Дидро и энциклопедисты. Анализ повести “Монахиня”
Дидро (1713-1784) в течение четверти века стоял во главе грандиозного предприятия – издания знаменитой “Энциклопедии”. Материализм Дидро далеко опередил философ систему Вольтера. Дидро стоял на пороге диалектического материализма. Жизнь его полна самой напряженной борьбы, самой энергичной деятельности в области мысли и весь проста, бедна событиями в житейском течении.
В 1750 издатель Лебретон пригласил его в качестве редактора “Энциклопедии”.
Работа над ней захватила его. “Энциклопедия” издавалась 30 лет. Д’Аламбер
Статью “Разум” написал Вольтер. Монтескье дал интересную работу по эстетике(Статью “Вкус”). По вопросам религии писал Гольбах. “Энциклопедия” – огромное коллективное литературно-публицистическое, полемическое произведение, чем научный справочник в прямом смысле.
Папа Климент13 в специальном
Последний Вселенский собор(1967) под председательством папы Павла6 отменил Индекс.
Дидро больше, сем кто-либо из просветителей, занимался вопросами теории искусства. Музыка, живопись, скульптура, теория драматургии и сценического мастерства входили в круг его интересов. В эстетических трудах много тонких наблюдений, бесценных для художника и ценителя искусства.
Драматургическая теория Дидро – важнейший вклад в область театрального искусства. Реформа театра, задуманная Дидро, исходила прежде всего из полит задач. Искусство необходимо приблизить к жизни, из небесных сфер. Фантазии и иллюзий спустить на землю со всеми ее проблемами и конфликтами.
Классицистическую трагедию Дидро предложил заменить новым жанром – драмой, посвятив ее современности и героям – простолюдинам. В пьесы Дидро в качестве основного эмоционального средства воздействия на зрителя водит элемент чувствительности.
В 1760 Дидро написал роман “Монахиня”, разоблачавший преступления церкви. Девушку Сюзанну Симонен, вопреки ее воле, определяют в монастырь. Девушка умна, красива, здорова, природа создала ее для жизни.
Общество, руководствуясь предрассудками, обрекает ее на аскетическое отречение от всех желаний и интересов.
Природа создала ее свободной. Общество, руководствуясь противоестественной моралью, заковало ее в кандалы. Все против нее.
Игуменья Арпажонского монастыря преследует молодую девушку преступными притязаниями, питая к ней противоестественную страсть. Сюзанна бежит из монастыря. Но перед ней грозная сила предрассудков.
Теперь она становится человеком вне закона. Роман написан в форме записок – исповеди. Героиня, как видит ее читатель, – чуткая. Отзывчивая, наивная, немножко склонная к рефлексии девушка.
Она глубоко религиозна, и тем не менее каждый ее поступок, каждое движение ее сердца являются протестом против религии. Наивным простосердечием дышит каждая строка повести: все описания лаконичны, сведены до минимума. Здесь нет многоцветных картин природы, нет лирических страниц, раскрывающих поэзию чувств.
Перед нами достаточно сухая, почти протокольная запись.