Величайшие достижения эпохи Просвещения



Просвещением считают этап развития европейской культуры конца XVII – начала XIX столетие. Рационализм, ум, наука – эти три понятия выходят на первый план. Основой идеологии Просвещения становится вера в человека.

Восемнадцатое столетие – это время больших надежд человека на себя и свои возможности, время веры в человеческий ум и высокое назначение человека. В начале этого столетия в Европе не было романов – их не существовало в нашем, современном понимании этого слова. Широко были популярными рыцарские романы с фантастикой, необыкновенными приключениями. Этот жанр гениально высмеял Сервантес в своем “Дон Кихоте”.

Позднее появляются так называемые романы-отчеты Даниэля Дефо и Джонатана Свифта – это произведения о выдуманных и не совсем выдуманных путешествиях. Именно от этих писателей и началась просветительская работа: писатели хотели вложить в свои книги как можно больше информации о мире вокруг людей, дать им представление о других странах и континентах.

Конечно, нельзя не вспомнить таких известных людей, как Вольтер, Дидро, Руссо… Целое разнообразие

жанров от научной энциклопедии к роману воспитания появляется в этот период. Вольтер в связи с этим сказал: “Все жанры красивы, кроме скучного”.

Просветители были убеждены, что здоровую фантазию, воображение, чувство необходимо формировать. И именно на такое благородное дело были направлены мысли писателей. Так, Руссо напишет свой роман-трактат “Эмиль, или О воспитании”, Вольтер создает произведения в виде дневников, мемуаров.

Писателей интересует сам человек, его психология, его физические возможности, естественные наклонности и взаимодействие всего этого человеческого субъекта с жизнью в обществе.

Писателем первой величины этого периода есть Вольтер. Именно о нем сказал Виктор Гюго, который это не человек, это ЭПОХА. Вольтер и до сих пор имеет славу выдающегося ученого, философа, поэта. Что можно найти в “Философских письмах” Вольтера?

Принципы философии, которые и теперь являются актуальными: терпимость, право на свободное высказывание собственной мысли. А как относительно религии? Это также была горячая тема.

Оказывается, просветители, в частности Вольтер, не отбрасывали существования Бога, но отбрасывали влияние Бога на судьбу человека. Человек должен была пользоваться собственным умом, а не полагаться на фатум или волю Божью, так как иначе пришлось бы признать, что от человека ничего не зависит, все в руках Божьих. Нет! – утверждали просветители.

Человек должен быть активным, мыслящим существом и собственными руками строить судьбу. Хотя в “Простаке” Вольтер все – таки показал Геркулеса, которого подчинила себе цивилизация. Здравый смысл настоящего человека не смог победить таких “достижений цивилизации”, как бесчестие, кощунство, лицемерие.

“Ум сформировал человека, но в жизни им руководит чувство”, – твердил Жан Жак Руссо. Что же важнее – ум или чувства? Об этом спорили выдающиеся умы эпохи.

Замечательным ответом на вопрос “Что такое Просвещение?” являются слова Канта: “Просвещение – это выход человека из несовершеннолетнего возраста”. До определенному времени человек находится под влиянием своих воспитателей, учителей. Но приходит время – и он должен стать самостоятельным и в дальнейшем свободно и публично пользоваться собственным умом. Правда, для этого ему придется сразиться с двумя врагами: леностью и трусливостью.

К чему же, в конце концов, приводит человека свобода слова, развитие воображения и ума? Правильно. К революции.

Ведь свободное проявление мыслей дает возможность развивать себя, стремиться совершенствоваться во всем, и человек не хочет жить по-старому, он, стремится к новому, лучшему. Возникает исторический конфликт – революция. Просветители хотели достучаться к человеческому сознанию и растолковать, что умом можно решить все конфликты. Но энергия масс была высвобождена и часто становилась неуправляемой, поэтому приводила к насильственным методам изменения социального устройства.

Гете и Шиллер иллюзорно мечтали, что общество можно переработать с помощью искусства… Идея прекрасная, но на практике не реализовалась.

В завершение хотелось бы обратиться к эпохальному произведению Вольфганга Гете – “Фауст”. Это величайшее произведение мировой литературы о значении человека и смысле его существования на земле. У человека всегда были свои особенности – он часто недоволен тем, что имеет, всегда стремится в поиски идеала.

И Фауст готов заложить душу, лишь бы еще раз пройти жизненным путем. К чему это приводит? Найден ли идеал?

Можно ли достичь счастья, не принося кому-то несчастье? Много вопросы поставлены философом перед человечеством, и ответа на них человек ищет уже не одно тысячелетие. В “Фаусте” заложен целый комплекс политических, социальных, теософских, философских проблем.

В этом произведении автору удалось показать и изменение исторических формаций на земле, и модель мира.

Большое значение имела малая эпоха Просвещения для развития человечества, для его самопознания. Просветители приблизились к интересам человека, поставили ее в центр Вселенной.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Величайшие достижения эпохи Просвещения