Как в комедии Гоголя “Ревизор” звучит авторский “смех сквозь слезы”?
Как в комедии Н.В. Гоголя “Ревизор” звучит авторский “смех сквозь слезы”?
Положительный идеал Н.В. Гоголя в комедии “Ревизор” звучит во всем пафосе повествования, в структуре и стиле комедии, в авторском отношении к описываемому. И сам автор писал: “Странно: мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней во все продолжение ее.
Это честное, благородное лицо был – смех”.
Гоголь задумывал “общественную” комедию в духе Аристофана,
Исследователи и критики отмечали оригинальность этого произведения – в нем отсутствовал любовный элемент, не было положительных героев. Но в пьесе этой видели острую социальную и моральную сатиру. И от этого она только выиграла.
Какие же приемы использует писатель?
Один из них – использование
Здесь как раз мы видим использование такого алогизма.
Сатира Гоголя проявляется и в его обрисовке образов городских чиновников. И здесь, действительно, воплощен авторский смех “сквозь слезы”. В городе царят беспорядки, кругом – воровство и произвол.
Городничий берет взятки с купцов, с родителей рекрутов, присваивает деньги, предназначенные на строительство церкви, подвергает розгам унтер-офицерскую вдову, не выдает продуктов арестантам. На улицах города – “кабак, нечистота”. Судья, занимающий эту должность в течение 15 лет, берет взятки “борзыми щенками”.
В бумагах его “сам Соломон не разрешит, что… правда и что неправда”. Попечитель богоугодных заведений Земляника считает, что простой человек “если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет”. Вместо овсяного супа он дает больным одну капусту.
Почтмейстер Шнекин вскрывает чужие письма и оставляет их у себя. Словом, за каждым из чиновников водятся грехи, которые и порождают в душе у них чувство страха. Семейственность, кумовство, взяточничество, карьеризм, чинопочитание, формальное отношение к делу и неисполнение своих прямых обязанностей, невежество, невысокий интеллектуальный и культурный уровень, пренебрежительное отношение к народу – эти черты свойственны миру городских чиновников в комедии Гоголя.
Для создания этих образов писатель использует различные художественные средства: авторские ремарки, письма (в письме Чмыхова очерчены некоторые личностные качества Городничего, в письме Хлестакова Тряпичкину дана уничижительная характеристика всех чиновников), комические ситуации (Антон Антонович вместо шляпы надевает бумажный футляр). Речь героев индивидуализирована. Так, Городничий часто употребляет канцеляризмы, просторечия, бранные слова, идиоматические выражения.
Язык Сквозник-Дмухановского по-своему яркий, образный, в речи звучат порой иронические интонации (“до сих пор… подбирались к другим городам”, “добрался до Александра Македонского”, “задам перцу”, “какие пули отливает!”).
Исследователи отмечали, что внутренняя пружина, скрепляющая и развивающая отношения героев, – это желание героев (Хлестакова и Городничего) стать выше. Сквозник-Дмухановский прямо говорит зрителям о своей мечте, Хлестаков тоже хочет, по словам Гоголя, “сыграть роль чином выше своего собственного”. И это единство Хлестакова и Городничего создает трагикомический гротеск пьесы, делает возможной исключительную ситуацию присутствия в городе лжеревизора.
Показательна в этом плане сцена вранья Хлестакова. Многие критики считают ее кульминационной, так как герой фактически подтвердил, что он – важный чиновник. Однако автор разоблачает своего персонажа одной маленькой ремаркой.
Заметив то, что его “завтра же произведут в фельдмаршалы”, Хлестаков поскользнулся и “чуть-чуть не шлепнулся на пол”. Так нам открывается авторская позиция: Н.В. Гоголь смеется над тем, что пустышку приняли за значительного человека.
Таким образом, авторская позиция проявляется в том, что в пьесе нет положительных героев. В комедии часто звучит смех, но критический, сатирический, обличительный пафос комедии – это грустный взгляд автора на российскую действительность, это смех “сквозь слезы”.