Историзм летописи (Литература XI-XII веков)
В летописи полно и отчетливо отразились отличительные черты древнерусской литературы.
В ней проявился растущий интерес русского народа к своей истории – глубокий патриотизм, связь письменной литературы с устным народным творчеством и разнообразие способов изложения материала.
Исторические сведения, собранные в летописи, богаты. Конечно, достоверность целого ряда исторических сказаний сомнительна, а многие из них представляют собой легенды, вымысел (например, рассказы, заимствованные из библии ‘). Но наряду с этим в летописи
Таковы, например, сведения о первых русских князьях (Олеге, Игоре, Ольге, Святославе, Владимире), о событиях русской истории, о княжеских междоусобицах, о борьбе русских со степными кочевниками и т. п.
Большую ценность представляют собой те народные предания, которые включались в летопись. Таким, например, является предание, которое занесено летописцем под 992 годом,- о единоборстве юноши-кожемяки с печенежским богатырем.
В этом предании
Он, как Микула Селянинович, оказывается сильнее дружинников.
Великий князь Владимир выступает и здесь представителем киевских князей. Как и в былинах, князь Владимир не может сразу найти поединщика, “тужит”. Внешний вид противников рисуется в былинных чертах. Русский юноша был “средний телом”, а печенежин – “превелик зело и страшен”.
Печенежин стал смеяться над своим неказистым на вид противником. Поединок кончается победой русского юноши. Владимир награждает победителя, делает его “великим мужем”.
Летопись повествует не только о войнах. В ней с похвалой говорится и о культурных начинаниях князей. Например, рассказывается о том, как Ярослав Мудрый построил в Киеве Софийский собор и Золотые ворота, как он собрал многих писцов и переводчиков.
Летописцы не были равнодушными наблюдателями жизни, стоявшими в стороне от политических событий своего времени. Они принимали активное участие в политической борьбе князей.
- Патриотизм летописи (Литература XI-XII веков) Политические взгляды и симпатии летописцев были различны. Несмотря на это, вся летопись проникнута одной идеей – утверждением единства Русской земли. Горячий патриот, летописец не устает призывать князей и весь русский народ к защите единства и независимости всего Русского государства. У летописца сильно развито чувство родины и сознание единства всех русских племен. Интересы общерусские он ставит […]...
- Возникновение летописи (Литература XI-XII веков) Летопись является одним из самых древних видов светской (не церковной) литературы Руси. Первые летописные записи появились в Новгороде в начале XI века. Ранние новгородские записи, ведшиеся по годам (слово “лето” в древнерусском языке означало год; отсюда и название -“летопись”), представляют собой краткие сообщения о каких-либо необычных случаях из жизни Новгорода: о битвах, о пожарах, о […]...
- Историческая эпоха, отраженная в Слове о полку Игореве (Литература XI-XII веков) Историческая эпоха, отраженная в “Слове” Начиная с XI и до конца XII века, когда было написано “Слово”, Русь страдала от двух основных бедствий. Одним из них были княжеские междоусобицы, другим – набеги половцев. Поэтому лучшие люди страны, болевшие за Русскую землю, неустанно призывали к единодушному отпору половцам, к защите своей родной земли. “Если,- говорил, например, […]...
- Жанр и содержание повести о нашествии Батыя на Рязань (Литература XVII-XVIII веков) Повесть о нашествии Батыя относится к жанру воинских повестей. Ее основная тема – борьба русских людей с врагами, напавшими на их родину. После “Слова о полку Игореве” – это лучшая воинская повесть древней Руси: в пей с большой силой подчеркнуто стремление русских защищать родную землю, не щадя жизни. Повесть призывает к борьбе с врагами, восхваляет […]...
- Идейное содержание Слово о полку Игореве (Литература XI-XII веков) Основной идеей (мыслью) “Слова” является, говоря словами Маркса, “призыв русских князей к единению как раз перед нашествием монголов”. Автор “Слова” ставил своей задачей призвать и князей, и народ к сплочению для борьбы за единство Русской земли, направить общественное мнение против междоусобиц князей, осудить стремление князей к личной славе, преследование личных интересов. Эта подлинно патриотическая идея […]...
- Слово о полку Игореве – призыв к единению русских земель (Литература XI-XII веков) “Слово о полку Игореве” одно из самых древних, из дошедших до нас, произведений русской литературы. До сих пор историки и лингвисты оживленно спорят о его подлинности. Но однозначного ответа пока нет. И это не удивительно, ведь до нашего времени дошла лишь копия “Слова о полку Игореве”, сделанная приблизительно в середине 18 века. Яркой особенностью этого […]...
- Повесть временных лет летопись (Литература XI-XII веков) Та же “Повесть временных лет”, которая сохранила нам многие местные легенды, свидетельствует и о других формах устной исторической памяти. Внимательный анализ киевского летописания показывает, что многие записи сделаны в нем на основании рассказов двух лиц: Вышаты Остромирича и его сына Яня Вышатича, участие которого в летописании прямо отмечено под 1106 годом; под этим годом составитель […]...
- Литература и Русь XI – XII веков (Литература XI-XII веков) Литература XI – XII веков Из истории человеческого общества мы узнаем, что поэзия появляется у народов уже в глубокой древности. Однако до возникновения письменности она рождается и бытует лишь в форме устнопоэтических произведений. Так было и в нашей стране. В течение многих веков на Руси существовала лишь устная народная поэзия. Русская письменная литература возникла значительно […]...
- Автор Слово о полку Игореве (Литература XI-XII веков) Широта охвата жизни, идейная высота и художественные достоинства “Слова о полку Игореве” убедительно говорят о том, что автор этой поэмы был человек широко образованный, прекрасно разбиравшийся в сложной обстановке своего времени, и большой поэт. Передовые идеи его поэмы отвечают интересам всей страны, всего русского народа. Когда автор “Слова” призывает князей прекратить междоусобицы, которые тяжело отзываются […]...
- Что такое русская летопись и ее особенности (Литература XI-XII веков) “Повесть временных лет” написана в период, когда один общественный уклад сменялся другим: уходящий патриархально-общинный новым, феодальным. С этим связаны два исторических сознания – эпическое и летописное. “Повесть временных лет” создана как произведение письменности, но, по существу, отражает устное народное творчество. На основе устной традиции своего времени “Повесть временных лет” создает письменный литературный язык, письменную историю […]...
- Нравственный аспект заветов Владимира Мономаха (Литература XI-XII веков) “Поучение” Владимира Мономаха справедливо называют образчиком высокой морально – этической культуры, так как в “Поучении” автор представил модель поведения, которой должен руководствоваться любой человек, независимо от социального статуса. Несмотря на то, что автор произведения, в первую очередь, обращается к своим детям, “Поучение” выходит за рамки семейного завещания и приобретает общественную ценность. В “грамотке”, адресованной потомкам, […]...
- Русское государство и XVI ( 18 ) веке (Литература XVII-XVIII веков) В XV-XVI исках наибольшее значение приобретает московская литература. Это объясняется тем, что Москва в это время стала политическим центром Русского государства. При князе Василии III (в XVI в.) к Москве были присоединены последние удельные княжества. Этим было завершено объединение русских земель под властью московского князя. Но, потеряв политическую власть над своими уделами (княжествами), бывшие князья […]...
- Летописи як историко-художественные произведения монументального стиля Летописание занимает особое место в литературе Киевской Руси. Летописи – это исторические произведения, в которых рассказ велся по годам (“летами”). Каждый народ помнит свою историю. Много сведений и воспоминаний о прошлом находим в народных пересказах, легендах, песнях, которые передавались из поколения в поколение. Летопись как своеобразная форма литературного произведения выросла на основе устного исторического эпоса. […]...
- Русь в XIII – XV ( 13 – 15) веках (Литература XVII-XVIII веков) В XIII веке центр политической жизни Руси перемещается на северо-восток где на первое место выдвигается Владимиро-Суздальское княжество. И здесь шла борьба между отдельными князьями. А между тем на Русь надвигалось такое бедствие, перед которым особенно необходима была тесная сплоченность. В 1223 году в южных степях появился новый сильный враг – татаро-монголы. Битва с ними на […]...
- Глубокий патриотизм автора Слово полку Игореве (Литература XI-XII веков) К Русской земле в целом, к русскому народу обращены все помыслы, все чувства автора “Слова”. Он говорит об обширных пространствах своей родины, о ее реках, горах, степи, городах, селах, делает участниками событий разнообразных птиц и зверей, населяющих его родную страну. К событиям, происходящим на Руси, он заставляет прислушиваться немцев и венецианцев, греков и моравов. Но […]...
- Первое произведение по истории древней Руси (Литература XI-XII веков) “Начальная русская летопись” (Летописи называют жителей Древней Руси русскими, но надо помнить, что эти “русские” или “русичи” IX-XIII веков были общими предками украинцев, великорусов и белорусов. Киевская Русь, охватившая пространство от Балтийского моря на севере до Черного моря на юге, от Карпат на западе до Волги на востоке, была общей прародиной трех братских народов.) – […]...
- Краткий пересказ Слово о полку Игореве (Литература XI-XII веков) Произведение начинается с обращения к певцу древности Бояну. Повесть разворачивается от Владимира Мономаха до Игоря. Игорь задумал в одиночку, с немногими родственниками, вернуть Руси землю половецкую до самого Черного моря. Когда Игорь собрался в поход, случилось затмение солнца, но Игорь не предал этому значения и отправился в поход. Природа всячески препятствовала князю, как и половцы, […]...
- Значение Слово о полку Игореве (Литература XI-XII веков) Ценность поэмы определяется ее народностью. Это глубоко патриотическое произведение. В нем выразилась горячая любовь автора к страдающей Русской земле, в нем звучит призыв к сплочению всех сил русского народа для защиты родины от внешних врагов, призыв к защите мирного труда народа. Эта патриотическая идея и сделала произведение бессмертным. “Слово” ценно как правдивая картина жизни феодальной […]...
- Образ и характеристика князя Всеволода Слово полку Игореве (Литература XI-XII веков) Всеволод (?- 17.05.1196) является одним из главных образов “Слова о полку Игореве”. Всеволод – князь трубчевский и курский, родной брат Игоря Святославича, сын Святослава Ольговича Черниговского. Всеволод пошел в поход с Игорем, поскольку никому и никогда не прощал обид: ни ханам половецким, ни дяде своему Святославу, “великому князю киевскому”. Если судить по рассказу о сражении […]...
- Образ русской земли в “Слове о полку Игореве” (Литература XI-XII веков) Поэма “Слово о полку Игореве” написана неизвестным автором в конце 12 века. В ней рассказывается о неудачном походе Новогород-Северского князя Игоря Святославовича на половцев, произошедшим, предположительно, в 1185 году. Рукопись “Слова” была обнаружена в начале 90-х годов 18 века графом Мусиным-Пушкиным. В 1812 году подлинник сгорел, и на данный момент сохранилась лишь сделанная в 1797 […]...
- Образы и характеры в Слове о полку Игореве (Литература XI-XII веков) Основная идея “Слова” раскрывается В образах его главных героев. Вдохновитель и руководитель похода, князь Игорь, уже с самого начала выступает перед нами как защитник Русской земли, который “навел свои храбрые полки на Землю Половецкую за землю Русскую”. Игорь – храбрый воин. У него сильная воля, мужественное сердце. Его боевого пыла не охлаждает неблагоприятное предзнаменование – […]...
- Поход князя Игоря новгород-северского против половцев (Литература XI-XII веков) “Слово о полку Игореве” предположительно было написано в 1187г. опубликовано в “Изборнике” 16 века. это рукописное издание было обнаружено в 90 годах 18 века известным собирателем русских древностей Ф. И. МУСИНЫМ-ПУШКИНЫМ (1744-1817). Когда был пожар в Москве в 1812г, сгорела подлинная рукопись. Но, благодаря сделанной копии, текст “Слово о полку Игореве” сохранился и долго хранился […]...
- Японская литература часть 2 (Литература XVII-XVIII веков) Горожанин эпохи Сайкаку в своем стремлении к личной свободе естественно становился противником тех феодальных законов, которые его ограничивали. Вместе с тем в своей семейной жизни он желал сохранить безграничную власть над младшими членами семьи, неограниченное право распоряжаться имуществом. И вот оказывалось, что средневековые нормы и обычаи помогали ему сохранять и укреплять свое главенство. Прелюбодеяние каралось […]...
- Повесть о нашествии Батыя на Рязань (Литература XVII-XVIII веков) Литература этого периода живо откликается на все значительные события на Руси. Ведущее место в художественной литературе занимают повести, посвященные борьбе русского народа с татаро-монголами. Из этих повестей самой замечательной в литературе XIII века является та, в которой говорится о нашествии хана Батыя на Рязанскую землю в 1237 году. Повесть о нашествии Батыя на Рязань Литература […]...
- Возникновение литературы на Руси (Литература XI-XII веков) В родовом, доклассовом обществе существовала только устная народная поэзия, письменной литературы еще не было. Устное творчество выражало мысли и настроения всего народа, обслуживало все общество. В классовом, феодальном обществе устное творчество стало по преимуществу достоянием трудового народа, выразителем его идей (мыслей) и настроений. Господствующий класс – феодалы-землевладельцы – лишь частично использовал устную поэзию, создавая свои […]...
- Две битвы в “Слове о полку Игореве” и смысл их противопоставления (Литература XI-XII веков) В начале 90-х годов восемнадцатого века в Спасском монастыре Ярославля был обнаружен текст “Слова о полку Игореве”. В 1812 году, во время пожара в Москве, эта книга сгорела. Сохранились только первый печатный текст и рукописная копия, выполненная для Екатерины II. Так этот памятник древнерусской литературы дошел до нашего времени. Князь Игорь выступает в поход на […]...
- Письменность и просвещение (Литература XI-XII веков) Письменность на Руси появилась еще до X века, до принятия ею христианства (988 г.). Ее возникновение было вызвано прежде всего потребностями государства, заключения договоров с греками и вообще сношения Руси с другими государствами требовали наличия письменности. Письменность применялась и в крупной торговле (надписи на сосудах), и в развитом ремесле (надпись на изделиях имени мастера), и […]...
- Слово о полку Игореве сюжет и проблематика поэмы (Литература XI-XII веков) “Слово о полку Игореве” – единственное произведение древности, дошедшее до нас (не считая летописи). Оно было написано в ХII веке. Киевская Русь утратила в то время свою былую мощь, какою обладала при Ярославе Мудром или Владимире Мономахе. Положение русского народа было крайне тяжелым, от постоянных войн погибало “наследие Даждь-божьего внука, сокращалась жизнь человеческая”. Автор говорит, […]...
- Композиция Слово о полку Игореве (Литература XI-XII веков) Композиция “Слова” в одно и то же время стройная и сложная. Стройность ее выражается прежде всего в плане поэмы. Все “Слово” делится на три основные части: 1) поход Игоря; 2) вещий сон Святослава и его “золотое слово”; 3) возвращение Игоря из плена. Первую часть предваряет вступление, где автор указывает на существование в его время двух […]...
- Значение “Слова о полку Игореве” для последующих поколений (Литература XI-XII веков) При единении и малое растет, При раздоре и величайшее распадается. Гай Саллюстий Крисп Велик и непобедим наш русский народ. Велики просторы страны, ее бескрайние леса, поля и реки. Велики были в свое время и князья русские, храбрые, отважные, могучие, велики их бесчисленные подвиги. На протяжении всех веков писались произведения о русском народе и величайших правителях […]...
- Японская литература (Литература XVII-XVIII веков) В истории всемирной литературы важную роль сыграли писатели, жившие на рубеже нового времени в быстро развивавшихся городах. Внутри феодального общества рождались новые классы, шла борьба за свободу общения и обмена, а это вело и к обмену духовными ценностями. Росло стремление учиться у тех современников, которые успели дальше шагнуть по пути развития новой культуры. “Плоды духовной […]...
- Композиция и художественные особенности повести о нашествии Батыя на Рязань (Литература XVII-XVIII веков) Повесть состоит из четырех рассказов: 1) о приходе Батыя к границе Рязанского княжества и посольстве к нему князя Федора; 2) о битве рязанцев с Батыем; 3) о Евпатий Коловрате; 4) о возвращении князя Ингваря Ингваревича из Чернигова в Рязань, о похоронах убитых и о восстановлении им Рязанской земли. События излагаются во временной последовательности, прерываясь лишь […]...
- Идея патриотизма в поэме Слово о полку Игореве (Литература XI-XII веков) В повести “Слово о полку Игореве” не последнее место занимает образ Ярославны. Как символ русской женщины, она вобрала в себя самые лучшие черты. На ряду с этим плач Ярославны по пролитой крови погибших воинов несет в себе больше собирательный образ Земли Русской. Она отождествляется с матерью, взрастившей и потерявшей своих детей на поле брани. Сюжет […]...
- Литература начала XVIII ( 18 ) века (Литература XVII-XVIII веков) Литература этого времени еще носит на себе отпечаток страны: литературные произведения существуют и распространяются не в печатном, а в рукописном виде, как это было и раньше; их авторы большей частью остаются неизвестными, так как не подписывают под ними своего имени; жанры наследуются в основном от XVII века; это бытовые повести, драма, виршевая поэзия. Но в […]...
- История открытия и изучения Слова о полку Игореве (Литература XI-XII веков) “Слово о полку Игореве” было найдено совершенно случайно. В Москве и Петербурге в конце XVIII века существовало два кружка знатоков и любителей отечественной старины. В Москве этот кружок группировался вокруг Н. П. Румянцева, а в Петербурге – вокруг А. И. Мусина-Пушкина. Румянцев всячески поощрял собирательство старинных вещей и книг. Члены румянцевского кружка записывали былины и […]...
- Культура древней Руси (Литература XI-XII веков) На основе культурного наследия, полученного от наших далеких предков, трудолюбивым и талантливым русским народом в течение ряда веков была создана своеобразная, богатая культура. Эта культура уже в X-XI веках выдвинула древнюю Русь на одно из передовых мест среди народов тогдашнего мира. В это время Русь знала многие ремесла: кузнечное, литейное, гончарное, косторезное, ювелирное и другие. […]...
- Газета и публицистика (Литература XVII-XVIII веков) Петр и его сподвижники всячески стремились разъяснить общий смысл реформ и необходимость развития культуры. Этой цели служили и книги научного характера, особенно учебники, публицистические сочинения и документы (указы, манифесты, уставы) С этой же целью в 1703 году была выпущена впервые в России газета “Ведомости”. Хотя газета была маленькая, статей в ней не было, а помещались […]...
- Каким я представляю автора поэмы Слово о полку Игореве (Литература XI-XII веков) Невозможно однозначно ответить на вопрос о том, кем являлся автор повести “Слово о полку Игореве”. Определенно можно говорить лишь о том, что человек это был не заурядный умом, обученный грамоте и, по мнению некоторых, закаленный в битвах. Подтверждение этих слов мы можем найти в описании самой битвы, где показывается вся сущность и вся стихийность борьбы […]...
- Развитие искусства (Литература XVII-XVIII веков) В 50-х годах русское искусство достигает большого расцвета. На первом месте в это время стоит архитектура, виднейшим представителем которой является Растрелли, сын выдающегося скульптора предшествующей эпохи. Растрелли-сын построил много зданий не только в Петербурге (например, Зимний дворец), но и в Москве, Киеве и других городах России. Его здания отличаются стройностью и красотой, обилием и разнообразием […]...
- Итоги развития древнерусской литературы (Литература XVII-XVIII веков) 1. Русская литература, обслуживая в основном интересы господствующего класса древней Руси, в своих лучших произведениях отразила общественно-политическую жизнь русского народа и общенародные интересы. Богатое устное народное творчество содействовало развитию литературы своими темами, идеями, художественными приемами, прививая ей черты своеобразия, народности и самобытности. 2. Развитие древнерусской литературы шло в тесной связи с жизнью, с русской исторической […]...