“К счастливым” анализ стихотворения Брюсова



История создания

Стихотворение “К счастливым” Брюсов задумал в 1904 г. Окончательно оформился текст в 1905 г. Стихотворение было напечатано в 1906 г. в сборнике, который переводится с греческого как “Венок”.

Литературное направление и жанр

В эпоху революции 1905 г. Брюсов создал цикл “Современность”, в котором пытался дать свою оценку политическим и общественным событиям в стране, приспособиться к стремительно меняющемуся миру, найти свое место в нем. Стихотворение относится к жанру гражданской лирики.

В стихотворении

“К счастливым” Брюсов пользуется образной системой символизма. Его стихотворение – своеобразная утопия, описание счастливого будущего. Как это свойственно символизму, стихотворение описывает нематериальную, идеологическую сторону жизни потомков. Даже то, что в названии Брюсов использует субстантиват, превращает слово в символический образ.

Кто счастливый? Потомки? Люди будущего?

Насколько оно отдалено?

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 9 строф. Первая строфа определяет, хотя и очень абстрактно, время и место человека будущего, к которому обращается лирический

герой. Следующие две строфы описывают среду обитания счастливых – город будущего.

Четвертая строфа сосредоточена на качествах грядущих поколений, а пятая и шестая – на их идеалах и достижениях. Седьмая и восьмая строфы посвящены судьбе нынешних поколений, а в девятой лирический герой примиряется с тем, что никогда не увидит нарисованного им счастливого будущего, в котором будет предан забвению.

Тема стихотворения – счастливое будущее. Основная мысль: жизнь нынешних поколений – дар грядущим, счастливым и совершенным.

Тропы и образы

В первой вступительной строфе Брюсов указывает на время, которое он предвидит. “Свершатся сроки” – вот и причина выбора точки на шкале времени. Изначально стихотворение основано на предопределенности. Не только время появления счастливых, но и факт их появления зависит от судьбы. Течение времени для Брюсова подобно реке.

На быстрине столетий блестит луч какого-то еще не наступившего века. Он загорится, когда придет. То есть река времени – это не вода, а огонь.

Если первые две строчки – метафора времени, то следующие две – определение места человека в мире будущего. Оно очень похоже на коммунистические грезы: вольный человек стоит твердо (эпитет и наречный эпитет) пред ликом неба (метафора то ли Бога, то ли совести).

Город будущего в стихотворении удивительно похож на мир романа-антиутопии Замятина “Мы”, написанного спустя 15 лет, в 1920 г. Связанный с революциями всплеск утопий перешел в рождение антиутопий, воплотивших разочарование и безнадежность. Место обитания будущего человека – Единый Город из стекла, подобного чешуе (сравнение). Время года в нем регулируется, это место вечной “ласкательной весны” (эпитет).

От человека также зависит время суток и погода. Он отказывается от смены дня и ночи, оставляя “чистый свет” (эпитет) без облаков и тени.

Мир Брюсова не похож на мир Замятина и любую коммунистическую утопию в оценке прошлого. Во всех антиутопиях есть пропасть между прошлым и “счастливым” будущим. Это воплощение слов “Интернационала”, который декларировал разрушение старого мира и строительство нового. Но в данном стихотворении Брюсов ратует за преемственность поколений.

Мир не “наш новый”, а ничей. Он – дар всех предыдущих поколений будущим (метафора).

Лирический герой выделяет личные качества героев будущего. Для этого Брюсов использует перифраз цари стихий, владыки естества, последыши и баловни природы. Люди будущего представлены не просто как цари природы, но как повелевающие стихиями и самой природой.

Они не живут, а совершают ликующие годы в веселье торжества (метафора).

В высоком стиле Брюсов описывает достижения, о которых мы (его современники) только томились “почти без веры”: свобода, равенство и братство. Эти лозунги Великой французской революции – ценности, которые лирический герой воспринимает как святой родник (метафора и эпитет), к которому современники не припадут, а люди будущего “вкусят смело, полностью, сверх меры” (наречный эпитет).

Для будущих поколений откроются все знания, что выражено метафорически: родник упоит их “в бессонной жажде знанья”. Даже красота осуществится и “насытит их предельные желанья” (метафора), то есть та самая красота, которая спасет мир.

Свое место и место своих современников лирический герой, не обольщаясь, определяет как забвение. Он сравнивает все современные поколения с перегноем, который ляжет в века. Никто в будущем не услышит этого стихотворения, которое лирический герой называет гимном (очевидно, прославляющим людей будущего).

Но современники лирического героя обладают важными личностными качествами, которых он не находит у грядущих поколений: они ищут, верят и страстно дышат (метафоры живой неупорядоченной, страстной и в чем-то неправильной жизни).

С точки зрения лирического героя, его современники гибнут даром. Их прекрасные качества окажутся никому не нужными в будущем, их жизнь будет восприниматься как сказка, бред, беглый сон, тягостный кошмар (сравнения).


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

“К счастливым” анализ стихотворения Брюсова