Особенности французского Просвещения

Франция сыграла в общей социально — политической и культурной жизнь Западной Европы едва ли не главенствующую роль. Классовая борьба больше, чем в других странах. Франция разгромила во время великой революции феодализм и основала чистое господство буржуазии с такой классической ясностью, как ни одна другая европейская страна.

В пору раннего средневековья во Франции интенсивнее, чем в др странах, формируются и получают развитие все основные жанры и виды, типичные для лит-ры сред веков ( национ героич эпос, рыц роман, фаблио, животный

эпос, клерикальная драматургия). В 17 веке расцвет классицизма (Буало, Корнель, Росин, Мольер). В 18 веке просветительское движение. 18 век — преимущественно франц век.

Почти на всем протяжении 18 века между Англией и Францией в войнах решался вопрос о первенстве на морях и в колониях. В начале века Фр уступила многие колонии. Войны ослабили Фр.

Внутр политика беспомощна. По стране ок 1,5 млн нищих. Буржуазия, которой феодальные порядки мешали наживаться, роптала. Пустовали огромные земельные массивы.

Известно, что революционная атмосфера создается тогда, когда производительные силы не могу больше развиваться

при существующей системе производственных сил. Все классы общества были недовольны существующими порядками. Дворянство хотело упрочить свои позиции. «Слабым» королем оказался Людовик 16.

Необходимость революции назревала. Буржуазная революция 1789-1794.

Революционное движение, несущее на своих знаменах идею прогресса, возглавили во Фр просветители. Век Просвещения. Монтескье, Вольтер, Руссо, Дидро, Гольбах, Гельвеций и др. Широкое умственно движение росло со временем.

В совершении общественного переворота нуждаласьбуржуазия, она первая и воспользовалась плодами этого переворота.

Идея революции не пришла сразу. Она вызревала постепенно. В самом начале 18 века критика феодализма достаточно резко прозвучала в комедии Лесажа «Тюркаре» 1709.

Через 9 лет трагедия Вольтера «Эдип», в ней лозунг «Счастье короля — служить своему народу». Далее, в течение почти 30 лет, знамя Просвещения несет Вольтер. В 1748 выходит главный труд Монтескье » Дух законов», в 1746 Дидро опубликовал первое сочинение. 1750 первое сочинение Руссо «Рассуждение о науках и искусствах».

В 1751 Дидро и д’Аламбер публикуют проспект «Энциклопедии» и приступают к ее изданию.

Талантливые пропагандисты нового мировоззрения, они выступили на штурм прежде всего идеолог основ феодализма. Просветители опирались на культурное наследие своих прямых предшественников — гуманистов эпохи Возрождения. Продолжали гуманизм.

В стане просветителей более умеренных полит взглядов придерживались Вольтер, Монтескье, Бюффон, д’Аламбер, Тюрго. Другие, связанные с наиболее демократ слоями населения(Руссо, Мабли, Морелли), шли дальше их: они поднимались уже до критики частной собственности. Руссо в трактате » О происхождении и основах неравенства между людьми» вскрывает истинные причины гражд неравенства, указывая на част собств-ть как на основной источник всех общ бед.

Имелись разногласия и в вопросах философии. Материалистами были Дидро, Гольбах, Робине, доходившие до атеизма. Между тем Руссо склонялся к идеалистическому истолкованию мира.

Просветители чрезмерно преувеличивали силу идей.

Просветители действовали как восторженные мечтатели. С детской восторженностью верили. Что придет просвещенный монарх, справедливый, сильный.

Не все просветители однако были сторонниками просвещ монархии. Руссо за республику.

В полит программе просветителей ключевое слово — закон. Свобода, равенство, братство.

Никто из просветителей не решился посягнуть на принцип частной собственности. Но Руссо нашел в себе достаточно мужества, чтобы объявить о необходимости уничтожить част соб-ть. Его последователь аббат Мабли. По его мнению наилуч порядок — всеобщее имущ равенство.

Но оно не достижимо. Просветители признавали, что всеми поступками человека движет личный интерес. Такова теория о «разумном эгоизме».

Гельвеций посвятил этому 2 книги: «Об уме» и «О человеке».

Просветители ставили перед собой практич цели: воздействовать на умы и подвигнуть на свершение соц преобразований. Искусство представлялось им наиболее действенной формой в борьбе с феодализмом. Они ввели в лит-ру в качестве положит героя нового человека, не имеющего дворянских титулов и богатств. Сен-Пре, Кандид, Фигаро, например.

Театр был трибуной просветителей. Вольтер писал для театра 60 лет. Дидро, Бомарше, Мерсье, произвели просвет реформу театра, приблизив его к современности, взяв предметом зображения реал конфликты соц мира и героя — человека » третьего сословия».

Просветители в своей публиц Дея-ти избрали форму короткой, отточенной, остроумной полит или философ брошюры, которую можно было массовым дешевым изданием распространять среди широких читат кругов.

Просветители создали особый жанр худож публиц прозы — философский роман (Монтескье «Персидские письма», Руссо «Эмиль») и философскую повесть (Вольтер «Кандид», Дидро » Жак — фаталист»)

Просветители стремились реформировать дворянской искусство, приблизить его ко времени, демократ-ть его. Просветители за точность и ясность языка писателя. Великолепным мастером художественной прозы является Руссо.

Вольтер и Дидро прибегали к тонкой иронии. Руссо — к высокой патетике.


Особенности французского Просвещения