Анализ стихотворения Брюсова «Грядущие гунны»
Валерий Брюсов не воспринимал всерьез революционные идеи, хотя понимал, что общество нуждается в переменах. Тем не менее, его путь развития через войны и потрясения поэт считал ошибочным. События 1904 -1905 годов, когда по всей России прокатились массовые стачки, превратившиеся в некое подобие генеральной репетиции революции 1917 года, заставили Брюсова более пристально взглянуть на это общественное явление, в котором он увидел параллель с падением римской империи.
Именно тогда появилось на свет Стихотворение «Грядущие гунны», предрекающее
Под «грядущими гуннами» автор подразумевал современных варваров — рабочих и крестьян, которые готовы ради своих безумных и амбициозных идей растоптать вековые традиции и культуру русского народа. В том, что события будут развиваться именно по такому сценарию, Брюсов нисколько не сомневался, предрекая: «На нас ордой опьянелой рухните с темных становий». Разница лишь в том, что если раньше набеги совершали иноплеменники, то теперь разорение страны начинается изнутри, а его инициаторами выступают люди, которых вскормила и вырастила русская земля.
Однако
Прибегая к подобным иносказаниям, поэт преследует единственную цель — показать, насколько низко могут пасть люди, опьяненные жаждой власти. Брюсов понимает, что революция в любых ее проявлениях является злом, которому следует противостоять. Иначе его родина превратится в варварскую страну, где человеческая жизни не будет стоить абсолютно ничего.
Носителей революционных идей автор сравнивает с малыми детьми, которым радостно плясать возле костров из книг и разорять храмы. Однако этой беспощадной силе некому противостоять, потому что все мудрецы попросту вынуждены будут прятаться от вандалов, унося «зажженные светы в катакомбы, в пустыни, в пещеры». Таков удел многих цивилизаций, не сумевших разглядеть врагов и своевременно от них защититься. Правда, Брюсов видит в подобном сценарии развития событий некую закономерность.
Если общество не в состоянии самостоятельно решить свои проблемы, то всегда появляется некая внешняя сила, сметающая все на своем пути. Поэтому поэт считает, что нет смысла пытаться что-то менять и, уж тем более, сопротивляться варварам. «Вас, кто меня уничтожит, встречаю приветственным гимном», — резюмирует поэт.
- Анализ стихотворения Брюсова «Свиваются бледные тени Будучи приверженцем символизма, Валерий Брюсов часто задавался вопросом о то, какой будет жизнь в новом, 20 столетии. На рубеже веков нередки всевозможные общественные и социальные волнения, так как очень многих пугает вопрос переход в новую эпоху. И Брюсов в этом отношении не был исключением, так как воспринимал уходящий век как личный рубеж и повод для […]...
- Анализ стихотворения Брюсова «Городу» В начале 20 века Валерий Брюсов открыл для себя такое литературное течение, как символизм, и был настолько им восхищен, что, не долго думая, примкнул к немногочисленной группе литераторов, которые разделяли его взгляды. Именно в символистическом ключе было написано стихотворение «Городу», увидевшее свет в 1907 году и ставшее своеобразным гимном Москве. В то время, как многие […]...
- Анализ стихотворения Брюсова «Хвала Человеку» Начало 20 века стало переломным для Валерия Брюсова, который изначально считал себя символистом. Однако по мере осознания своей роли в современной литературе поэт все чаще и чаще стал уделять внимание гражданской лирике. Брюсов не был революционером и к политике относился с определенной долей презрения. Однако он искренне верил в то, что каждый человек является хозяином […]...
- Анализ стихотворения Брюсова «Родной язык» Валерий Брюсов по праву считается одним из лидеров и идеологов русского символизма. Однако в его произведениях нередко затрагиваются философские вопросы, которые автор трактует весьма своеобразно. Он не углубляется в дебри софистики, предпочитая оперировать доступными и понятными вещами. Но при этом, сам того не подозревая, поднимает темы, которые весьма актуальны и в наши дни. В 1911 […]...
- Анализ стихотворения Брюсова «Умершим мир! Брюсов считал себя настоящим патриотом России, поэтому начало первой мировой войны он воспринял с воодушевлением. Однако очень скоро оно сменилось депрессивностью, в творчестве поэта вновь стали проскальзывать нотки декадентства, к которому Брюсов был неравнодушен в юности. Поэтому неудивительно, что в 1914 году автор опубликовал достаточно пессимистичное стихотворение под названием «Умершим мир!» , в котором выразил […]...
- Анализ стихотворения Брюсова «Кинжал» Стихотворение «Кинжал», написанное Валерием Брюсовым в 1903 году, по праву считается образом русского литературного классицизма. Несмотря на то, что поэт имел непосредственное отношение к символизму и предпочитал выражать свои мысли метафорично, в данном случае он отступил от собственных правил. Объясняется это тем, что стихотворение «Кинжал» является своеобразной данью уважения двум великим русским поэтам — Александру […]...
- Анализ стихотворения Брюсова «Старый викинг» С юности увлекаясь французским символизмом, Валерий Брюсов постоянно искал не только новые формы выражения своих мыслей, но и оригинальные темы для произведений. Поэт поочередно увлекался любовной лирикой и социальными проблемами, затрагивал вопросы религии и политики. На рубеже 19 и 20 веков у Брюсова появилось еще одно направление в творчестве, навеянное европейскими романтиками и связанное с […]...
- Анализ стихотворения Брюсова — размышление о судьбе поэта Стихотворение В. Я. Брюсова — размышление о судьбе поэта, о назначении поэтического творчества. Брюсов видит тяжелый трудный путь поэта. Все его произведение является своеобразным наставлением, призывом тем, кто считает себя настоящим поэтом. Автор воспринимает поэзию как стихию. Лирический герой настолько предан «делу, которому служит», что для него «добродетель — готовность взойти на костер». Дар поэта […]...
- Анализ стихотворения Брюсова «Ранняя осень» Валерий Брюсов по праву считается одним из основоположников русского символизма. Особенно ярко эта литературная тенденция прослеживается в его ранних произведениях — поэт пытается найти философский смысл в привычных предметах и явлениях, наделяя окружающий мир мистическими чертами. В 1909 году Валерий Брюсов издает сборник стихов под названием «Все напевы», который содержит подраздел «Мертвая любовь» В нем […]...
- Анализ стихотворения Брюсова «Тени прошлого» В 25 лет Валерий Брюсов мог похвастаться богатым жизненным опытом. К этом времени он являлся студентом последнего курса историко-филологического факультета Московского университета, автором четырех литературных сборников и тесно связывал свою будущую жизнь с литературой. Дружеские попойки, неудачные романы, мечты о том, что с помощью поэзии можно изменить мир — через все это прошел юный Брюсов, […]...
- Анализ стихотворения Брюсова «Облака» До момента своего увлечения символизмом Валерий Брюсов экспериментировал с различными направлениями в поэзии. Его ранняя пейзажная лирика выдержана в лучших традициях классицизма, и в ней можно найти подражание Фету и Некрасову. К этому периоду творчества относится и стихотворение «Облака», написанное в 1895 году. Характерной чертой раннего творчества Валерия Брюсова является отождествление предметов и явлений с […]...
- Анализ стихотворения Брюсова «Между двойною бездной Точная дата создания этого стихотворения неизвестна, однако не возникает сомнений по поводу того, кому именно оно была адресовано. Дело в том, что в 1897 году Валерий Брюсов обвенчался с чешской переводчицей Иоанной Рунт, которая до конца жизни оставалась не только верной спутницей, но и музой поэта. Свои чувства к женщинам мужчины выражают по-разному, однако испытывают […]...
- Анализ стихотворения Брюсова «Труд» К теме труда Брюсов обращался не единожды, причем в разные периоды творчества. В частности, он написал сразу два стихотворения с одинаковым названием — «Работа». Первое датировано 1901 годом, второе — 1917-м. В них поэт прославляет труд, при этом имеются в виду все его виды — за станком, в полях, за столом. По мнению Брюсова, работа […]...
- Анализ стихотворения Брюсова «Опять сон» Валерий Брюсов по праву считается одним из основоположников русского символизма. Первый собственный сборник стихотворений под названием «Chefs d’oeuvre» (в переводе с французского — «Шедевры») он издал в 1895 году. В то время молодой поэт вообще скромностью не отличался, за что нередко высмеивалось критиками. Свою юность Брюсов искренне считал юностью гения. Дебютную книгу стихов он завещал […]...
- Анализ стихотворения Брюсова «Памятник» В 1912 году Брюсов создает стихотворение «Памятник». Текст отсылает сразу к двум великим одноименным произведениям русской литературы. Из двадцатого столетия поэт общается с Державиным и Пушкиным. Кроме того, Валерий Яковлевич оглядывается на древнеримского гения Горация, беря эпиграф из его XXX оды. В России она наиболее известна в переводе Капниста под названием «Я памятник себе воздвигнул […]...
- Анализ стихотворения Брюсова «К портрету Лейбница» В 1900 году издательство «Скорпион» выпустило третий сборник Брюсова, получивший название «Tertia Vigilia» (в переводе с латинского языка — «Третья стража»). Книгу Валерий Яковлевич посвятил своему коллеге по символистскому цеху — Бальмонту. В ней важное место занимают стихотворения на историко-мифологические темы. В них рассказывается о Данте, Клеопатре, Кассандре, Орфее, Александре Великом и прочих значительных личностях. […]...
- «Кинжал» анализ стихотворения Валерия Брюсова Стихотворение Валерия Яковлевича Брюсова «Кинжал» — одно из самых обсуждаемых в литературной среде. Оно датировано 1903 годом и вошло в сборник «Венок». Первое десятилетие двадцатого века — сложный и даже переломный период в творчестве русского писателя. В это время наметился и произошел постепенный отход Брюсова от принципов символизма, Валерий Яковлевич все четче стал обозначать свою […]...
- Анализ стихотворения Брюсова «Отреченье» «Отреченье» — стихотворение, написанное в 1896 году и относящееся к раннему творчеству Брюсова. Оно входит в последнюю часть сборника «Me eum esse» («Это — я»), увидевшего свет на закате девятнадцатого столетия. В этой книге лирический герой представлен в роли отстраненного мечтателя, человека, пытающегося максимально далеко держаться от жизни реальной. Современный ему мир он считает ничтожным, […]...
- «В глуби тайные вселенной» анализ стихотворения Брюсова, сочинение Валерий Яковлевич Брюсов — русский поэт, литературный критик, историк, драматург, переводчик, прозаик, основоположник русского символизма. Во второй половине 90-х годов девятнадцатого века, будучи молодым поэтом, Брюсов сблизился с поэтами-символистами, а в 1899 году объединил сторонников «нового искусства» в издательстве «Скорпион». В 1900 годы был издан сборник «Третья стража». Стихотворение «В глуби тайные вселенной» было создано […]...
- «К Медному всаднику» анализ стихотворения Брюсова Памятник Петру I работы Фальконе давно стал символом Петербурга и был воспет многими русскими поэтами. Александр Пушкин посвятил монументу поэму «Медный всадник», с тех пор за памятником закрепилось второе, неофициальное название. Полная мощи и динамики скульптура вдохновляла Адама Мицкевича, Бориса Пастернака, Петра Вяземского, Анну Ахматову, Осипа Мандельштама. Медный всадник оставил свой след и в творчестве […]...
- Анализ стихотворения Брюсова «У себя» В 1903 году Брюсов выпускает четвертый поэтический сборник, получивший название «Urbi et Orbi» («Граду и миру»). В нем огромное место отведено урбанистической теме. Валерий Яковлевич рисует картины жизни в большом городе, уделяя внимание самым разным персонажам. В частности, перед читателями открываются мысли рабочего и женщины легкого поведения. В этом сборнике поэт становится ближе к реальной […]...
- «К счастливым» анализ стихотворения Брюсова История создания Стихотворение «К счастливым» Брюсов задумал в 1904 г. Окончательно оформился текст в 1905 г. Стихотворение было напечатано в 1906 г. в сборнике, который переводится с греческого как «Венок». Литературное направление и жанр В эпоху революции 1905 г. Брюсов создал цикл «Современность», в котором пытался дать свою оценку политическим и общественным событиям в стране, […]...
- «Ассаргадон» анализ стихотворения Брюсова История создания Стихотворение «Ассаргадон» Брюсов написал в 1897 г. Оно было напечатано в сборнике «Книга раздумий», изданном в 1899 г. В этот сборник входили стихотворения четырех авторов. В 1900 г. стихотворение было напечатано в сборнике Брюсова «Tertia vigilia» в цикле «Любимцы веков». Литературное направление и жанр Символисты, к которым принадлежал Брюсов, относились к истории и […]...
- Анализ стихотворения В. Я. Брюсова «Кинжал» Валерий Брюсов, классик русской поэзии, очень рано связал свою жизнь с литературой и прошел большой творческий путь. Ему покорились все поэтические жанры: историко-мифологическая поэзия, любовная лирика, тема природная и гражданская лирика. К последнему жанру автор обращается в период зрелого творчества, став уже известным поэтом, имея за плечами большой литературный опыт. Наиболее известным из гражданской лирики […]...
- Анализ стихотворения «Кинжал» Брюсова В. Я Чтение этого стихотворения вслух поможет настроиться на восприятие контрастной Бальмонту стилевой системы Брюсова. Это не баюкающе-распевная мелодия бальмонтовской «Фантазии», а энергичная, четко артикулированная поступь брюсовского стихотворения. Заметим, что современники отмечали отрывистую, «лающую» манеру декламации Брюсовым своих стихотворений. При чтении Брюсова у вас наверняка возникли новые ритмические ассоциации: по контрасту с бальмонтовскими переливами и легкоструйностью здесь […]...
- «Юному поэту» анализ стихотворения Брюсова История создания Стихотворение «Юному поэту» было написано Брюсовым в 1896 г. Поэту всего лишь 23 года, между тем, стихотворение воспринимается как завещание, наставление следующим поколениям. Не исключено, что Брюсов, искренне считавший себя гением, просто прописал в стихотворении собственную программу, символически обратившись к себе самому. Стихотворение было напечатано во втором сборнике Брюсова «Me eum esse», «Это […]...
- Анализ стихотворения Брюсова «Сумерки» Лирика Валерия Брюсова имеет свои отличительные особенности, одной из которых является акцентирование внимания читателей на теме урбанизации. Поэт искренне восхищался достижениями научно-технического процесса и легко адаптировал их к собственному восприятию окружающего мира. Даже в звуке телеграфных проводов он находил особую романтику и пытался донести ее до читателя. В подобном ключе выдержано стихотворение «Сумерки», созданное в […]...
- Анализ стихотворения Брюсова «Ангел благого молчания» В 1909 году Брюсов издал сборник «Все напевы». Сам поэт говорил, что в нем меньше новизны, чем в других его книгах, «но больше искусства, совершенства». По сути, вниманию читателей было представлено своеобразное подведение итогов. Валерий Николаевич демонстрировал, какого высокого уровня мастерства он достиг. Обратите внимание на многообразие воплощенных в сборнике жанров: послания и элегии, рондо […]...
- «Близким» анализ стихотворения Брюсова История создания Отношение Брюсова к социальным потрясениям, революциям и переворотам в начале 20 в. было четким и однозначным: революции разрушительны, они уничтожают прежние ценности, подобно варварам. Брюсов высказал свою точку зрения в статье «Торжество социализма» (1903), которая так и не была напечатана. Теме социальных катаклизмов и разрушений посвящен ряд стихов 1905 г.: «Довольным», «Грядущие гунны», […]...
- «Все кончено» анализ стихотворения Брюсова История создания Стихотворение «Все кончено» было написано Брюсовым в 1895 г и вошло в сборник, название которого переводится с французского языка как «Шедевры». Он был издан в 1845 г., через год выдержал переиздание. Стихотворение вошло в цикл «Стихи о любви». Оно посвящено актрисе Наталье Александровне Дарузес, которая выступала под псевдонимом Раевская на сцене московского Немецкого […]...
- «Каменщик» анализ стихотворения Брюсова История создания Стихотворение «Каменщик» было написано Брюсовым в 1901 г. и опубликовано в сборнике «Urbi et orbi» в 1903 г. в цикле «Картины. На улице». Литературное направление и жанр Стихотворение по форме представляет собой жанровую сценку: любопытствующий прохожий беседует с каменщиком. Сценка очень реалистична и проявляет социальное неравенство и разные условия жизни каменщика и прохожего […]...
- «Нить Ариадны» анализ стихотворения Брюсова История создания Стихотворение Брюсова «Нить Ариадны» было написано в 1902 г. и напечатано в сборнике «Urbi et orbi» («Городу и миру») в 1903 г. Литературное направление и жанр Стихотворение относится к литературному направлению символизма, у истоков которого в России стоял Брюсов. Оно наполнено самобытными брюсовскими символами. В основе образа лежит аллегорический подтекст фразеологизма «нить Ариадны», […]...
- Анализ стихотворения Брюсова «В будущем» Стихотворение «В будущем» относится к раннему творчеству Брюсова. Поэт включил его в свой дебютный сборник «Chefs d’oeuvre» («Шедевры»), созданный по большей части под влиянием творчества Поля Верлена и увидевший свет в 1895 году. Критика того времени в оценках книги была сдержанной. Многие ее представители считали, что название не соответствует содержанию. Действительно, от низкой самооценки Брюсов […]...
- «Первый снег» анализ стихотворения Брюсова Шестнадцать строк с заголовком «Первый снег» были опубликованы в 1985 году и вошли в один из первых сборников Валерия Брюсова «Шедевры». В этом искрометном стихотворении поэт отразил свои впечатления от преображения унылого городского пейзажа. Чудо произошло после того, как улицы, деревья и дома украсил первый снег. Пейзажная лирика была характерна для русской литературы XVIII и […]...
- «Довольным» анализ стихотворения Брюсова История создания Стихотворение «Довольным» было написано Брюсовым в 18 октября 1905 г., когда был объявлен царский манифест: «Мне стыдно ваших поздравлений». Новая конституция даровала народу как будто бы демократические права, но революционно настроенные граждане считали их половинчатыми: «Но ненавистны полумеры». Стихотворение было опубликовано в сборнике «Венок» (1906) в цикле «Современность». Литературное направление и жанр Стихотворение […]...
- «Сонет к форме» анализ стихотворения Брюсова История создания «Сонет к форме» был написан в 1894 г. молодым 21-летним Брюсовым, студентом историко-филологического факультета Московского университета. Писатель включил его в цикл «Пролог» в сборнике юношеских стихотворений «Juvenilia», который готовил к печати в 1896 г. Сборник так и не был издан. Стихотворение вместе с другими, подготовленными к печати в неизданный сборник, вошло в «Полное […]...
- Анализ стихотворения Брюсова «Первый снег» 1 вариант Изображая природу, русские поэты описывают родные края, среднеевропейские пейзажи, явления природы: весенний дождь, зимнюю стужу, раннюю оттепель, летний зной. В стихотворении «Первый снег» В. Я. Брюсов описывает начало зимы и появление первого снега, когда весь мир преображается, а человек ощущает себя участником белой сказки. По-разному изображали писатели и поэты первый снег: либо натуралистически […]...
- «Колумб» анализ стихотворения Брюсова История создания Стихотворение «Колумб» было написано в 1994 г., а опубликовано только спустя 30 лет в журнале «Новый мир» № 1 за 1924 г., после смерти Брюсова, не войдя ни в один из его сборников. Формально стихотворение посвящено путешественнику Христофору Колумбу, в конце 15 в. совершившему 4 экспедиции в поисках, как он думал, богатой Индии, […]...
- Анализ стихотворения В. Брюсова «Юному поэту» Стихотворение В. Брюсова «Юному поэту» было написано 15 июля 1896 года. Уже название произведения указывает на его форму — посвящения. Вообще, посвящение традиционно для русской классической поэзии. Вспомним хотя бы такие произведения, как «К кн. Вяземскому и В. Л. Пушкину» В. А. Жуковского, «К другу стихотворцу», «Поэту» А. С. Пушкина, «Русскому писателю» Н. А. Некрасова. […]...
- Сюжетный анализ стихотворения Брюсова «Конь Блед» Стихотворение Брюсова — это призыв, предупреждение скорого конца. На улицах этого города кошмар: «буря», «адский шепот», «грохот», «рокот колес» — все это создает неприятную атмосферу. Но в эту «бурю» врывается «чужой», «заглушая гулы, говор, грохот карет», будто действительно звук «г», умело использованный автором стихотворения, заглушает мирские звуки, порожденные суетой. Конь — вестник неминуемой смерти, но […]...