Композиция Слово о полку Игореве (Литература XI-XII веков)



Композиция “Слова” в одно и то же время стройная и сложная. Стройность ее выражается прежде всего в плане поэмы. Все “Слово” делится на три основные части: 1) поход Игоря; 2) вещий сон Святослава и его “золотое слово”; 3) возвращение Игоря из плена. Первую часть предваряет вступление, где автор указывает на существование в его время двух стилистических манер изложения: манеры повествователей, стремившихся к точному воспроизведению событий, и манеры певцов, подобно Бояну, дававших большой простор вымыслу.

Перед третьей частью,

повествующей о возвращении Игоря из плена, вставлен “Плач” Ярославны. Стройность композиции поддерживается и делением “Слова” на ряд картин-песен, многие из которых кончаются припевами: “ища себе чести, а князю – славы”; “О Русская земля! ты уже за холмом!”; “за землю Русскую, за раны Игоревы, буего Святославича” и другими. Благодаря этим припевам поэма как бы делится на строфы.

Картины природы тоже даны в определенном плане. Они вводятся, как и в произведениях народной поэзии, тогда, когда повествуется о наиболее значительных событиях: перед выступлением Игоря в поход; перед

решительным сражением с половцами (в субботу); после поражения русских во время бегства Игоря из плена. Природа принимает активное участие в событиях. При выступлении Игоря в поход природа как бы предупреждает его о неудаче и всячески стремится удержать его: солнце померкло, разразилась гроза, поднялся свист звериный.

Сказочное существо Див своим криком предупреждает половцев. Птицы, волки, лисицы – все против Игоря. Перед решающим сражением поднялись ветры, земля гудит, реки мутно текут, несутся тучи пыли. Все это предсказывает Игорю поражение.

Но когда русские полегли на поле сражения: “никнет трава от жалости, а дерево печально к земле приклонилось”. Во время бегства Игоря из плена природа всячески ему помогает: река Донец оберегает его; чтобы Игорь мог слышать погоню, “вороны не каркали, галки замолкли, сороки не стрекотали, дятлы стуком путь к реке указывают, соловьи веселыми песнями возвещают рассвет”.

Сложность композиции зависит от самого жанра произведения (оно одновременно и ораторское слово, и песнь, и повесть).

Целью автора были не только изложить факты, но и дать им оценку в свете главной своей идеи-объединения Руси. Поэтому он то сопоставляет прошлое с настоящим, то разрывает повествование, вставляя свои размышления и воспоминания, то переставляет события (иногда даже вопреки хронологии). Так, например, чтобы показать силу и размах битвы Игоря и Всеволода с половцами, автор прерывает рассказ о сражении и начинает говорить об усобицах при Олеге Святославиче. Затем ОН снова возвращается к роковой битве, сделав такой переход: “То было в те походы и в те войны, а таковой битвы и не слыхано”.

Многочисленны лирические и публицистические отступления 2 автора. Есть у него и нарушения хронологической (временной) последовательности. Так, чтобы показать героизм и неустрашимость Игоря и его страстное желание нанести удар половцам, автор “Слова” перемещает солнечное затмение на восемь дней раньше.

По “Слову” оно случилось в момент выступления Игоря в поход, а по летописи тогда, когда русские были уже у Донца, на границе половецкой степи, и возвращаться без боя было бы позорно.

Вся поэма глубоко лирична. В возвышенных, торжественных тонах говорится о походе и особенно о судьбах Русской земли. В нежных, задушевных тонах передаются причитания жен о мужьях, ушедших в поход, и особенно “Плач” Ярославны.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (No Ratings Yet)
Loading...

Композиция Слово о полку Игореве (Литература XI-XII веков)