Психологическая драма в творчестве В. С. Розова

Одна из характерных особенностей современной драматургии — обращение к жанру бытовой психологической драмы, ориентированной на изображение повседневности, анализ формирования человеческой личности в обыденной жизни. Это, в частности, демонстрируют пьесы Розова, в которых автор ставит перед собой задачу показать моральные, нравственные устои, которые складываются в человеке исподволь, а затем внезапно и резко проявляются в реальной жизни. Розов часто оставляет за пределами пьес процессы внутреннего духовного формирования героев, акцентирует

внимание на выявлении итоговых результатов, словно демонстрирует человеку его подлинную нравственную ценность.

В центре драмы, как правило, ситуация необычная, предельно заостренная, кризисная, в которой герои раскрываются целиком, обнаруживая свои жизненные цели и установки. Так, например, своеобразная конфликтная ситуация складывается в драме Розова «В день свадьбы». Накануне торжества невеста (Нюра Салова, дочка ночного сторожа в небольшом приволжском городке) вдруг заявляет, что свадьбе не бывать и что она навсегда расстается с женихом, хотя бесконечно его любит.

И у этой героини

есть своя логика: Нюра убеждается по ходу действия, что человек, за которого она выходит замуж, давно любит другую женщину.
Но борьба разворачивается не в рамках традиционного любовного треугольника. Розов все внимание сосредоточивает на противоборстве в душе героини, ибо, в конечном счете, именно ей придется сделать выбор. Он показывает душевные переживания Нюры, которая с мучительными усилиями постигает постепенно правду человеческих отношений.

Это и является основным источником драматизма, движущим пьесу. Добровольный отказ героини от своей любви в конечном итоге расценивается Розовым как победа истинной духовности Психологизм в создании человеческих характеров обнаруживает и пьеса «Традиционный сбор», в которой из судеб отдельных людей вырисовывается картина общей судьбы поколения. Герои пьесы — выпускники, собравшиеся на свой традиционный вечер. По-разному сложилась их судьба.

Носителями высоких моральных качеств, этических принципов в пьесе являются Сергей Усов и Лида Белова Первый берет на себя роль арбитра в решении сложных жизненных вопросов. Он за подлинную человечность, за полноценное развитие личности, он заставляет остальных задуматься о своем назначении в жизни. Сергей против отождествления человека с делом, а тем более с должностью.

Через своего героя автор проводит мысль о необходимости быть человеком независимо от профессии.
Лида — скромная работница сберкассы, но ее неприметный быт оказывается своеобразным гарантом сохранения в человеке внутренней порядочности, залогом душевного благородства.
С этими образами контрастируют персонажи, воплощающие общественное начало в жизни людей. У Розова они наделены отрицательными чертами. Так, профессор химии Илья Тараканов — озлобленный, душевно черствый человек, карьерист.

Преуспевающий заведующий овощной базой Пашка Козин — самодовольный и циничный делец, завистник Честолюбивая и расчетливая Агния Шабина растратила свой талант на восхваление бездарности. Можно сказать, что в стремлении показать особенности развития человеческой личности Розов проявляет себя как камерный драматург, тяготеющий к семейно-бытовой, психологической пьесе, в которой отсутствует панорамное изображение событий, зато налицо движение в глубины человеческой души, умение раскрывать поэзию повседневности.
Важно также, что Розов не делает в пьесах однозначных выводов, не стремится подвести под одну черту все жизненные проблемы. Так, например, в «Традиционном сборе» финал пьесы остается открытым. Он символизирует бесплодность попыток дать готовые рецепты для исцеления нравственных пороков


Психологическая драма в творчестве В. С. Розова