Художественная манера Пушкина в романе “Роман в письмах”



Глубокий анализ романа “”Роман в письмах”” дал в своих гениальных статьях о Пушкине великий критик – революционер-демократ Белинский. “Роман в письмах” – в высшей степени оригинальное и национально-русское произведение. Имеете с современным ему гениальным творением Грибоедова “Горе от ума” стихотворный роман Пушкина положил прочное основание новой русской поэзии, новой русской литературе… – писал критик. – Вместе с Онегиным Пушкина… “Горе от ума” было первым образцом поэтического изображения

русской действительности в обширном значении слова. В этом отношении оба эти произведения положили собой основание последующей литературе, были школою, из которой вышли и Лермонтов, и Гоголь.

Вез Онегина был бы невозможен “Герой нашего времени”, так же как без Онегина и “Горя от ума” Гоголь не почувствовал бы себя готовым на изображение русской действительности, исполненное такой глубины и истины”.

Выработанные Пушкиным в работе над художественным воссозданием исторического прошлого принципы реализма в романе “Евгений Онегин” применены к изображению современной ему действительности.

Это имело громадное значение для развития русской литературы. “Евгений Онегин” – первый реалистический роман в мировой литературе; впервые ив русской литературе Пушкин создал форму реалистического романа о современности. И хотя это была стихотворная форма, она наметила основные пути развития русского реалистического романа и в прозе – романа Лермонтова, Тургенева, Гончарова, Толстого. Реалистический роман, созданный Пушкиным, открывал первую страницу в истории великого русского романа XX в.

Вокруг романа “Евгений Онегин” группируются другие творческие замыслы Пушкина, тематически связанные с современностью поэта (“Роман в письмах”, позднее “Русский Пелам”). Подходивший к концу “Евгений Онегин” все больше становился для него романом о прошлом, хотя и недавнем; слишком большой рубеж между первой и второй половиной 20-х годов в развитии русского общества положило 14 декабря 1825 г. К тому же это был роман в стихах, в котором поэт был связан не только рифмой; Пушкин ощущал, по его словам, “дьявольскую разницу” между стихотворной и прозаической формой романа. В 1829 г. Пушкин начинает писать “Роман в письмах”, время действия которого должно было совпадать с временем его написания.

Это был замысел, содержанием своим полемичный по отношению к предшествующему периоду в развитии русского общества.

Герой романа Владимир, осуждая образ жизни своего друга, типичный для минувшей эпохи, пишет ему: “Твои умозрительные и важные рассуждения принадлежат к 1818 году. В то время строгость правил и политическая экономия были в моде. Мы являлись на балы, не снимая шпаг, – нам было неприлично танцевать и некогда заниматься дамами.

Честь имею донести тебе, теперь это все переменилось. Французский кадриль заменил Адама Смита, всякий волочится и веселится как умеет. Я следую духу времени; но ты неподвижен, ты стереотип.

Охота тебе сиднем сидеть одному на скамеечке оппозиционной стороны”. Все эти перемены в духе времени Пушкин наблюдал в период своего пребывания в Москве, после ссылки. В сущности Пушкина занимала все та же проблема судьбы декабристского движения.

“Роман в письмах” важен для понимания размышлении Пушкина о положении дворянства и его отношении к крестьянству. Затронутые в романе темы о “небрежении”, к котором помещики оставляют своих крестьян, о старой новой русской аристократии, об обязанностях дворянина и другие Пушкин развивает в “Разговоре А и Б”, в ((Заметках о русском дворянстве”, в “Истории села Горюхина”.

Для своего замысла прозаического романа о современности Пушкин избирает старую, восходящую еще к “Новой Элоизе” Руссо эпистолярную форму, быть может, потому, что в годы ссылки он в совершенстве овладел эпистолярным искусством. Его собственные письма оказались своего рода творческой лабораторией, в которой формировалась его проза. Переписка персонажей, видимо, представлялась Пушкину удобным средством для обсуждения волновавших его вопросов, а также для раскрытия внутреннего мира героев романа.

С другой стороны, возможно, что эпистолярная форма показалась затем Пушкину несколько устаревшей, недостаточно свободной и отдающей всем еще тогда памятной чувствительностью сентименталистов; и он не стал продолжать “Роман в письмах”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Художественная манера Пушкина в романе “Роман в письмах”