Эпоха Просвещения: Дени Дидро, Волтер, Фридрих Шиллер и Жан-Жак Руссо

Выяснить понятие “Просвещение” и ведущие идеи этой эпохи; раскрыть их отголосок в творчестве Свифта, Дефо, Вольтера, Руссо, Шиллера; подать основные события жизненного и творческого пути Гете; развивать привычки исследовательской работы; воспитывать интерес к фигурам деятелей прошлого мы поробуем в этом сочинении. Ученые и социологи советуют время от времени изменять обстановку. Ведь познание нового всегда предоставляет человеку силы, воодушевления, желание жить и создавать. Французский философ Блез Паскаль писал: “Самое нелепое для человека покой, который не поднимается ни страстями, ни делами, ни развлечениями, ни занятиями.

Тогда она чувствует свою никчемность, заброшенность, несовершенство, зависимость, бессилие, пустоту. Из глубины ее души сразу выползают беспросветная тоска, печаль, горечь, озлобление, отчаяние”.

Мы с вами забудем о покое и будем познавать как друг друга, так и новое в литературе. И если нам выпало на судьбу говорить об эпохе Просвещения, то выясним, прежде всего значение этого слова. Просвещение в истории европейской культуры XVII ст., за которой формировались новые представления о мире, человеке, обществе, о смысле жизни и т. п..

Просветители несли людям свет новой истины; из всех ценностей человека наибольшей считали ум.

Основным признаком пор постоянный кризис феодальной системы и формирование буржуазных отношений. В 1688 – 1689 гг. состоялась буржуазная революция в Англии, в 1789 – 1794 годах – Большая французская революция, в других странах тоже начались процессы перестройки государственных устройств. На арену политической борьбы вышел народ. “Все двигалось, бурлило, было охвачено мысленным взором”, – писал о своей эпохе Вольтер.

XVIII ст., – это возраст морали. В основу Просвещения были положены научные знания и сделаны выдающиеся открытия в физике, химии, математике, психологии и т. п., наука приобрела светский характер, а художественная литература – средство пропаганды просветительских идей. Трудно сказать, кто из деятелей XVIII ст. первым сказал, что “идеи правят светом”, но все они хотели “править миром” с помощью идеи.

В XVIII ст. чрезвычайно распространенными были публицистические жанры – эссе, памфлеты и трактаты, тематика которых существенно различался.

Одним из тех, кому посчастливится буквально воплотить просветительский лозунг “идеи правят миром” и стать “властителем мыслей” не только десятков тысяч обычных читателей, а и действующих монархов и будущих революционеров, был молодой, весьма популярный при дворе писатель на имя Франсуа Мари Аруе.

Имея не только острый ум, талант сатирика, а и независимый характер, он был дважды заключен к Бастилии на три года высланный к Англии. Оставив Францию придворным наглецом и остряком, ярким представителем эпохи рококо (от фр. раковина), Франсуа Мари Аруе возвратил философом, просветителем Вольтером.

Его литературная наследие составляет 90 томов, в том числе 52 пьесы, 27 из которых – трагедии. Он становится активным участником “Энциклопедии”. Центральное место среди его философских повестей занимает “Кандид, или Оптимизм”.

Вольтер оставил своеобразные свидетельства собственной причастности к теме: в “Истории Карла XII” и в “Истории Русской империи за Петра Великого” есть описания “страны казаков”, которая “всегда стремилась к свободе”. Произведения Вольтера читал Нечуй-Левицький, ознакомила с ними украинского читателя и Леся Украинка.

Вольтер. Величественные мысли больших людей.

Глава и идейный вождь энциклопедистов, драматург, теоретик искусства, просветитель-атеист и философ-материалист – это все он, Дени Дидро, который отдал работе над Энциклопедией все свои духовные силы и материальные средства. Младший современник Вольтера, Дени Дидро подверг острой критике монастырские порядки и воссоздал общество в уменьшенном виде в повести “Монахиня”. А в философской повести “Племянник Рама” Дидро создал образ человека умной, талантливой.

Как писатель, он доходит вывода, который существующие государственные и церковные порядки противоречат высокому назначению человека, так как унижают ее. Дидро верил, что следует “просветить” людей, и они не захотят мириться с собственным унижением в обществе, научатся отстаивать свое человеческое достоинство.

Жан-Жак Руссо – выдающийся французский просветитель и философ, педагог, писатель. В своих работах “Соображение о происхождении и причинах неровности между людьми”, “Об общественном договоре, или Принципы политического права”, “Письма из горы” – он остро подвергал критике феодально-абсолютистский порядок, произвол королевской власти, призвал к борьбе против деспотизма. Педагогические взгляды Руссо изложены в романе “Эмиль, или о воспитании”. Основной задачам считал воспитание человека и гражданина.

Литературную деятельность Руссо начал в 30-х гг. XVIII ст. стихами. Написал несколько комедий и мелодрам.

Роман “Юлия, или Новая Элоиза”, роман-трактат “Эмиль, или О воспитании”, “Исповедь” утвердили в французской литературе направление сентиментализма.

Идеи Руссо справили значительное влияние и на передовую философскую мысль России и Украины. Г. Радищев, А. Пушкина, В. Белинский, Л. Толстой и много других деятелей России, а в Украине Г. Сковорода, Т. Шевченко, Л. Украинка, И. Франко изучали, критически осмысливали и высоко оценивали творчество Руссо.

Шиллер-Просветитель. В эпоху Просвещения у литераторов проснулся чрезвычайный интерес к народу, его жизни, традициям и фольклору, который противопоставлялся аристократической литературе. Стали популярными баллады.

Непревзойденные мастера этого жанра – немецкие писатели Шиллер и Гете. В своих балладах Шиллер затрагивает проблемы, что актуальные для любой эпохи:

1) неотвратимость расплаты за совершенное преступление;

2) самоотверженность в дружбе и самоотречение в любви;

3) ценность человеческой жизни;

4) недопустимость испытаний судьбы.

Фридрих Шиллер стал также основателем жанра исторической драмы в европейской литературе. Одна из наилучших – драма “Разбойники”. Он много занимался философией. Писатель считал, что главным движителем для изменения мира на лучше есть эстетичное воспитание человека, т. е. усовершенствование ее чувства прекрасного. “Красота должен направить людей на путь истины”, – писал он.

Свои эстетичные взгляды просветитель изложил в работе “Эстетика”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Эпоха Просвещения: Дени Дидро, Волтер, Фридрих Шиллер и Жан-Жак Руссо