Поэт и общество в лирике М. Ю. Лермонтова
В дни траура, когда толпы народа еще не отхлынули от особняка на Мойке, где только что закончилась жизнь поэта, когда Жуковский сказал России: “Солнце русской поэзии закатилось”, обе столицы облетели строки гневные и трагические:
Погиб Поэт! – невольник чести –
Пал, оклеветанный молвой…
И Россия обрела нового великого поэта – Михаила Юрьевича Лермонтова. Обрела, чтобы через четыре года оплакать его гибель.
Начало своей поэтической деятельности сам Лермонтов относит к 1828 году, отзываясь о ней пренебрежительно:
Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
Это сравнение с Байроном не случайно. И поэзия, и сама судьба великого английского романтика, которым безумно увлекался юный Лермонтов, определяют и принадлежность к одному литературному направлению – романтизму, и близость мировосприятия. В лермонтовском стихотворении уже звучат главные мотивы его будущего творчества: ощущение своего избранничества,
Лермонтов описал состояние души и путь русского поэта “эпохи безвременья”.
Тема поэта и поэзии вообще занимает значительное место в лирике Лермонтова. Особо надо выделить уже упомянутое выше стихотворение “Смерть поэта”. Автор гневно обличает общество, не сумевшее уберечь светоч русской поэзии. Последние строки прямо направлены против царских палачей, которые также в немалой степени виновны в гибели Пушкина.
Главное даже не в том, насколько удалось Лермонтову изобразить личность великого русского поэта, а в том, что он сумел постичь вечные проблемы. Ведь в “Смерти поэта” – трагическая судьба не только Пушкина, но и каждого гения с его ранимой, непонятной для других душой. А появление убийцы в облике человека, который лишь смеялся над чужой для него культурой, – следствие существования любого бездуховного общества. А именно в таком обществе, презирающем человеческие ценности и законы морали, жил поэт:
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда – все молчи.
Размышления о судьбе поэта, о его предназначении Лермонтов продолжает в стихотворении “Поэт”. Автор сравнивает поэта с кинжалом, утратившим свое истинное значение: В наш век изнеженный не так ли ты, поэт, Свое утратил назначенье, На злато променяв ту власть, которой свет Внимал в немом благоговенье?
Лермонтов вспоминает былые годы, когда поэзия была могучим орудием. Он говорит о значении поэзии как объединяющей силы (ведь она звучала “во дни побед и бед народных”). Сейчас же поэзия уже не так сильна, как раньше.
Современники Лермонтова перестали понимать “простой и гордый” язык поэта. В стихотворении “Не верь себе” поэт подвергает сомнению возможность понимания его людьми, которые не желают знать его страданий, а сам поэт не может выразить свои чувства “стихом размеренным и словом ледяным”.
Герой стихотворения “Пророк”, наделенный божественным даром, осознает всю тяжесть своего предназначения. Это предназначение очень трудно выполнить, потому что люди не верят ему и презирают его. Но поэт не отказывается от своей миссии, он возвращается в пустыню, где вещает звездам.
И он продолжает свое дело. Стихотворение отражает трагическое мироощущение Лермонтова, одинокого, видящего вокруг себя лишь пороки и злобу:
С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
Лермонтов, поэт своего времени, писал об утрате поэзией своего высокого назначения, об обреченности поэта на презрение толпы. Лермонтов отразил в своих стихах судьбу поэта, живущего в обществе, где подавляется личность и правят невежество и бездуховность