Краткое изложение пьесы В. С. Розова “В поисках радости”
В критике тех лет быстро закрепилось обозначение молодых героев популярного драматурга – “розовские мальчики”. Даже сама фамилия автора удивительно соответствовала характеру его персонажей – юных мечтателей, максималистов, видевших жизнь в “розовом” свете и преподносивших взрослым уроки независимости и доброты. Критик И. Соловьева проницательно подметила совпадение мироощущения Андрея Аверина и лирического героя поэзии Е. Евтушенко 1950-х годов. Это тем более верно, что главный герой следующей пьесы Розова “В поисках
“Как будто в начале дороги Стою, собираясь в путь, Крепче несите, ноги, Не дайте с дороги свернуть! Знаю, тропинки бывают, Ведущие в тихий уют, Где гадины гнезда свивают, Где жалкие твари живут. Нет мне туда дороги, Пути в эти заросли нет! Крепче несите, ноги, В мир не добытых побед!”
Эти неумелые, наивные строки, которые Олег читал в финале пьесы, проникнуты антимещанским пафосом, составляющим атмосферу всего произведения. Противостояние романтического бескорыстия и потребительского “вещизма”
Ближайшая цель и смысл Леночкиной жизни – покупка современной полированной мебели. Юный романтик Олег, у которого отец погиб на фронте, а мать Клавдия Васильевна одна поставила на ноги четверых детей, не может понять и разделить Леночкиного “мещанского” восторга, когда она нежно гладит только что купленный сервант, приговаривая: “Красавчик ты мой! Прелесть ты моя!”
Хрестоматийной стала кульминационная сцена пьесы “В поисках радости”. Олег случайно поцарапал новый Леночкин стол, и та в отместку выбрасывает в окно его аквариум. Обилие восклицательных предложений, бурных эмоций в этом эпизоде уже в те годы вызывало иронию у многих критиков, писавших о неадекватных реакциях розовских “героев в коротких штанишках”.
Однако эти герои и в те годы, и много позже автором неизменно оправдывались. Их помыслы были чисты, их стремление бороться со злом во всех его проявлениях не подлежало сомнению, их желание обрести свое место в жизни неизменно радовало драматурга. “Но где-то есть это мое место. Оно – только мое.
Мое! Вот я и хочу его найти. Призвание – это, наверное, тяга к этой точке”, – рассуждал герой пьесы “В добрый час!”.
Андрей Аверин и Олег Савин, сами пребывавшие “в поисках радости”, несли эту радость и молодым зрителям-современникам.
“Леночка. Чтоб сдохли твои проклятые рыбы! Чтобы они сдохли!..
К черту их! (С размаху швыряет банку в окно.) Олег (кричит). Они же живые! (Бросается во двор.) …Ты моих рыб! Ты!!!
Из-за этого барахла!.. Ты… (Вдруг начинает срывать покрывала с мебели, бьет вещи кулаками, царапает ногтями, плюет.) Леночка. Оставь! Что ты!
Оставь! Олег. Нет!!! (Вдруг вскакивает на диван, хватает саблю, вытаскивает ее из ножен и начинает рубить вещи.) Леночка (кричит).
А-а-а!.. А-а-а!”