родион Романович Раскольников – главный герой социально-психологического романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”. Он бывший студент, человек умный и талантливый, живущий в каморке, похожей на гроб, в беднейшей части Петербурга. Духота, толкотня, вонь, пьянство, “обилие известных заведений” – вот среда, в которой приходилось жить герою, вот где и зародилась его жестокая, антигуманная идея. В […]...
- ОБРАЗ ПЕТЕРБУРГА В РОМАНАХ Ф. М. ДОСТОЕВСКОГО “ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ” И Л. Н. ТОЛСТОГО “ВОЙНА И МИР” Два величайших писателя, Ф. М. Досто- евский и Л. Н. Толстой, почему-то в равной степени недолюбливали творение Петра Ве- ликого, его детище – Петербург. Это свое негативное отношение к северной столице они отразили в своих бессмертных произве- дениях. “Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу челове- ка, как в Петербурге”, – […]...