Драма «Гроза»

<

p>В пьесе, как и любом литературном произведении, есть сюжет.
Попробуйте самостоятельно определить главные (завязка, кульминация, развязка) элементы сюжета в «Грозе».
В драматургическом произведении в отличие от эпического средством психологической характеристики героев являются прежде всего их действия и бытовой диалог. Характеры действующих лиц раскрываются постепенно, по мере созревания и разрешения драматургического конфликта.
Остановимся на ключевых моментах в развитии конфликта «Грозы» и понаблюдаем, как

постепенно нам открываются характеры героев.
Действие I. Что мы узнаем о городе и его «жестоких нравах» из 1-4 явлений! Почему семейство Кабановых появляется только в 5 явлении! Что мы узнаем о прошлом Катерины (явл. 7)?

Что означает реплика Варвары (Катерине): «Я хуже тебя!»?
Название литературного произведения, как правило, имеет важную смысловую нагрузку. В пьесе «Гроза» — это многозначный образ-символ.
В какой момент в I действии раздаются удары грома?
Действие II. Явления 3-4. Сцена прощания мужа с женой.

Чего надобно Кабанихе от Катерины?
Явление 4 — яркий пример так называемого

«диалога глухих». Тихон явно не понимает жену: «Не разберу я тебя, Катя!»
Попытайтесь объяснить психологические мотивы поведения Катерины.
Сцена с ключом (явл. 9-10) — ключевая в развитии конфликта. Если формальной завязкой можно считать отъезд Тихона, то в явлении 10 завязка, так сказать, психологическая: Катерина решила признаться самой себе в любви к Борису, которая в ее глазах — величайший грех. (А Катерина — глубоко верующая.) Эта. решимость Катерины проявляется в ее словах и действиях: вначале она отталкивает ключ: «На что!

Не надо! Не надо!» Потом, держа ключ в руках, признается самой себе: «Вот хоть я теперь! Живу, маюсь, просвету себе не вижу.

Да и не увижу, знать!» Испугавшись чьих-то шагов и спрятав ключ в карман: «Ну уж, знать, так тому и быть… что я себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его…»
Действие III. Подумайте, зачем в пьесу введены рассказы Феклуши о «последних временах» (Д. III, явл. 1), диалог горожан о «геенне огненной» и «Литве, с неба упавшей» (Д.

IV, явл. 1)?
Явление 3. Зеркальное повторение диалога Катерины и Тихона (Д. II, явл. 4).

Борис точно так же не способен понять Катерину, ее душевную борьбу и смятение.
Когда в начале действия Феклуша говорит о Москве, возникает чувство, будто бы Москва и Калинов разделены не только в пространстве, но и во времени. В Москве Содом, «суетный народ бегает», а в Калинове, кажется, все та же жизнь, что и века назад, словно время остановилось, застыло.
На этот «рай и тишину» обрушивается Кулигин (явл. 3), хотя он и сам со своим перпетуум-мобиле, стихами Ломоносова и Державина, манерой выражаться тоже будто из прошлого, XVI-XVII века.
Но и над этим замкнутым, застывшим (в раю времени нет) миром сгущаются тучи.
«…ведь мне не замолить этого греха, не замолить никогда!.. Зачем ты моей погибели хочешь?» — мучится Катерина, задыхаясь в этом «раю». Феклуша произносит это же слово -«грех»: «Дни-то и часы все те же как будто остались, а время-то, за наши грехи, все короче и короче делается…»
Действие IV. «…как бы гроза не собралась?» — первая реплика IV действия. После слов Варвары о возвращении Тихона раздается удар грома.
Подумайте, сумасшедшая барыня дважды появляется в пьесе: в I действии 8 явлении, после признания Катерины, и в IV действии 6 явлении? Обратите внимание, что в обоих случаях речь барыни о красоте.
Покаяние Катерины (6 явл.) — кульминация пьесы, наивысшая точка развития конфликта.
Подумайте, почему Катерина признается в грехе принародно?
В пьесе все герои толкуют о воле.
Катерина тоскует о вольной жизни в родном доме, при первом свидании с Борисом говорит: «. ..нет у меня воли, кабы была у меня своя воля, не пошла бы я к тебе…» Перед смертью просит у Бориса прощения: «Не хотела я тебе зла сделать, да в себе не вольна была».
Борис на вопрос Кулигина, почему он терпит издевательства Дикого, отвечает: «Уж какая охота… Неволя» Катерине на просьбу взять с собой отвечает (почти как и Тихон в подобной ситуации): «Нельзя мне… Не по своей я воле еду: дядя посылает».
Тихон: «Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг… Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить».
Кабанова после покаяния Катерины бросает сыну: «Вот куда воля-то ведет!»
Подумайте, какой смысл вкладывает в это слово каждый из героев?
Действие V. Явление 4. Психологическая развязка конфликта; ясно, что внутренне Катерина уже решилась: «Мне что домой, что в могилу! В могиле лучше…», формальная развязка явления 5-6.
Подумайте, почему некоторые последователи называют драму Островского трагедией (трагедия — драматургический жанр, основанный на трагической коллизии (неразрешимом конфликте) героев)?
Долгое время вслед за трактовкой пьесы Добролюбовым критика видела в Катерине не просто жертву (хотя и восставшую) самодурства, а чуть ли не провозвестницу новой жизни, грядущих перемен. Но так ли это? Любовный треугольник (Тихон — Катерина — Борис) — не главное в пьесе.

Основной конфликт — противостояние Катерины и Кабанихи. Обе они — из одного мира, мира старого патриархального уклада жизни. Но если Катерина — душа этого мира, то Кабаниха — блюстительница всего того темного, кондового, мрачного, что всегда было (и есть) в русской жизни.
Подлинная трагедия Катерины в том, что она безысходно одинока в этом мире. Нелюбимый муж и любимый (и любящий!) Борис одинаково не понимают ее, не случайно они даже отвечают Катерине почти одними и теми же словами.
От Варвары, например, метания и мучения Катерины вообще далеки, для нее греха не существует, было бы все шито-крыто. В этом Варвара парадоксальным образом сближается со своим главным врагом — маменькой, для которой тоже важна не суть (любит ли Катерина Тихона), а мертвая буква закона (жена должна выть, провожая мужа).
В ответ на рассказ Катерины о жизни в родном доме Варвара замечает: «Да ведь и у нас то же самое». То же, да не то. И не только потому, что в доме Кабановых «все как будто из-под неволи».

Исчез сам дух патриархальной морали, нет больше гармонии между отдельным человеком и нравственными представителями Среды, на которой держалась вся жизнь, в том числе и семейные отношения.
Мы уже отмечали, что часто Катерина и Кабанова говорят об одном и том же: грех, воля. Вера, религия — едва ли не главная тема «Грозы». «Полно, об ней и плакать-то грех!» — усмиряет Кабаниха сына. Но никто не судит Катерину беспощаднее ее самой: отсюда и покаяние, и трагический финал.
Возвышенной и поэтической душе Катерины, душе-птице, нет места в городе Калинове. Ей вообще нигде на земле нет места. Единственный человек, понимающий и по-настоящему чувствующий Катерину, — это инженер-самоучка Кулигин.
Не потому ли, что и он со своим перпетуум-мобиле и цитатами из Ломоносова и Державина тоже в прошлом — в «блестящем» (и идеализированном, конечно) XVIII веке, веке «разума и просвещения». «Мечтает себе — и счастлив», — говорит о Кулигине «реалист» Борис, «невольник» дяди.
В драме Островского «Гроза» (обратите внимание, что она написана накануне отмены крепостного права) мир патриархальных отношений умирает, и душа этого мира — Катерина — уходит из жизни в муках и страданиях.


Драма «Гроза»