Конспект урока для 7 класса по теме “Определение массы и объема тела по плотности вещества”
Конспект урока для 7 класса
По теме ” Определение массы и объема тела по плотности вещества “
Цель урока :
Повторение, обобщение и углубление изученного материала.
Формирование навыков постановки эксперимента и умения делать выводы по полученным результатам.
Развитие научного мировоззрения.
Задачи урока:
Образовательные:
– углубить и закрепить знания учащихся по данной теме
– способствовать формированию умений применять полученные знания в новой ситуации;
Развивающие:
Внести вклад в развитие
Воспитательные:
– продолжить формирование культуры общения и умения работать в группах,
– воспитывать инициативу, творческое отношение к труду.
Тип урока: урок закрепления знаний.
Оборудование.
Приборы: весы с разновесами, мерный цилиндр (мензурка), сосуд с водой, тела неправильной формы.
Раздаточный материал: карточки с заданиями на два варианта.
Этапы урока:
1). Организационный момент – 1 минута.
2). Целеполагание – 3 минуты.
3). Актуализация знаний – 5 минут.
4).
5). Информация о домашнем задании – 1 минута.
6). Подведение итогов и рефлексия – 5 минут.
1 Этап. Организационный момент (1 минута).
На доске предварительно число, тема урока, эпиграф к уроку. Учитель приветствует учеников.
2 Этап. Целеполагание. Создание эмоционального настроения (3 минуты).
Демонстрируется опыт: в сосуд помещается сначала крупная фасоль, затем песок и в последнюю очередь воду. Каждый раз уточняется: полон ли сосуд? И так емкость одна, а вещества с каждым разом становится больше.
В физике разное количество молекул вещества в одном и том же объеме, носит название плотности вещества.
Во время демонстрации двое учащихся решают кроссворд на доске.
1, 2 – Источники физических знаний. (Опыт, наблюдение).
3 – Наименьшая частица вещества. (Молекула.)
4 – Линия, вдоль которой тело движется. (Траектория.)
5 – Прибор для измерения объема тела. (Мензурка.)
6 – Древнегреческий ученый, доказавший, что все вещества состоят из мельчайших частиц. (Демокрит.)
7 – Две сестры качались,
Правды добивались,
А когда добились,
То остановились. (Весы.)
8 – Тело, сохраняющее объем, но легко меняющее свою форму. (Жидкость.)
9 – Древнегреческий ученый, который ввел слово “физика”. (Аристотель.)
В вертикальной колонке должно получиться слово “плотность”.
– Ребята, а теперь давайте запишем тему урока, которую вы сейчас сами выяснили.
Учитель знакомит учащихся с целью и планом урока.
3. Актуализация знаний (5 минут).
Проводится проверка знаний определений физических величин, их обозначений, единиц измерения в СИ (плотности, массы, объема), формул для расчета.
Учащимся предлагается тест с выбором ответа в двух вариантах. При правильном “решении” теста из букв, обозначающих коды выбранных ответов, первый вариант получает слово “масса”, второй вариант – слово “объем”.
Тест.
Вариант 2. | |
1. Сколько граммов содержит 0,025 кг? К – 250 г. Л – 2500 г. М – 25 г. Н – 0,25 г. | 1. Переведите единицу измерения в СИ 5 л = …м³ ? Н – 0,05 м³; О – 0,005 м³; П – 50 м³. |
2. По какой формуле вычисляют плотность? А – m/v; Б – v-t; В – ρ/v. | 2. Какой буквой обозначают массу тела? А – ρ; Б – m; В – t; Г – v. |
3. В каких единицах СИ измеряют массу? П – г; Р – т; С – кг; Т – ц. | 3. По какой формуле вычисляют массу? Ъ – ρ-v; Ы – m-v; Ь – v/t; Я – ρ/v. |
4. Какой буквой обозначают объем тела? О – m; С – v; П – t; Р – ρ. | 4. Сколько получим, если переведем плотность 1,8 г/см³ в кг/м³ ? Д – 180 кг/м³; Е – 1 800 кг/м³; Е – 0,0018 кг/м³. |
5. Сколько получим, если переведем плотность 8 000 кг/м³ в г/см³ ? А – 8 г/м³; Б – 80 г/м³; В – 800 г/м³; Г – 0,8 г/м³. | 5. От каких величин зависит плотность? М – объема и массы; Н – массы и длины тела; О – объема и скорости; П – пути и высоты. |
4. Применение знаний и умений (25 минут).
И так, ребята, мы познакомились с вами с плотностью вещества и на первый взгляд в повседневной жизни не так часто употребляем это понятие. Но вокруг нас происходят различные процессы, явления тесно связанные с плотностью. Давайте познакомимся с некоторыми из них.
Один из учащихся работает с карточкой у доски.
Карточка с задачей.
Сколько килограммов меда содержит литровая банка?
Класс вместе с учителем обсуждает решение 1 и 2 задачи.
Задача 1 “Почти даром”.
Пират Билли Бонс недорого продает алмазный кубик массой 857,5 г, площадь всей поверхности кубика 294 см². Купите ли вы его?
Примечание. Плотность алмаза равна 3500 кг/м³.
Задача 2 “Чепуха на постном масле (репортаж с “дикого” рынка)”.
– Хозяин, Вы мне утром продали бидон постного масла и сказали, что берете деньги за 40 л.
Я пришла домой, взвесила ваше масло, а его оказалось не 40 кг, а всего лишь 37,2 кг.
Добавьте масла или верните деньги!
Разберитесь, должен ли продавец выполнить требование покупательницы?
Напомним, что литр – единица объема, а килограмм – единица массы. Путаница возникла из-за того, что покупательница считала: литр всегда имеет массу ровно килограмм. Легко убедиться, что это не так: например, в литровую бутылку помещается около 2 килограммов меда.
Поскольку продавец брал деньги за 40 литров, покупательнице он не должен.
Всегда ли совпадает число литров и число килограммов?
Литр вмещает в точности килограмм только для одного вещества – воды, да и то, если она имеет температуру 4 ºС. Это совпадение происходит потому, что килограмм когда – то и определили как массу одного литра вот такой холодной воды.
Решение экспериментальных задач по вариантам.
Перед проведением этой части урока проводится короткий инструктаж по правилам техники безопасности в обращении с приборами, также учащимся напоминают как пользоваться весами, мензуркой, определение цены деления мензурки.
Учащиеся 1 ряда получают карточки с 1 вариантом, 2 ряда-2 варианта, 3 ряда-3 варианта.
Задание 1 варианта. Во сколько раз ваша масса больше, чем масса воздуха в этом классе.
Задание 2 варианта. Определите металл, из которого изготовлен ключ.
Задание 3 варианта. Узнайте, какую горную породу нашел геолог (дается кусок камня). (или) Узнайте какой объем имеет фарфоровая чашка?
5. Информация о домашнем задании (1 минута).
На доске записывается домашнее задание: § 22, 23 – повторение, решить одну из предложенных задач (выдаются учащимся карточки с задачами).
1. Задача “Продавец воздуха”.
Остап Бендер продает марсианам натуральный воздух черноморского побережья в запечатанных литровых бутылках. За килограмм воздуха марсиане дают 100 г золота. Отправка одной бутылки на Марс обходится в 1 мг золота. Помогите Остапу Бендеру подсчитать прибыль.
Марсианам требуется тонна воздуха.
2. Практическая задача. Из крана капает вода. Пользуясь подручными средствами (выберите их сами), определите массу одной капли.
6. Подведение итогов и рефлексия (5 минут).
– Сегодня мы повторили тему “Плотность вещества”.
А теперь давайте вспомним еще раз, о чем мы говорили на уроке:
1. Какие приборы измеряют объем и массу тела? (Мензурка, весы).
2. Как найти плотность?
3. Плотность воды 1000 кг/м³. Что это означает?
4. Какие способы определения объема вы знаете?
5. Кто имеет большую плотность: первоклассник или семиклассник? А, может быть, выпускник?
Выставляются оценки за урок самым активным участникам.
– Я надеюсь, что все знания, которые получили на уроках физики, пригодятся вам в дальнейшей жизни.
Используемые материалы: