О творческом наследии Пушкина
Творчество Александра Сергеевича Пушкина, как величественная и могучая горная вершина, возвышается у истоков XIX века, золотого века русской литературы. Пронизанное идеями декабризма, оно полно глубокой и всеобъемлющей любви к многострадальной родине, ее народу, изнывающему под игом крепостного права. Неизбывна жизнеутверждающая вера поэта в силы, таящиеся в простых русских людях, крестьянах-тружениках. Проникновенны лирические строки, посвященные описанию русской природы.
Пушкин не писал специально для детей, но многие стихотворения
«…никто, решительно никто из русских поэтов не стяжал себе такого неоспоримого права быть воспитателем и юных, и возмужалых, и даже старых… читателей, как Пушкин, потому что мы не знаем на Руси более нравственного, при великости таланта, поэта, как Пушкин»,- писал Белинский и рекомендовал для детского чтения многие его произведения. Среди них Белинский в первую очередь называл сказку «О рыбаке и рыбке», стихотворения «Песнь о вещем Олеге», «Бесы», «Утопленник», «Жених», «Зимний вечер», отрывки из поэм «Кавказский
Уже начиная с 20-х годов XIX века дети читали произведения Пушкина, и не только те, которые были пропущены цензурой, но и те, которые ходили по рукам в рукописях. «Мы списывали их украдкой, вытверживали наизусть, прятали на ночь под подушку… Саша (Герцен.- Авт.) не выдерживал тайны и громко декламировал то оду «Вольность», то «Деревню», «Кинжал»2,- вспоминает Т. П. Пассек, двоюродная сестра Герцена.
В набросках и заметках для «Литературной газеты» Пушкин высказывает резко отрицательное отношение к ограничению детского чтения назидательными, верноподданническими произведениями. Он выступает против реакционных критиков, которые объявляли «безнравственным» все, что могло познакомить детей с социальными противоречиями, с реальной жизнью: «Некоторые моралисты утверждают, что и восемнадцатилетней девушке нельзя позволить чтение романов; из того еще не следует, чтоб цензура должна запрещать все романы». Не ограничиваясь обличением в своих статьях реакционной критики, Пушкин создает пародии — фельетоны на назидательную детскую литературу и ее защитников.
Таковы его фельетоны на П. Свиньина, Н. Надеждина, Н. Полевого, напечатанные под рубрикой «Детская книжка».
В творческом наследии Пушкина есть записи, заметки, наброски, статьи, по которым можно судить, что он живо интересовался вопросами воспитания молодого поколения.
«В России домашнее воспитание есть самое недостаточное, самое безнравственное; ребенок… не получает никаких понятий о справедливости, о взаимных отношениях людей, об истинной чести. Воспитание его ограничивается изучением двух или трех иностранных языков и начальным основанием всех наук, преподаваемых каким-нибудь нанятым учителем» .
Вопросы воспитания Пушкин рассматривал в тесной связи с проблемой народности. В это время о народности много писали и спорили. В черновом наброске «О народности в литературе» Пушкин замечает, что нельзя смешивать народность с требованием просторечных русских слов и выражений в литературе.
Он призывает к серьезному осмыслению проблемы народности, говорит, что в понятие народности входит многое: «Климат, образ правления, вера дают каждому народу особенную физиономию, которая более или менее отражается в зеркале поэзии. Есть образ мыслей и чувствований, есть тьма обычаев, поверий и привычек, принадлежащих исключительно какому-нибудь народу».