Нравственный аспект заветов Владимира Мономаха (Литература XI-XII веков)
“Поучение” Владимира Мономаха справедливо называют образчиком высокой морально – этической культуры, так как в “Поучении” автор представил модель поведения, которой должен руководствоваться любой человек, независимо от социального статуса. Несмотря на то, что автор произведения, в первую очередь, обращается к своим детям, “Поучение” выходит за рамки семейного завещания и приобретает общественную ценность. В “грамотке”, адресованной потомкам, Владимир Мономах учит добру, справедливости, состраданию, призывает князей заботиться о сохранении государственного единства, не допускать “беззакония” и “неправды”, прекратить междоусобицы, проявлять милосердие к беззащитным слоям населения. Его заветы учат людей жить “по евангельскому слову” – “подавлять гнев, побуждать себя на добрые дела, иметь помыслы чистые”, не мстить, любить, терпеть.
Наставления, представленные в “Поучении” сохраняют свою ценность и актуальность в современную эпоху.
- Автор Слово о полку Игореве (Литература XI-XII веков) Широта охвата жизни, идейная высота и художественные достоинства “Слова о полку Игореве” убедительно говорят о том, что автор этой поэмы был человек широко образованный, прекрасно разбиравшийся в сложной обстановке своего времени, и большой поэт. Передовые идеи его поэмы отвечают интересам всей страны, всего русского народа. Когда автор “Слова” призывает князей прекратить междоусобицы, которые тяжело отзываются […]...
- Сочинение на тему: “Поучение Владимира Мономаха” Поучение – это жанр церковного красноречия. Поучение использовалось для непосредственного назидания и произносилось на общедоступном, живом, разговорном древнерусском языке. Поучение могли произносить деятели церкви. Князь – представитель высшей власти, освященной церковью, он мог произнести или написать поучение. Владимир Мономах был самым авторитетным русским князем на рубеже XI-XII веков, много раз возглавлял общерусские походы против половцев, […]...
- О “Поучении Владимира Мономаха” Поучение – это жанр церковного красноречия. Поучение использовалось для непосредственного назидания и произносилось на общедоступном, живом, разговорном древнерусском языке. Поучение могли произносить деятели церкви. Князь – представитель высшей власти, освященной церковью, он мог произнести или написать поучение. Владимир Мономах был самым авторитетным русским князем на рубеже XI-XII веков, много раз возглавлял общерусские походы против половцев, […]...
- “Поучение Владимира Мономаха” – выдающийся памятник древнерусской письменности “Поучение…” – произведение оригинальной светской, древнерусской литературы. (Написано князем Владимиром в конце жизни, в 1117 году. Это выдающийся памятник древнерусской письменности.) Содержание “Поучения…”. Нравственные заповеди, которые князь завещает молодежи. (Владимир цитирует заветы Василия Великого для юношей: сохранять непорочность души, уважение к старшим, любовь к равным и младшим, не общаться с непутевыми женщинами и др.) Основные […]...
- Анализ “Поучения Владимира Мономаха” 1) Личность Владимира Мономаха. Князь Владимир Мономах (1053-1125), прежде чем стать старшим на Руси киевским князем в 1113 году, княжил во многих русских землях, много воевал: то с воинственными соседя ми-русичами, то с половцами, периодически нападавшими на русские земли. Постепенно внутренние распри утихли, половцы присмирели. Простые люди с уважением относились к своему князю, ценили его […]...
- Биография Владимира Мономаха Владимир Всеволодович Мономах – великий князь киевский, военачальник. Родился Владимир Мономах 26 мая 1053 года. Отцом его был Всеволод Ярославич. Еще в юношеских годах в своей биографии Владимир Мономах стал ростовским князем. Затем управлял Смоленском, позже – Черниговом. После смерти Всеволода Ярославича уступил престол Святополку, своему брату. Большой заслугой князя Владимира Мономаха в биографии стал […]...
- “ПОУЧЕНИЕ” ВЛАДИМИРА МОНОМАХА “ПОУЧЕНИЕ” ВЛАДИМИРА МОНОМАХА Князь Владимир Мономах – подлинное историческое лицо (1053- 1125). Он оставил письменное “Поучение” своим детям и всем, кому не безразлична мудрость. Желание поделиться жизненным опытом и плодами размышлений приходит к нему во время встречи на Волге с послами своих братьев, которые призывают князя выступить вместе против Рюриковичей. Огорченный междоусобицей, князь в раздумьях […]...
- Идейное содержание Слово о полку Игореве (Литература XI-XII веков) Основной идеей (мыслью) “Слова” является, говоря словами Маркса, “призыв русских князей к единению как раз перед нашествием монголов”. Автор “Слова” ставил своей задачей призвать и князей, и народ к сплочению для борьбы за единство Русской земли, направить общественное мнение против междоусобиц князей, осудить стремление князей к личной славе, преследование личных интересов. Эта подлинно патриотическая идея […]...
- “Поручение” Владимира Мономаха Князь Владимир Мономах – подлинное историческое лицо (1053-1125). Он оставил письменное “Поучение” своим детям и всем, кому не безразлична мудрость. Желание поделиться жизненным опытом и плодами размышлений приходит к нему во время встречи на Волге с послами своих братьев, которые призывают князя выступить вместе против Рюриковичей. Огорченный междоусобицей, князь в раздумьях перечитывает Псалтирь и решает […]...
- Литература и Русь XI – XII веков (Литература XI-XII веков) Литература XI – XII веков Из истории человеческого общества мы узнаем, что поэзия появляется у народов уже в глубокой древности. Однако до возникновения письменности она рождается и бытует лишь в форме устнопоэтических произведений. Так было и в нашей стране. В течение многих веков на Руси существовала лишь устная народная поэзия. Русская письменная литература возникла значительно […]...
- Историческая эпоха, отраженная в Слове о полку Игореве (Литература XI-XII веков) Историческая эпоха, отраженная в “Слове” Начиная с XI и до конца XII века, когда было написано “Слово”, Русь страдала от двух основных бедствий. Одним из них были княжеские междоусобицы, другим – набеги половцев. Поэтому лучшие люди страны, болевшие за Русскую землю, неустанно призывали к единодушному отпору половцам, к защите своей родной земли. “Если,- говорил, например, […]...
- Жанр и содержание повести о нашествии Батыя на Рязань (Литература XVII-XVIII веков) Повесть о нашествии Батыя относится к жанру воинских повестей. Ее основная тема – борьба русских людей с врагами, напавшими на их родину. После “Слова о полку Игореве” – это лучшая воинская повесть древней Руси: в пей с большой силой подчеркнуто стремление русских защищать родную землю, не щадя жизни. Повесть призывает к борьбе с врагами, восхваляет […]...
- Слово о полку Игореве – призыв к единению русских земель (Литература XI-XII веков) “Слово о полку Игореве” одно из самых древних, из дошедших до нас, произведений русской литературы. До сих пор историки и лингвисты оживленно спорят о его подлинности. Но однозначного ответа пока нет. И это не удивительно, ведь до нашего времени дошла лишь копия “Слова о полку Игореве”, сделанная приблизительно в середине 18 века. Яркой особенностью этого […]...
- Историзм летописи (Литература XI-XII веков) В летописи полно и отчетливо отразились отличительные черты древнерусской литературы. В ней проявился растущий интерес русского народа к своей истории – глубокий патриотизм, связь письменной литературы с устным народным творчеством и разнообразие способов изложения материала. Исторические сведения, собранные в летописи, богаты. Конечно, достоверность целого ряда исторических сказаний сомнительна, а многие из них представляют собой легенды, […]...
- Патриотизм летописи (Литература XI-XII веков) Политические взгляды и симпатии летописцев были различны. Несмотря на это, вся летопись проникнута одной идеей – утверждением единства Русской земли. Горячий патриот, летописец не устает призывать князей и весь русский народ к защите единства и независимости всего Русского государства. У летописца сильно развито чувство родины и сознание единства всех русских племен. Интересы общерусские он ставит […]...
- Идея патриотизма в поэме Слово о полку Игореве (Литература XI-XII веков) В повести “Слово о полку Игореве” не последнее место занимает образ Ярославны. Как символ русской женщины, она вобрала в себя самые лучшие черты. На ряду с этим плач Ярославны по пролитой крови погибших воинов несет в себе больше собирательный образ Земли Русской. Она отождествляется с матерью, взрастившей и потерявшей своих детей на поле брани. Сюжет […]...
- “Поучение Владимира Мономаха” в кратком содержании Обращаясь к своим детям и ко всем, кто когда-либо прочтет его послание, князь Владимир Мономах призывает их иметь прежде всего страх Божий в сердце и творить добро, памятуя о том, что дни человека на земле скоротечны и страшно умереть, не раскаявшись в своих прегрешениях. Желание записать свои заветные мысли – плод зрелых размышлений и богатого […]...
- Краткое содержание “Поучения Владимира Мономаха” Обращаясь к своим детям и ко всем, кто когда-либо прочтет его послание, князь Владимир Мономах (1053-1125) призывает их иметь прежде всего страх Божий в сердце и творить добро, памятуя о том, что дни человека на земле скоротечны и страшно умереть, не раскаявшись в своих прегрешениях. Желание записать свои заветные мысли – плод зрелых размышлений и […]...
- Образ князя Владимира Мономаха Никак не могли русские князья собрать силы для отпора половцам, так как все ссорились между собой за власть, за великокняжеский престол в Киеве, а половцы все больше и больше наглели. Тогда переяславский князь Владимир Мономах уговорил Святополка Киевского выступить против врага общими силами. И тронулись их войска вдоль Днепра в поисках половцев. Собрали ханы совет, […]...
- Значение “Слова о полку Игореве” для последующих поколений (Литература XI-XII веков) При единении и малое растет, При раздоре и величайшее распадается. Гай Саллюстий Крисп Велик и непобедим наш русский народ. Велики просторы страны, ее бескрайние леса, поля и реки. Велики были в свое время и князья русские, храбрые, отважные, могучие, велики их бесчисленные подвиги. На протяжении всех веков писались произведения о русском народе и величайших правителях […]...
- Письменность и просвещение (Литература XI-XII веков) Письменность на Руси появилась еще до X века, до принятия ею христианства (988 г.). Ее возникновение было вызвано прежде всего потребностями государства, заключения договоров с греками и вообще сношения Руси с другими государствами требовали наличия письменности. Письменность применялась и в крупной торговле (надписи на сосудах), и в развитом ремесле (надпись на изделиях имени мастера), и […]...
- Значение Слово о полку Игореве (Литература XI-XII веков) Ценность поэмы определяется ее народностью. Это глубоко патриотическое произведение. В нем выразилась горячая любовь автора к страдающей Русской земле, в нем звучит призыв к сплочению всех сил русского народа для защиты родины от внешних врагов, призыв к защите мирного труда народа. Эта патриотическая идея и сделала произведение бессмертным. “Слово” ценно как правдивая картина жизни феодальной […]...
- Глубокий патриотизм автора Слово полку Игореве (Литература XI-XII веков) К Русской земле в целом, к русскому народу обращены все помыслы, все чувства автора “Слова”. Он говорит об обширных пространствах своей родины, о ее реках, горах, степи, городах, селах, делает участниками событий разнообразных птиц и зверей, населяющих его родную страну. К событиям, происходящим на Руси, он заставляет прислушиваться немцев и венецианцев, греков и моравов. Но […]...
- Краткий пересказ Слово о полку Игореве (Литература XI-XII веков) Произведение начинается с обращения к певцу древности Бояну. Повесть разворачивается от Владимира Мономаха до Игоря. Игорь задумал в одиночку, с немногими родственниками, вернуть Руси землю половецкую до самого Черного моря. Когда Игорь собрался в поход, случилось затмение солнца, но Игорь не предал этому значения и отправился в поход. Природа всячески препятствовала князю, как и половцы, […]...
- Японская литература часть 2 (Литература XVII-XVIII веков) Горожанин эпохи Сайкаку в своем стремлении к личной свободе естественно становился противником тех феодальных законов, которые его ограничивали. Вместе с тем в своей семейной жизни он желал сохранить безграничную власть над младшими членами семьи, неограниченное право распоряжаться имуществом. И вот оказывалось, что средневековые нормы и обычаи помогали ему сохранять и укреплять свое главенство. Прелюбодеяние каралось […]...
- Повесть временных лет летопись (Литература XI-XII веков) Та же “Повесть временных лет”, которая сохранила нам многие местные легенды, свидетельствует и о других формах устной исторической памяти. Внимательный анализ киевского летописания показывает, что многие записи сделаны в нем на основании рассказов двух лиц: Вышаты Остромирича и его сына Яня Вышатича, участие которого в летописании прямо отмечено под 1106 годом; под этим годом составитель […]...
- Что такое русская летопись и ее особенности (Литература XI-XII веков) “Повесть временных лет” написана в период, когда один общественный уклад сменялся другим: уходящий патриархально-общинный новым, феодальным. С этим связаны два исторических сознания – эпическое и летописное. “Повесть временных лет” создана как произведение письменности, но, по существу, отражает устное народное творчество. На основе устной традиции своего времени “Повесть временных лет” создает письменный литературный язык, письменную историю […]...
- Возникновение литературы на Руси (Литература XI-XII веков) В родовом, доклассовом обществе существовала только устная народная поэзия, письменной литературы еще не было. Устное творчество выражало мысли и настроения всего народа, обслуживало все общество. В классовом, феодальном обществе устное творчество стало по преимуществу достоянием трудового народа, выразителем его идей (мыслей) и настроений. Господствующий класс – феодалы-землевладельцы – лишь частично использовал устную поэзию, создавая свои […]...
- Образ автора в “Слове о полку Игореве” (Литература XI-XII веков) Поэма “Слово о полку Игореве” написана в 12 веке. В ней рассказывается о неудачном походе князя Игоря на половцев, произошедшим, предположительно, в 1185 году. Автор произведения нам не известен. Вот уже много лет ученые пытаются определить, кто же является автором “Слова…”. На данный момент существует множество разнообразных предположений на этот счет. Оригинал “Слова..” не сохранился, […]...
- Японская литература (Литература XVII-XVIII веков) В истории всемирной литературы важную роль сыграли писатели, жившие на рубеже нового времени в быстро развивавшихся городах. Внутри феодального общества рождались новые классы, шла борьба за свободу общения и обмена, а это вело и к обмену духовными ценностями. Росло стремление учиться у тех современников, которые успели дальше шагнуть по пути развития новой культуры. “Плоды духовной […]...
- Образ и характеристика князя Всеволода Слово полку Игореве (Литература XI-XII веков) Всеволод (?- 17.05.1196) является одним из главных образов “Слова о полку Игореве”. Всеволод – князь трубчевский и курский, родной брат Игоря Святославича, сын Святослава Ольговича Черниговского. Всеволод пошел в поход с Игорем, поскольку никому и никогда не прощал обид: ни ханам половецким, ни дяде своему Святославу, “великому князю киевскому”. Если судить по рассказу о сражении […]...
- Поход князя Игоря новгород-северского против половцев (Литература XI-XII веков) “Слово о полку Игореве” предположительно было написано в 1187г. опубликовано в “Изборнике” 16 века. это рукописное издание было обнаружено в 90 годах 18 века известным собирателем русских древностей Ф. И. МУСИНЫМ-ПУШКИНЫМ (1744-1817). Когда был пожар в Москве в 1812г, сгорела подлинная рукопись. Но, благодаря сделанной копии, текст “Слово о полку Игореве” сохранился и долго хранился […]...
- Образы и характеры в Слове о полку Игореве (Литература XI-XII веков) Основная идея “Слова” раскрывается В образах его главных героев. Вдохновитель и руководитель похода, князь Игорь, уже с самого начала выступает перед нами как защитник Русской земли, который “навел свои храбрые полки на Землю Половецкую за землю Русскую”. Игорь – храбрый воин. У него сильная воля, мужественное сердце. Его боевого пыла не охлаждает неблагоприятное предзнаменование – […]...
- Русское государство и XVI ( 18 ) веке (Литература XVII-XVIII веков) В XV-XVI исках наибольшее значение приобретает московская литература. Это объясняется тем, что Москва в это время стала политическим центром Русского государства. При князе Василии III (в XVI в.) к Москве были присоединены последние удельные княжества. Этим было завершено объединение русских земель под властью московского князя. Но, потеряв политическую власть над своими уделами (княжествами), бывшие князья […]...
- Слово о полку Игореве сюжет и проблематика поэмы (Литература XI-XII веков) “Слово о полку Игореве” – единственное произведение древности, дошедшее до нас (не считая летописи). Оно было написано в ХII веке. Киевская Русь утратила в то время свою былую мощь, какою обладала при Ярославе Мудром или Владимире Мономахе. Положение русского народа было крайне тяжелым, от постоянных войн погибало “наследие Даждь-божьего внука, сокращалась жизнь человеческая”. Автор говорит, […]...
- Искусство начала XVIII ( 18 ) века (Литература XVII-XVIII веков) В искусстве в ту пору наблюдается тот же процесс дальнейшего отхода от пронизанной церковностью старины, что и в области просвещения и культуры. В архитектуре этот процесс нагляднее всего проявляется в строительстве новой столицы государства – Петербурга. Петербург строится по строго определенному плану в чисто светском стиле. В живописи ведущая роль принадлежит портрету. Портретная живопись, в […]...
- Литература начала XVIII ( 18 ) века (Литература XVII-XVIII веков) Литература этого времени еще носит на себе отпечаток страны: литературные произведения существуют и распространяются не в печатном, а в рукописном виде, как это было и раньше; их авторы большей частью остаются неизвестными, так как не подписывают под ними своего имени; жанры наследуются в основном от XVII века; это бытовые повести, драма, виршевая поэзия. Но в […]...
- Краткое содержание Слово о полку Игореве в сокращении (Литература XI-XII веков) Повесть затрагивает историю от князя Владимира (Мономаха) и до Игоря, который захотел с небольшим войском отбить у половцев русскую землю, распростершуюся до Черного моря. Плохой знак подало солнце в начале Игорева пути, когда погасло на небе его сияние, но князь не предал этому значение. Воодушевив свою дружину он двинулся вперед. Казалось вся природа обернулась против […]...
- Композиция Слово о полку Игореве (Литература XI-XII веков) Композиция “Слова” в одно и то же время стройная и сложная. Стройность ее выражается прежде всего в плане поэмы. Все “Слово” делится на три основные части: 1) поход Игоря; 2) вещий сон Святослава и его “золотое слово”; 3) возвращение Игоря из плена. Первую часть предваряет вступление, где автор указывает на существование в его время двух […]...
- Династии и срок правления встречающиеся Нефритовом павильоне (Литература XVII-XVIII веков) Су Ши (1036-1101), он же Су Цзы-чжань и Су Дун-по – разносторонне одаренный литератор и государственный деятель, одна из самых ярких фигур эпохи Сун. Сунь Бинь – полководец эпохи “Воюющих царств”, потомок Сунь У. “Бинь” – прозвище, означающее “безногий”, так как обе ноги у него были отрублены в результате козней завистника. Сунь Мин-фу (Сунь Фу, […]...