“Ассаргадон” анализ стихотворения Брюсова
История создания
Стихотворение “Ассаргадон” Брюсов написал в 1897 г. Оно было напечатано в сборнике “Книга раздумий”, изданном в 1899 г. В этот сборник входили стихотворения четырех авторов.
В 1900 г. стихотворение было напечатано в сборнике Брюсова “Tertia vigilia” в цикле “Любимцы веков”.
Литературное направление и жанр
Символисты, к которым принадлежал Брюсов, относились к истории и мифологии как к примерам для современников. Они искали в прошлом созвучные их высоким устремлениям идеи.
Жанр стихотворения
Тема, основная мысль и композиция
У стихотворения есть подзаголовок: “Ассирийская надпись”. В Сирии действительно существует высеченное на камне изречение о делах ассирийского царя Ассаргадона, который жил в начале 7 в. до н. э.
Стихотворение – это сонет, состоящий из 12 строк. Брюсов использует эту сонетную строфу не для того, чтобы последовать классической композиции сонета (тезис – антитезис – синтез – развязка). Первые два катрена рассказывают о победах Ассаргадона, первый терцет вместо синтеза проявляет парадоксальность определенных устоявшихся правил,
Вместо развязки герой возвращается к тезису и как бы идет в своих сомнительных рассуждениях по кругу.
Сонет имеет кольцевую композицию. Кроме того, повторяются вторая и восьмая строчки стихотворения. Сонет написан от имени ассирийского царя (древние надписи могли иметь такую форму), то есть от первого лица.
Торжественным надписям прошлого свойственны повторы.
Тема стихотворения – недолговечность человеческой славы и бренность бытия. Основная мысль: человеческая слава проходит, заканчивается жизнь, и все предается забвению. Не к этому нужно стремиться, не это должно стать жизненной целью.
Стихотворение – постановка проблемы, а не ее решение.
Тропы и образы
Герой стихотворения – царь-победитель Ассаргадон. Он начинает свое обращение к земным царям и владыкам с определения своего статуса. Ассаргадон называет себя вождем земных царей и царем. Подобное определение власти (царь царей) давалось в древности Богу.
Таким образом, уже с первой строчки Ассаргадон заявляет о своем богоподобии.
Рефрен, предрекающий горе владыкам и царям – это начало и конец обращенной к ним речи. Ассаргадон упоминает о завоевании финикийского Сидона, от которого не оставил камня на камне (“камни бросил в море” – метафора). Это путь обращения с непокорными – воздвигнуть “мощный трон” (эпитет) “на костях врагов” (метафора).
Другой путь завоевания – порабощение. Так Ассаргадон поступил с Египтом, который послушен речи царя, и с Эламом, который читал судьбу во взоре царя (метафора).
В первом терцете Ассаргадон задает два риторических вопроса, которые обозначают, что его не только никто не превзойдет, но с ним даже никто не сравнится. В устах царя это не гипербола: он действительно так думает. Следующие две строчки объясняют эту мысль: дела всех людей подобны тени в безумном сне (сравнение и эпитет), а человеческая мечта о подвигах – детской забаве.
В этих строчках Ассаргадон окончательно объявляет себя стоящим выше других людей, еще раз подчеркивает свое богоподобие и пренебрежение к простым смертным.
Развязка стихотворения неожиданна. Ассаргадон обращается к земной славе, которую исчерпал до дна (метафора). Ему не к чему больше стремиться, он достиг предела славы и величья (“величьем упоен” – метафора). Невозможно себе представить божество, упивающееся своим величием.
Гордыня царя разрушает его идеальный образ и делает его врагом самому себе.
Богоподобность и богоизбранность приводит к одиночеству, противопоставляет личность целому миру. Как раз в этом образе 25-летний Брюсов примеряет на себя роль поэта – завоевателя мира. Брюсов считал себя лучшим и непревзойденным (в этом была доля истины).
Но чем выше человек возносится над другими, тем более он обречен на одиночество. В стихотворении Брюсов проигрывает эту роль в образе Ассаргадона и отвергает ее.
Размер и рифмовка
Размер сонета – шестистопный ямб. Рифмы в стихотворении точные, как и положено в сонете. Рифмовка свойственна классическому итальянскому сонету: аБаБ аБаБ вв ГГ аа.
Мужские рифмы чередуются с женскими.