Анализ стихотворения Брюсова “К портрету Лейбница”



В 1900 году издательство “Скорпион” выпустило третий сборник Брюсова, получивший название “Tertia Vigilia” (в переводе с латинского языка – “Третья стража”). Книгу Валерий Яковлевич посвятил своему коллеге по символистскому цеху – Бальмонту. В ней важное место занимают стихотворения на историко-мифологические темы.

В них рассказывается о Данте, Клеопатре, Кассандре, Орфее, Александре Великом и прочих значительных личностях.

Сборник включает в себя несколько разделов. Один из них – “Близким”. В него вошел сонет

“К портрету Лейбница”.

Произведение вдохновлено деятельностью великого немецкого ученого. Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646-1716) оставил след во многих областях знаний – математике, логике, психологии, физике, философии, истории, лингвистике, механике. Брюсов открыто восхищается его талантами и человеческими качествами. Больше всего поэт ценит то, что Лейбниц не скрывал свои знания, охотно делился ими с людьми.

При этом ученый не встречал понимания со стороны общественности. По замечанию Валерия Яковлевича, “буйный век глумился” над гением. Превознося Лейбница, Брюсов называет его мудрецом,

“создателем вещих книг”, сравнивает Готфрида Вильгельма с древними пророками.

Сонет, посвященный немецкому ученому, тесно связан с другим стихотворением из цикла “Близким” – “К портрету Лермонтова”. В Михаиле Юрьевиче поэт разглядел ту же заботу о людях, что была характерна для Лейбница: “Ты никогда не мог быть безучастным…”.

Максимилиан Волошин (1877-1932), лично знавший Валерия Николаевича и не раз с ним встречавшийся, отрицательно относился к произведениям, в которых Брюсов обращался к “учителям мудрости”. Речь идет о “Данте” и “К портрету Лейбница”. По мнению Волошина, Валерий Яковлевич не сумел найти ни четких и ярких слов для характеристики этих великих людей, ни настоящего пафоса.

Оба стихотворения Максимилиан Александрович считал “одами школяра-схоластика на заданную тему”. Нелестные высказывания о “Данте” и “К портрету Лейбница” принадлежат литературному критику Юлию Исаевичу Айхенвальду (1872-1928), наибольшей популярностью пользовавшемуся в период расцвета русского модернизма, то есть с 1905 по 1917 год. По его словам, характеристика, данная Брюсовым чужой гениальности, не проникновенна и не метка.

Айхенвальд считал, что о Лейбнице и Данте Валерий Яковлевич выразился “элементарно и бледно”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Анализ стихотворения Брюсова “К портрету Лейбница”