Образ Печорина в повести “Бэла” (по роману”Герой нашего времени” Лермонтова М. Ю.)

Б. Эйхенбаум считал повесть “Бэла”, наряду с “Таманью”, экспозицией образа Печорина. В этой повести рассказывается об обстоятельствах жизни Печорина, о его воспитании, образовании. Здесь же дан первый портрет героя.
Впервые мы узнаем о Григории Александровиче из рассказа Максима Максимыча. Штабс-капитан описывает характер Печорина, его “странности”, непохожесть на окружающих. И уже здесь звучит мотив внутренней противоречивости героя. “Славный был малый, смею вас уверить; только немножко странен.

Ведь, например,

в дождик, в холод, целый день на охоте; все иззябнут, устанут – а ему ничего. А другой раз сидит у себя в комнате, ветер пахнет, уверяет, что простудился; ставнем стукнет, он вздрогнет и побледнеет…”
Повесть “Бэла” лишена психологического анализа. Максим Максимыч здесь просто передает факты печоринской биографии, не анализируя и практически никак не оценивая их. В определенном смысле штабс-капитан объективен.
Вместе с тем, искренне жалея Бэлу, которую он полюбил как родную дочь, Максим Максимыч считает Печорина неправым. Увидев, как Григорий Александрович к ней переменился, как Бэла страдает от
его холодности, штабс-капитан пробует поговорить с ним. И Печорин пытается объяснить свое поведение.

Он говорит, что разлюбил Бэлу, что она оказалась неспособной излечить его от скуки. “Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я также очень достоин сожаления, может быть, больше, нежели она: во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало: к печали я так же легко привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня…”, – говорит Печорин.
Максим Максимыч ничего не понимает из печоринского монолога. Он лишь спрашивает проезжего офицера о том, что это за мода – “скучать” и вся ли столичная молодежь такова. Для штабс-капитана Печорин – обычный столичный денди, Максиму Максимычу дико и странно слышать жалобы на жизнь от двадцатипятилетнего человека, жизнь которого вполне благополучна.
Причины этого непонимания – в разнице мировосприятия героев, их духовных запросов, культурного уровня, характера. Как замечает Белинский, умственный кругозор Максима Максимыча очень ограничен, “жить” для него означает “служить”, и служить на Кавказе. Манеры штабс-капитана грубы и простоваты, он непритязателен в выборе знакомства.

Однако у Максима Максимыча – “чудесная душа, золотое сердце”, “каким-то инстинктом” он понимает “все человеческое и принимает в нем горячее участие”. Так, штабс-капитан сразу же полюбил Бэлу, привязался к Печорину. Узнав о возможной встрече с ним, Максим Максимыч радуется, как ребенок.
Таким образом, “странности” Печорина не мешают Максиму Максимычу любить его. И это очень важно. Штабс-капитан интуитивно человечен, гуманен, в груди его бьется “теплое, благородное, даже нежное сердце”. Думается, Лермонтов не случайно акцентирует внимание читателей на том, что Максим Максимыч искренне привязан к Печорину.

Ведь в истории с Бэлой Григорий Александрович выглядит не слишком достойно. Однако, несмотря ни на что, штабс-капитан, это “золотое сердце”, по-прежнему любит его. Тем самым писатель как бы уже здесь намекает, что в Печорине есть нечто подлинное, искреннее.
После смерти черкешенки штабс-капитан пытается утешить Григория Александровича, но Печорин остается спокоен. Максиму Максимычу досадно: “Я бы на его месте умер с горя”, говорит он. И совсем уж непонятен штабс-капитану смех Печорина, от которого “мороз пробежал по коже”.
Безусловно, Печорин страдает, потеряв Бэлу. Он не привык к открытому проявлению своих чувств, смех его в сцене с Максимом Максимычем – не что иное, как истерика. Однако история этой любви не могла закончиться счастливо: чувства Печорина лишены цельности и единства, любовь “дикарки” для него “немногим лучше любви знатной барыни”.
Белинский объясняет поведение Печорина с Бэлой разницей их интеллектов, культурного уровня. “О чем он мог говорить с нею? что оставалось для него в ней неразгаданного? Для любви нужно разумное содержание, как масло для поддержки огня; любовь есть гармоническое слияние двух родственных натур в чувство бесконечного. В любви Бэлы была сила, но не могло быть бесконечности…”, – писал критик.
Однако думается, мотивы поведения Печорина более глубоки. Скорее, он просто не способен к любви. Именно поэтому он не ценит и чувства других людей – Веры, княжны Мери.

Фактически он погубил Бэлу ради собственного каприза, сиюминутной прихоти, желания избавиться от скуки. Поэтому для Печорина невозможно счастье.
В повести “Бэла” много элементов романтического стиля. В основе сюжета повести лежит традиционная романтическая схема – бегство героя из мира цивилизации в мир природы, у цивилизованного героя завязываются любовные отношения с черкешенкой. Налицо и все сюжетные атрибуты романтических историй: похищение, любовь, месть, смерть.

Однако Лермонтов сохраняет реалистичность мотивировок. Разрыв героев обусловили не внешние, “роковые обстоятельства”, а особенности внутреннего мира Печорина, его характер.
Таким образом, повесть “Бэла” – это первое знакомство с Печориным. Здесь мы узнаем о его воспитании, образовании, социальном положении, некоторых эпизодах из жизни на Кавказе. Характерно, что первый рассказчик в романе хорошо относится к Печорину, Максим Максимыч. искренне привязан к своему молодому приятелю.

При этом штабс-капитан не понимает мотивов его поведения, особенностей характера. Это непонимание в какой-то степени отдаляет его от Григория Александровича. Симпатия и одновременно определенное отчуждение – эти два момента в восприятии Максимом Максимычем Печорина подчеркивают беспристрастность первого рассказчика и создают определенную объективность повествования.

Автор в этой повести предлагает читателям сделать собственные выводы о герое.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Образ Печорина в повести “Бэла” (по роману”Герой нашего времени” Лермонтова М. Ю.)