Подготовка к ЕГЭ. Темы сочинений и задания по Твардовскому
Прочитайте поэму «Василий Теркин». Назовите известные вам поэмы военных лет. Какие принципы изображения героев и событий использовались в них?
В чем состоит отличие поэмы А. Твардовского?
Докажите, что поэма «Василий Теркин» — эпос Великой Отечественной войны. Какие эпизоды войны изображаются в произведении? Раскройте смысл авторского определения «война-работа». Проанализируйте главы «Перед боем», «Бой в болоте», «Переправа», «Два бойца».
Как раскрывается в них образ народа?
Почему в центр
Почему Теркин часто показан в трудных ситуациях, когда он помогает другим? Найдите примеры характеристик, данных автором Теркину. Проанализируйте особенности речи героя. Один из исследователей заметил, что мелодия русской гармони определяет интонацию поэмы.
Как вы понимаете эти слова?
На примере главы «Смерть и воин» покажите, какие народно-поэтические приемы повествования
Прочитайте главы «От автора», «О себе», «О войне», «О любви». В чем, на ваш взгляд, состоит родство героя-повествователя и Теркина? Объясните, какую роль играет образ повествователя в произведении.
Каковы особенности композиции поэмы? Почему произведение названо «книгой»?
Выучите наизусть отрывок из поэмы.
Прочитайте поэму А. Твардовского «За далью — даль». Подготовьте рассказ о том, в какой период создавалась поэма, какое отражение нашли в ней актуальные проблемы времени, как они сочетаются с философскими размышлениями о судьбе страны, ее историческом пути, слитности человека, народа и родины.
Проследите, как развиваются в произведении образы дороги, дали и памяти, как они связаны с философским замыслом поэмы.
Почему А. Твардовский обратился к хорошо известному в литературе сюжету путешествия и в чем его своеобразие в поэме «За далью — даль»? Охарактеризуйте особенности построения произведения. Есть ли в нем единый сюжет, переходящие из главы в главу герои? Как связаны между собой главы?
Есть ли закономерность в их чередовании? Что, на ваш взгляд, делает эту книгу поэмой, а не циклом самостоятельных произведений?
Какую роль играет избранный автором принцип повествования от первого лица? Какие исторические события и эпизоды из жизни автора отражены в поэме? Покажите, как от конкретных эпизодов, встреч лирический герой переходит к размышлениям, философским обобщениям (на примере глав «Друг детства», «На Ангаре»).
Подробно проанализируйте главы «Семь тысяч рек», «Две кузницы», «Огни Сибири». Как соединяются в них прошлое, настоящее и будущее? Покажите, какую роль играют лексика высокого стиля, метафоры, образы устного народного творчества.
Кто, на ваш взгляд, является героем этих глав? Есть ли в них выделенные крупным планом образы героев? Чем вы объясните эту особенность поэмы «За далью — даль»?
Перечитайте главы «В дороге», «Литературный разговор», «До новой дали». Как раскрываются в них проблемы литературного развития конца 50-х годов и творческие взгляды Твардовского?
Подробно проанализируйте главу «Так это было». Как соотносятся в этой главе «я» и «мы», судьба человека и народа? С чем связан жизнеутверждающий пафос главы? Какое значение имеет образ тетки Дарьи ?
Как вы понимаете смысл заглавия произведения?
В чем проявилась связь поэм «За далью — даль» и «По праву памяти»?
Прочитайте стихи А. Твардовского, рассказывающие о детях на войне («Рассказ танкиста», «В пилотке мальчик босоногий», «Возмездие»). Почему поэт уделяет столько внимания этой теме? Покажите, как поэт раскрывает «ужасное сближение противоположных вещей на свете» — войны и детства.
С какими прозаическими произведениями могли бы вы провести параллели?
Прочитайте стихи, раскрывающие тему поэта и поэзии: «Вся суть в одном-единственном завете», «Жить бы мне век соловьем-одиночкой», «Слово о словах», «Моим критикам». Традиции каких поэтов продолжает А. Твардовский? Проанализируйте подробно одно стихотворение, обратив внимание на особенности композиции, подбор лексики, виды тропов и другие способы выражения чувств автора.
Подберите примеры, показывающие, как развиваются в поэзии
А. Твардовского основные мотивы его творчества: дом, дорога, память.
ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ
«Не избыть нам связи обоюдной». Тема человеческого братства в поэзии А. Твардовского. Дали памяти в поэзии А. Твардовского. «Слово — это тоже дело»: тема поэта и поэзии в творчествеА.
Твардовского. Дом и дорога в поэзии А. Твардовского. «Вот стихи, а все понятно, все на русском языке»: Художественные особенности поэтической речи А. Твардовского.