Применимо ли к комедии Гоголя “Ревизор” утверждение Донченко
Применимо ли к комедии Гоголя “Ревизор” утверждение Донченко: “Имена собственные, являясь полифункциональным феноменом текста, воплощают идейно-художественный замысел произведения”?
Создавая развернутое суждение на предложенную тему, используйте в качестве исходного тезиса утверждение, согласно которому имя в художественном произведении приобретает индивидуально-художественное значение, отличное от того, которое ему придается в обычной жизни.
Обратитесь к тексту комедии “Ревизор” и докажите справедливость
В результате автор комедии выстраивает соотношения: имя и характер персонажа, имя и событие, имя и социальный тип, имя и время, имя и национальная принадлежность (Иван Александрович Хлестаков,
Выстраивая систему аргументов, представьте несколько самых ярких образцов имятворчества Н. В. Гоголя. Для этого проанализируйте фамильный компонент Хлестаков, принадлежащий главному персонажу пьесы “Ревизор”. Выявите значение фамилии и покажите полное соответствие ее персонажу (“непомерный хвастун; человек, любящий пустить пыль в глаза”).
Проведите исследование варианта Сквозник-Дмухановский. Отметьте, что уже в первой части фамилии дается полная характеристика городничего (более всего он озабочен тем, чтобы не пропускать того, что плывет в руки). Вторая часть еще более усиливает данное значение (“продувная бестия”).
Охарактеризуйте антропонимы Добчинский, Бобчинский. Покажите, что они обладают схожим фонетическим обликом и словообразовательной структурой, что позволяет автору указать на нераздельность персонажей и одновременно на распространенность данного человеческого типа в русском обществе. Отметьте, что использование тождественного имени и отчества (Петр Иванович Добчинский, Петр Иванович Бобчинский) создает иллюзию присутствия в пьесе одного персонажа, что является средством иронической характеристики ее носителей.
Объясните, что употребление Н. В. Гоголем “связанных имен” (Анна Андреевна и Антон Антонович) вызвано стремлением автора указать на близость персонажей не только родственного характера, но и на схожесть в поведении для достижения своих целей.
Подводя итоги, согласитесь с мнением исследователя: имена собственные в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор”, являясь знаком выражения авторского отношения к персонажам и изображаемой в произведении реальности, воплощают идейно-художественный замысел произведения.