“Сонет к форме” анализ стихотворения Брюсова



История создания

“Сонет к форме” был написан в 1894 г. молодым 21-летним Брюсовым, студентом историко-филологического факультета Московского университета. Писатель включил его в цикл “Пролог” в сборнике юношеских стихотворений “Juvenilia”, который готовил к печати в 1896 г. Сборник так и не был издан. Стихотворение вместе с другими, подготовленными к печати в неизданный сборник, вошло в “Полное собрание сочинений” (1913).

Литературное направление и жанр

В 1894 г. родилось направление символизма в России, у истоков которого стоял Брюсов. Был издан манифест символистов и альманахи “Русские символисты” (на средства Брюсова). “Сонет к форме” – стихотворение о воплощении идей символизма в поэзии. Жанр стихотворения – философская лирика, так называемый сонет – поэтический манифест.

Тема, основная мысль и композиция

Сонет имеет эпиграф французского символиста Малларме, который утверждает, что сущность вещей не раскрывается в обыденной речи. Как же тогда ее раскрыть? Об этом сонет Брюсова.

Сонетная форма предполагает 2 катрена и 2

терцета. Первый катрен задает тему, тезис. Автор рассуждает о цветке, у которого связаны форма и содержание, внешнее и внутреннее, контур и запах.

Эта мысль получает развитие в образе бриллианта, суть которого недоступна взгляду, пока огранка не сделает совершенной форму.

Во втором катрене тезис развивается дальше. Лирический герой подступает, наконец, к тому, что его волнует, переходя от материальных образов к абстрактным. Возникает утверждение, что изменчивые фантазии застывают в отточенных фразах.

Первый терцет, казалось бы, не содержит противоречий, в нем нет ожидаемого перелома. Лирический герой мечтает, чтобы и его мечты воплотились в слове. Но антитезис к первоначальному тезису о единстве формы и содержания все же представлен: важность формы на первом месте.

Не доходят к свету мечты, не воплощенные в слове, исчезают, умирают.

Синтез второго терцета – история об издании стихов лирического героя и о восприятии их другом. Сонет – вот совершенная форма, с точки зрения лирического героя. То есть “Сонет к форме” – это сонет о сонете как совершенной форме.

Так форма и содержание сливаются, но форма, согласно учению символистов, оказывается ведущей.

Тема стихотворения вынесена в заголовок. Это сонет не столько к форме, сколько о форме. В том числе – стихов.

Основная мысль стихотворения: совершенная форма – единственное условие правильного восприятия смысла художественного произведения.

Тропы и образы

Эпитеты стихотворения характеризуют и предмет изображения в поэзии, и саму суть совершенной поэзии. Тонкие властительные связи, изменчивые фантазии, желанные черты воплощаются в отточенной и завершенной фразе, буквах спокойной красоты.

Синтаксический параллелизм в катренах позволяет сопоставить единство формы и содержания цветка, ценности алмаза и красоты его огранки, мысленной фантазии и ее воплощения в фразе. Быстротечность изменчивых фантазий в стихотворении сравнивается с облаками в небе. И к фантазиям, и к облакам применяется метафора “бегут”, а фантазии каменеют в совершенных фразах (метафора).

В первом терцете основное внимание уделяется мечтам, которые как будто обладают собственной волей (олицетворение). Мечты доходят до слова и до света (метафора рождения мысли, ее формулировки и словесного воплощения). Желанные черты – это совершенная форма, которая необходима для воплощения мыслей.

В последней строфе появляется образ друга. Это единомышленник, способный увидеть красоту стиха, готовый упиться им (метафора). Как известно, желанный том, в который должен был войти сонет, так и не был издан.

В сонетном замке поэт как будто вовсе забывает о содержании. На единомышленника производят впечатление стройность сонета (композиция, размер, рифмовка) и “буквы спокойной красоты” (очевидно, звукопись). Таким образом, Брюсов воплощает идею о том, что форма чрезвычайно важна.

Размер и рифмовка

Рифмовка данного сонета такова: аББа аББа вГвГГв. Это классический сонет с вариативной рифмовкой в терцетах. Сонет написан пятистопным ямбом со множеством пиррихиев.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

“Сонет к форме” анализ стихотворения Брюсова