«Работа(Единое счастье — работа…)» анализ стихотворения Брюсова
История создания
Стихотворение «Работа» было написано в 1917 г. и опубликовано в сборнике «Такие дни» в 1923 г.
Сегодня Брюсова назвали бы трудоголиком. Он работал не потому, что вынужден был зарабатывать на кусок хлеба. Работа была его страстью и удовольствием.
Необыкновенно трудоспособный, очень талантливый и искренне уверенный в своей гениальности, Брюсов считал литературный труд делом своей жизни и своим предназначением.
Литературное направление и жанр
Стихотворение «Работа» относится к литературному направлению
Они лишены индивидуальности, это символы разных сословий. Цель Брюсова — привлечь каждого, независимо от сословия, к работе — самому большому удовольствию.
Жанр стихотворения — философская лирика. В нем поднимается проблема работы как предназначения человека.
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение
Каждому виду деятельности посвящены строфы 2-4. Пятая строфа описывает пользу от любого труда. Шестая строфа уточняет, что труд должен быть ради пользы людей. Седьмая строфа повторяет первую с вариацией, определяющей основную мысль: «Все счастье земли — за трудом».
Композиция стихотворения кольцевая. По форме стихотворение — призыв. В нем Брюсов четко исполняет предназначение поэта из своего же стихотворения: «Что сердце диктует, пиши».
Тропы и образы
Работа называется единым счастьем (метафора). С точки зрения лирического героя, настоящая работа должна обладать определенными качествами: быть упорной, на износ («до седьмого пота» — метафора). Кроме того, работа должна занимать значительную часть жизни человека.
Это должны быть целые «часы за упорным трудом», время «без счета» (метафора).
Брюсов описывает красоту каждого вида работы. Работа в поле естественна, связана с природой. Она не предполагает никакого механизированного труда.
Вся красота ее — в мерном и сильном движении (шаги за плугом, взмахи косы, наклоны к лошадиным подпругам). За тяжелый труд пахарь вознагражден красотой природы: он может наблюдать в конце работы «алмазы вечерней росы» (метафора).
Работа на фабрике связана с «шумом стозвонным» (метафора), наполнена механическими повторами: день вливается в черед миллионный таких же дней (гипербола). Дни эти рабочие, преемственные, то есть похожие один на другой (эпитеты). Лицо рабочего должно быть непреклонное (метонимия, непреклонной должна быть решимость работать, несмотря на рутину).
Отличительная черта внешности писателя или любого творческого человека — его поза, он «согнут над белой страницей». Особенность труда писателя в том, что он должен честно записывать «заветные мысли души», то, что диктует сердце (метафоры). Хотя творческая работа лишена рутины и физического напряжения, она предполагает постоянное участие в творческом процессе.
Вечер, когда «небо зажжется денницей» (метафора) — это не повод, чтобы отдохнуть. Творчество должно быть безостановочным, мысли души ложиться на бумагу «всю ночь» «вереницей» (гипербола и сравнение).
В следующей строфе плоды труда уподобляются самой жизни и оказывают живительное влияние на народ, что отражено в метафорах: хлеб разойдется по миру — польза для тела, животворный поток со станков — польза для души, а печатная мысль, отзывающаяся «во глуби бессчетных умов» — польза для духа.
В шестой строфе работа сравнивается с семенами, которые прорасту «незримо, чудесно» (наречные эпитеты) и дадут плоды; с благодатной влагой дождя, которая падает на народ (метафора).
Одно из важнейших свойств настоящего труда состоит в том, что трудящийся не думает о его плодах: «Что станет с плодами, — безвестно».
В начале последней строки-рефрена работа называется не единым счастьем, а великой радостью. Но первая мысль стихотворения, его идея повторяется в последней строчке: «Все счастье земли — за трудом».
Размер и рифмовка
Стихотворение написано трехстопным амфибрахием. Рифмовка в пятистишьях АбААб. Женская рифма чередуется с мужской.