Образ Печорина в романе “Герой нашего времени” Лермонтова М. Ю
В романе “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтов создал образ своего современника, “портрет, составленный из пороков всего… поколения”.
Главный герой романа – дворянин Григорий Александрович Печорин, характер крайне сложный и противоречивый, далее парадоксальный. Противоречивость, “странность” Печорина мастерски подмечена уже в самом портрете героя. “С первого взгляда на лицо его я бы не дал ему более двадцати трех лет, хотя после я готов был дать ему тридцать”, – замечает рассказчик. Он описывает крепкое телосложение
Странный контраст представляют детская улыбка героя и его холодный, металлический взгляд. Глаза Печорина “не смеялись, когда он смеялся… Это признак – или злого нрава, или глубокой постоянной грусти”, – замечает рассказчик.
Взгляд героя кажется проезжему офицеру дерзким, производящим “неприятное впечатление нескромного вопроса” и при этом взгляд этот – “равнодушно спокоен”.
О “странностях” Печорина упоминает и Максим Максимович: “Славный был малый, смею вас уверить; только немножко
Что же стоит за этой “странностью” героя? Каков же он на самом деле? Попробуем проанализировать данный характер.
Печорин – русский дворянин, из тех, чья “молодость прошла в свете”. Однако вскоре светские удовольствия “опротивели” ему. Науки, чтение книг, самообразование – все эти занятия также очень быстро обнаружили свою бессмысленность и бесполезность в жизни. Печорин понял, что положение человека в обществе, уважение и почет определяются не истинными достоинствами его – образованностью и добродетельностью, но зависят от богатства и связей.
Так, идеальный порядок мира оказался нарушен в его сознании в самом начале жизненного пути. Это обусловило разочарование Печорина, его скуку, презрение к аристократическому обществу.
Разочарование породило в нем агрессию по отношению к окружающим. И все свои положительные качества – храбрость, решительность, силу воли, целеустремленность, энергичность, активность, предприимчивость, проницательность и умение разбираться в людях – герой “обратил в свою противоположность”, используя их “на пути зла”. Особо хотелось бы остановиться на одной из черт Григория Александровича.
Печорин очень активен, энергичен, в душе его – “силы необъятные”. Однако на что он растрачивает свои силы? Похищает Бэлу, убивает Грушницкого, заводит бессмысленный, жестокий роман с княжной Мери.
Причем Печорин прекрасно осознает то, что он приносит страдания другим людям. Он склонен объяснять свое поведение воспитанием, социальной средой, “своеобразием своей божественной природы”, судьбой, которая неизменно приводила его к “развязке чужих драм” – чем угодно, но только не проявлением своей личной, свободной воли. Герой как будто снимает с себя ответственность за свои поступки.
Вместе с тем, он всегда деятелен, активен, он последовательно воплощает свои замыслы в жизнь. Критики неоднократно отмечали определенное единство поведения Печорина, единства самоанализа и действия. Да и сам герой отказывается, от слепой веры в предопределение в повести “Фаталист”.
Попробуем проанализировать психологию и поведение Печорина, обратившись к его жизненной философии. Счастье для него – есть лишь удовлетворенное честолюбие, “насыщенная гордость”, главная страсть – подчинять себе волю других. Жить Григорию Александровичу “скучно и гадко”, чувства других он рассматривает “только в отношении к себе”, как пищу, поддерживающую его душевные силы.
Сами но себе же эти чувства его не волнуют. “Какое дело мне до радостей и бедствий человеческих…” – вот лейтмотив образа Печорина.
В основе поведения лермонтовского героя – эгоцентризм, породивший, по мнению Д. Н. Овсянико-Куликовского, в Печорине излишнюю впечатлительность, эмоционально-болезненную восприимчивость ко всем явлениям жизни, поступкам окружающих. Исследователь замечает, что Григорий Александрович не способен забыть свои прошлые чувства, в том числе и самые горькие, безрадостные. Они так же владеют его душой, как и чувства настоящие.
Отсюда в Печорине неумение прощать, невозможность объективной оценки ситуации.
Однако думается, чувства героя весьма избирательно проявляются в действии. По замечанию А. И. Ревякина, “Печорин не лишен добрых порывов”. На вечере у Лиговских он пожалел Веру.
Во время последнего свидания с Мери он испытывает сострадание, готов броситься к ее ногам. Во время дуэли с Грушницким он готов простить своего врага, если тот признается в собственной подлости.
Однако добрые порывы Григория Александровича всегда остаются лишь “порывами”. А свои “злодейства” Печорин всегда доводит до логического завершения: он убивает Грушницкого, губит Бэлу, заставляет страдать княжну Мери. Порывы же героя к добру остаются лишь его личными чувствами, которые никогда не переходят в действия и о которых другим людям фактически ничего не известно.
Единство мысли и действия сохраняется в поведении Печорина лишь по отношению к его “злодействам” – здесь, видимо, не присутствуют чувства героя (Печорин не является злодеем по природе своей), здесь он действует, руководствуясь лишь разумом, рассудком. И наоборот, мы наблюдаем в сознании героя трагический разрыв между чувством и действием. Там, где не присутствует разум, Печорин “бессилен” – сфера чувств закрыта для него. Именно это обусловливает эмоциональную неподвижность героя, его “окаменелость”.
Отсюда и невозможность для него любви, его несостоятельность в дружбе. Отсюда, думается, и невозможность раскаяния для Печорина.
Белинский считал, что духовный облик Печорина изуродован светской жизнью, что он сам страдает от своего безверия, и “душа Печорина не каменистая почва, но засохшая от зноя пламенной жизни земля: пусть взрыхлит ее страдание и оросит благодатный дождь, – и она произрастит из себя пышные, роскошные цветы небесной любви…”. Однако само “страдание” Печорина как раз и является невозможным для него. И в этом “душевное бессилие” героя.
Безусловно, одной из причин подобной обрисовки образа писателем является определенная верность Лермонтова традициям романтизма. Печорин – романтический герой, противопоставленный окружающему миру. Отсюда и его демонизм, и одиночество среди людей. Как романтический герой, Печорин во многом отражает миросозерцание самого поэта, его мрачные настроения, тоскливые мысли, скептицизм и сарказм, скрытный характер.
Характерно, что Онегин у Пушкина все-таки обретает полноту чувств и живое течение жизни в любви к Татьяне. Печорин же умирает, возвращаясь из Персии. И в этом – весь Лермонтов.