Конспект занятия по формированию целостной картины мира в старшей группе
Занятие по формированию целостной картины мира с детьми старшей группы Автор: Власова Татьяна Васильевна, воспитатель Д/С №181 ,г. Казань
Описание материала: Предлагаю вам конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6 лет) по теме “Заяц Коська и Родничек”. Данный материал будет полезен для воспитателей старших групп. Этот конспект направлен на познавательное развитие детей с использованием элементов экспериментирования.
Конспект непосредственной образовательной деятельности детей в старшей
Интеграция образовательных областей: “Познание”, “Коммуникация”, “Социализация”.
Задачи: Формировать представление о свойствах предметов: цвет, форма, величина.
Продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в экспериментальной деятельности. Обобщать и систематизировать представления детей о временах года.
Развивать экологическое мышление в процессе проведения элементарных опытов.
Учить вести себя так, к окружающему миру, чтобы не навредить природе.
Учить анализировать результаты наблюдений
Дать детям представления о переходе воды из твердого состояния в жидкое, и наоборот.
Учить отвечать на вопросы в краткой и распространенной форме, не торопясь, точно употребляя слова по смыслу.
Развивать наблюдательность, расширять словарный запас детей. Воспитывать культуру поведения.
Учить приемам самомассажа.
Методы и приемы. Словесные: вопросы к детям, разъяснение, индивидуальные и хоровые повторения. Наглядные: рассматривание, показ, опыт.
Практические: обследование предмета, игровые действия с предметом.
Ход НОД:
– Ребята, сегодня мы отправимся в сказку, где главной будет вода. Дверь в сказку откроем волшебным ключиком.
– Что это произошло с ключиком? Он вмерз в лед. Посмотрите, я нашла письмо. Оно от Зимы.
Вот что она пишет: “В сказку попадет только тот, кто знает о воде все. Ответьте на мои вопросы, тогда и достанете ключик”.
– Ребята, что вы можете рассказать о воде? Какая она?
(-Холодная, теплая, прохладная, прозрачная, мутная, жидкая, текучая, освежающая…)
– Вода имеет форму, запах? Может ли смешиваться? (Опыт: смешивание подкрашенной воды).
– А бывает ли вода твердой? Когда это случается?
(-Зимой, когда наступают морозы).
– Что же это – “твердая вода”?(-Лед).
– Какие свойства льда вы знаете?
(-Холодный, хрупкий, прозрачный, гладкий, тает в тепле).
– Можно ли соединить льдинки? А разделить по цвету?(Опыт с подкрашенными льдинками)
– Можно ли соединить льдинки? А разделить по цвету?(Опыт с подкрашенными льдинками)
Бывает ли вода легче воздуха? Когда?
(-В теплую погоду вода нагревается и испаряется, превращается в пар).
– Какие свойства пара вы знаете, есть ли у него форма, запах?
(-Пар движется во всех направлениях, занимает все свободное пространство).
– Где в природе встречается вода? (Озеро, река, море).
– Для чего нужна вода? Какая нужна вода? (-Чистая).
– Как нужно относиться к водоемам, как вести себя на природе?
(-Не загрязнять берега рек, озер, соблюдать чистоту).
– Посмотрите, это ручей. Где же его начало? Это родник.
Откуда в роднике вода? (-Она вытекает из под земли).
– А где ручей заканчивает свой путь?
(-Он вливается в речку, а потом вместе с рекой в море).
– Вот мы и ответили на все вопросы Зимы. Посмотрите, лед растаял и я могу взять ключик. Давайте скажем: “Раз, два, три ключик сказку отопри”.
– Силу для путешествия нам даст волшебный ручеек. Пройдем по ручейку на носочках. (звучат звуки воды, ручья) Споем песню о нашем прохладном ручейке. (песня “Ручеек”)
– Теперь присядьте и слушайте сказку. Живет в нашем лесу заяц Коська – пушистая шерстка, длинные уши. Целыми днями бегает он по лесу, глазами во все стороны косит, все на свете разузнать хочет.
Давайте и мы, как заяц Коська, постреляем глазами. Голова неподвижна, перемещаются только глаза: медленно вправо-влево, вверх-вниз. Наши глаза стали зоркими.
– Бежал Коська по лесу и встретил белку.
– Ты кто такая?
– Я белка.
– А я заяц Коська. Пойдем искать где-нибудь, что-нибудь.
– Да мне некогда, к зиме готовлюсь.
– Ребята, а как белка к зиме готовится?
(-Запасает семечки, грибы, ягоды, орехи, утепляет дупло).
– Я угощаю вас орехами.
– Прежде чем съесть орехи, мы используем их для массажа и разогревания наших пальчиков. Покатайте орех между средним и указательным пальцем,
Теперь между средним и безымянным, между безымянным и мизинцем. Тоже с другой рукой.
– Положите ладонь на бедро и перекатывайте орех по пальцам руки.
– Зажмите орех между ладонями, вращайте его. Что чувствует ладонь и пальцы? Подуем на руки.
Ощущаете прохладу воздуха? Улыбнитесь.
– Что же было дальше. Побежал заяц Коська вперед, вдруг увидел – Родничек, а из него ручеек течет.
– Ты кто?
– Я Родничек. Вот попутешествовать хочу, посмотреть далекие края.
– Вот здорово, побежали наперегонки.
– Бежит ручеек, изгибается, да все впереди зайца. Устал Коська, отдыхает. Хорошо летом: солнышко припекает, жарко.
Смотрит Коська по сторонам, а Родничка нигде нет.
– Эй, Родничек, где ты?
– А я тут, посмотри наверх.
– Поднял Коська глаза и видит в небе облачко покачивается
– Ребята, а как же Родничек туда попал?
(-Вода в ручейке согрелась, Родничек испарился и поднялся облачком).
– Незаметно пришла осень: стало прохладно, набежали тучи, пошел дождь. Споем песню “Капли-молоточки”.
– Слышишь, Коська, шумит что-то.
– Эй, кто там?
– Это я, Родничек обратно вернулся.
– Ребята, как же он в ручей попал?
-(Вместе с дождем в ручеек упал).
– Вот уже и зима наступила, наш зайчик изменился. Что же с ним произошло?
(-Поменял серую шубку – на белую).
– Стал зайчик на морозе греться – резвиться: нырнул в сугроб, а оттуда голос Родничка: “Здравствуй, Коська, вот мы и опять встретились”
– Ребята, как же Родничек в сугроб попал?
-(Он в тучке замерз, превратился в снежинку, и в сугроб упал).
– Как красиво зимой, кругом блестящий снег лежит. А вам нравится зима? Споем песню “Что вам нравится зимой”.
– Так и жили они до весны. А как солнышко пригрело, что же случилось с сугробом?
(-Снег растаял, из него потек ручеек).
– И снова заяц Коська стал путешествовать с Родничком. Наша сказка закончилась. Понравилась она вам?
Сколько в ней было чудесных превращений Родничка. Давайте споем о всех превращениях воды песню “Коль нырнуть зимою с вышки…”
Коль нырнуть зимою с вышки,
То набьешь, конечно, шишки:
Знать тверда была вода,-
Ты ответишь без труда.
Ну, а если прыгнуть в воду
В очень теплую погоду-
Будешь мокрым ты до нитки,
Летом лед бывает жидким.