Как в комедии Гоголя “Ревизор” звучит авторский “смех сквозь слезы”?

Как в комедии Н.В. Гоголя “Ревизор” звучит авторский “смех сквозь слезы”?

Положительный идеал Н.В. Гоголя в комедии “Ревизор” звучит во всем пафосе повествования, в структуре и стиле ко­медии, в авторском отношении к описываемому. И сам автор писал: “Странно: мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благород­ное лицо, действовавшее в ней во все продолжение ее.

Это че­стное, благородное лицо был – смех”.

Гоголь задумывал “общественную” комедию в духе Арис­тофана,

где мы видим сочетание грубого комизма и полити­ческой сатиры. Одновременно писатель стремился создать на­циональную по духу комедию, передающую всю абсурдность реальной русской жизни. “Я хотел собрать в одну кучу все дур­ное в России и за одним разом… посмеяться надо всем”, – пи­сал Гоголь.

Исследователи и критики отмечали оригинальность этого произведения – в нем отсутствовал любовный элемент, не было положительных героев. Но в пьесе этой видели острую социальную и моральную сатиру. И от этого она только выиг­рала.

Какие же приемы использует писатель?

Один из них – использование

алогизмов, основанных “на внешне абсурдных умозаключениях”. И мы видим это уже в самой завязке. Бобчинский и Добчинский явились к Город­ничему со своим сообщением о том, что в гостинице уже две недели живет молодой человек, денег не платит, заглядывает в тарелки к посетителям, и подорожная прописана ему в Сара­тов. Из всех этих фактов чиновники и Городничий делают вывод, что перед ними – ревизор.

Здесь как раз мы видим использование такого алогизма.

Сатира Гоголя проявляется и в его обрисовке образов го­родских чиновников. И здесь, действительно, воплощен ав­торский смех “сквозь слезы”. В городе царят беспорядки, кру­гом – воровство и произвол.

Городничий берет взятки с куп­цов, с родителей рекрутов, присваивает деньги, предназна­ченные на строительство церкви, подвергает розгам унтер-офицерскую вдову, не выдает продуктов арестантам. На ули­цах города – “кабак, нечистота”. Судья, занимающий эту долж­ность в течение 15 лет, берет взятки “борзыми щенками”.

В бумагах его “сам Соломон не разрешит, что… правда и что неправда”. Попечитель богоугодных заведений Земляника считает, что простой человек “если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет”. Вместо овсяного супа он дает больным одну капусту.

Почтмейстер Шнекин вскрывает чужие письма и оставляет их у себя. Словом, за каждым из чиновников водятся грехи, которые и порождают в душе у них чувство страха. Семейственность, кумовство, взяточничество, карьеризм, чинопочитание, формальное отношение к делу и неисполнение своих прямых обязанностей, невежество, не­высокий интеллектуальный и культурный уровень, пренебре­жительное отношение к народу – эти черты свойственны миру городских чиновников в комедии Гоголя.

Для создания этих образов писатель использует различ­ные художественные средства: авторские ремарки, письма (в письме Чмыхова очерчены некоторые личностные качества Городничего, в письме Хлестакова Тряпичкину дана уничи­жительная характеристика всех чиновников), комические ситуации (Антон Антонович вместо шляпы надевает бумаж­ный футляр). Речь героев индивидуализирована. Так, Город­ничий часто употребляет канцеляризмы, просторечия, бран­ные слова, идиоматические выражения.

Язык Сквозник-Дму­хановского по-своему яркий, образный, в речи звучат порой иронические интонации (“до сих пор… подбирались к другим городам”, “добрался до Александра Македонского”, “задам перцу”, “какие пули отливает!”).

Исследователи отмечали, что внутренняя пружина, скреп­ляющая и развивающая отношения героев, – это желание ге­роев (Хлестакова и Городничего) стать выше. Сквозник-Дму­хановский прямо говорит зрителям о своей мечте, Хлестаков тоже хочет, по словам Гоголя, “сыграть роль чином выше сво­его собственного”. И это единство Хлестакова и Городничего создает трагикомический гротеск пьесы, делает возможной исключительную ситуацию присутствия в городе лжеревизора.

Показательна в этом плане сцена вранья Хлестакова. Мно­гие критики считают ее кульминационной, так как герой фак­тически подтвердил, что он – важный чиновник. Однако автор разоблачает своего персонажа одной маленькой ремаркой.

За­метив то, что его “завтра же произведут в фельдмаршалы”, Хле­стаков поскользнулся и “чуть-чуть не шлепнулся на пол”. Так нам открывается авторская позиция: Н.В. Гоголь смеется над тем, что пустышку приняли за значительного человека.

Таким образом, авторская позиция проявляется в том, что в пьесе нет положительных героев. В комедии часто звучит смех, но критический, сатирический, обличительный пафос комедии – это грустный взгляд автора на российскую дей­ствительность, это смех “сквозь слезы”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Как в комедии Гоголя “Ревизор” звучит авторский “смех сквозь слезы”?