Судьба поколения 1830х в лирике Лермонтова

План

Изображение своего поколения: разочарование и пренебрежение Судьба поэта в период поколения 1830х 1812-1830: сравнение поколений

В своих произведениях Лермонтов неизменно показывает себя как человека, активно интересующегося судьбами родной страны и своего поколения: “Грядущее тревожит грудь мою” (“1831-го июня 11 дня”). Вопрос “Что же будет дальше, и как посмотрят на нас потомки?” не дает поэту покоя, поскольку он ощущает свою ответственность за будущее. Оттого судьба поколения 1830х в лирике Лермонтова имеет особое значение.

Можно

выделить ряд стихотворений, напрямую этой темы касающийся, как-то “Дума”, “Бородино”, “Как часто, пестрою толпою окружен”, “И скучно, и грустно”, “Не верь себе”.

Изображение своего поколения: разочарование и пренебрежение

Все эти произведения, как видим, относятся к последним годам творчества Лермонтова. К этой теме он приходит уже зрелым, пережившим юношеский максимализм и узнавшим эту жизнь. И смотрит на свое поколение трезво и холодно, с разочарованием, отмечая все его недостатки.

“Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее – иль

пусто, иль темно”.

Так говорит поэт в стихотворении “Дума”, так изображается дальнейшая судьба в лирике Лермонтова.
Он не скупится на горькие предсказания: память о поколении пройдет “толпой угрюмой”, “без шума и следа”, а саму эту память “потомок оскорбит презрительным стихом”. Насмешка сына “над промотавшимся отцом” – вот с чем сравнивает Лермонтов будущую память о своем поколении.

Отчего же так язвительны и неутешительные его выводы? Поколение 1830х формировалось в “эпоху безвременья и застоя”. Именно на его судьбу пришлось горькое разочарование в идеях декабристов. После их разгрома и казни наступает безыдейный период – одни идеи уже мертвы, другие еще не успели сформироваться.

Свежи в памяти воспоминания о неудавшемся восстании 1825-го года, и именно они и тяготят поколение Лермонтова.

“Богаты мы, едва из колыбели,

Ошибками отцов и поздним их умом,

И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели…”

Чем же интересуются сверстники поэта? Балами, дуэлями, шумными и веселыми развлечениями. И в прямом смысле зачастую богатые “едва из колыбели”, они не желают тратить свои силы на что-либо серьезное, вся жизнь их – погоня за сиюминутным наслаждением, которое, в свою очередь, тоже их не радует…

“И предков скучны нам роскошные забавы,

Их добросовестный, ребяческий разврат…”

“Дума”.

Все, что осталось нынешнему поколению – благопристойная спокойность и сытая самоуверенность, которую ничем не возмутить:

“На лицах праздничных чуть виден след забот,

Слезы не встретишь неприличной”

“Не верь себе”.

Судьба поэта в период поколения 1830х

Тема судьбы в лирике Лермонтова звучит так печально еще и оттого, что он, с одной стороны осознавая свой долг как поэта расшевелить свое поколение: “О, как мне хочется смутить веселость их,/ И дерзко бросить им в глаза железный стих” с другой стороны понимает, что и самое святое, поэзия, их уже не трогает: “Мечты поэзии, создания искусства / Восторгом сладостным наш ум не шевелят” (“Дума”).

Незавидна участь поэта (а Лермонтов рассматривает судьбу поэта в его высшем, пророческом значении), который непонятен своим современникам и не услышан ими. Эта тема отчетливо звучит в стихотворении “Журналист, читатель и писатель”, где поэт, рисующий “картины хладные разврата”, “приличьем скрашенный порок” в итоге не решается выносить все это на публику. Он знает: он будет осмеян и не услышан, навлечет “злость и ненависть” “толпы неблагодарной” и задается горьким вопросом: “Скажите ж мне, о чем писать?..”

1812-1830: сравнение поколений

Единственную отраду Лермонтов видит в судьбе ушедшего поколения. Он и сам признается, что любит “забыться…памятью к недавней старине”. Еще свежи в памяти герои войны с Наполеоном, еще не забыт 1812-й год, и о нем поэт вспоминает с отрадой и гордостью:

“Я вспомня леденею весь,

Там души волновала слава”

“Поле Бородина”.

Но с другой стороны, никуда не деться от напрашивающегося сравнения поколения 1812 и 1830х годов, и сравнение это говорит само за себя. Отсюда и появляется повторяющийся в “Бородино” рефрен “Да, были люди в наше время, /Могучее, лихое племя: / Богатыри – не вы”. Герои и смельчаки отходят в прошлое, остаются же совершенно иные, слабые и малодушные, ищущие покоя и безопасности, а для поэта, считавшего, что “жизнь скучна, коль в ней боренья нет”, нет ничего более страшного.

Итог закономерен: как и предсказывал Лермонтов” “в преданьях славы” (“Бородино”) его поколение и вправду не встречается. Память о нем осталась, но – не благодаря ли стихотворениям поэта?

<

p>Данный обзор судьбы поколений в жизни и творчества поэта поможет учащимся 9 классов при подготовке сочинения на тему “Судьба поколения 1830х в лирике Лермонтова”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Судьба поколения 1830х в лирике Лермонтова