Применимо ли к комедии Гоголя “Ревизор” утверждение Донченко
Применимо ли к комедии Гоголя “Ревизор” утверждение Донченко: “Имена собственные, являясь полифункциональным феноменом текста, воплощают идейно-художественный замысел произведения”?
Создавая развернутое суждение на предложенную тему, используйте в качестве исходного тезиса утверждение, согласно которому имя в художественном произведении приобретает индивидуально-художественное значение, отличное от того, которое ему придается в обычной жизни.
Обратитесь к тексту комедии “Ревизор” и докажите справедливость
В результате автор комедии выстраивает соотношения: имя и характер персонажа, имя и событие, имя и социальный тип, имя и время,
Выстраивая систему аргументов, представьте несколько самых ярких образцов имятворчества Н. В. Гоголя. Для этого проанализируйте фамильный компонент Хлестаков, принадлежащий главному персонажу пьесы “Ревизор”. Выявите значение фамилии и покажите полное соответствие ее персонажу (“непомерный хвастун; человек, любящий пустить пыль в глаза”).
Проведите исследование варианта Сквозник-Дмухановский. Отметьте, что уже в первой части фамилии дается полная характеристика городничего (более всего он озабочен тем, чтобы не пропускать того, что плывет в руки). Вторая часть еще более усиливает данное значение (“продувная бестия”).
Охарактеризуйте антропонимы Добчинский, Бобчинский. Покажите, что они обладают схожим фонетическим обликом и словообразовательной структурой, что позволяет автору указать на нераздельность персонажей и одновременно на распространенность данного человеческого типа в русском обществе. Отметьте, что использование тождественного имени и отчества (Петр Иванович Добчинский, Петр Иванович Бобчинский) создает иллюзию присутствия в пьесе одного персонажа, что является средством иронической характеристики ее носителей.
Объясните, что употребление Н. В. Гоголем “связанных имен” (Анна Андреевна и Антон Антонович) вызвано стремлением автора указать на близость персонажей не только родственного характера, но и на схожесть в поведении для достижения своих целей.
Подводя итоги, согласитесь с мнением исследователя: имена собственные в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”, являясь знаком выражения авторского отношения к персонажам и изображаемой в произведении реальности, воплощают идейно-художественный замысел произведения.