Образы и характеры в Слове о полку Игореве (Литература XI-XII веков)
Основная идея “Слова” раскрывается В образах его главных героев.
Вдохновитель и руководитель похода, князь Игорь, уже с самого начала выступает перед нами как защитник Русской земли, который “навел свои храбрые полки на Землю Половецкую за землю Русскую”. Игорь – храбрый воин. У него сильная воля, мужественное сердце. Его боевого пыла не охлаждает неблагоприятное предзнаменование – “солнечное затмение”.
Забота о защите государства руководит мыслями и действиями Игоря. Обращаясь перед выступлением в поход к своей
Хочу поломать копье о конец поля половецкого; с вами, русские, хочу свою голову положить, либо напиться шлемом из Дона”. Во время боя он стремится помочь брату Всеволоду. Личные качества Игоря привлекают к нему симпатии и князей, и дружины, и автора “Слова”.
Но своим обособленным выступлением Игорь привел свое войско к ужасному поражению и открыл дорогу половцам на Русь. Тем самым он причинил Руси много бед, стал виновником смерти многих. Князь Игорь пренебрег общегосударственными интересами, и это дорого
За это осуждает Игоря автор “Слова” устами киевского князя Святослава.
Отношение к Игорю автора “Слова” обусловливается его политическими взглядами и патриотическим чувством. Автор “Слова” осуждает Игоря за его обособленные действия, но, стремясь к сплочению князей во имя интересов всей страны, он старается вызвать у них желание отомстить “за землю Русскую, за раны Ихоревы, буего Святославича”.
В конце “Слова” автор с радостью сообщает о бегстве Игоря из плена и о его приезде в Киев, к великому князю Святославу.
Близок Игорю по многим чертам и его брат Всеволод. Отвага, мужество, храбрость, воинская честь отличают Всеволода даже в большей степени, чем Игоря.
Автор “Слова” только одного Всеволода называет “буй-тур”. Тур в те времена служил образом мужества, мужественной доблести. Мужество Всеволода с особенной яркостью проявляется в момент боя. Поведение Всеволода в бою описывается в “Слове” в былинных тонах: “Куда ты, тур, поскачешь, посвечивая своим золотым шлемом, там лежат поганые половецкие головы”.
Всеволод – прежде всего воин. Он сразу, не раздумывая, откликается на призыв брата: “Седлай, брат, своих борзых коней, а мои уже готовы, оседланы впереди у Курска”. В упоении боем он забывает обо всем: о своих ранах, о городе Чернигове, о престоле отцовском, о своей жене.
Всеволод – настоящий воин-дружинник, воспитавший в боевом духе свою дружину и живущий с нею одной жизнью, одними стремлениями. “А мои куряне, – говорит он Игорю,- опытные воины: под трубами пеленаны, под шлемами взлелеяны, с конца копья вскормлены, дороги им известны, овраги знакомы, луки у них натянуты, колчаны открыты, сабли заострены, сами скачут словно серые волки в поле, ища себе чести, а князю – славы”.
С нежной любовью относится этот суровый воин к своему брату: “И сказал ему (Игорю) буй-тур Всеволод: “Один (ты у меня) брат, один свет, светлый ты Игорь! Оба мы с тобой Святославичи”. Такой же любовью отвечает ему и Игорь.
В пылу сражения Игорь заворачивает полки: ведь жаль ему милого брата Всеволода”.
Важное место в произведении принадлежит великому князю киевскому Святославу. Святослав дан как умудренный государственным и жизненным опытом исторический деятель. Гроза половцев, Святослав “разбил (их) своими сильными полками и булатными мечами и наступил на землю Половецкую”.
Он взял в плен их хана Кобяка, и “пал Кобяк в городе Киеве, в гриднице Святославовой”. Поэтому он так удручен необдуманным и самовольным выступлением Игоря, который своей неудачей подорвал значение его недавней блестящей победы над половцами и навлек новое вторжение врагов на землю Русскую. Как старый сокол, который “не даст своего гнезда в обиду”, Святослав смог бы оборонить землю Русскую от врагов, “но вот зло – от князей мне нет помощи”,- с грустью отвечает он.
Образ Святослава раскрывает политические взгляды автора “Слова”. Он считает, что центром объединенной Русской земли должен быть Киев. Опорой единства Руси должен явиться сильный и грозный киевский князь.
Светлый образ русской женщины дан в “Слове” в лице Ярославны, жены князя Игоря. “Плач” Ярославны передан в духе устной народной поэзии. Этим приемом автор подчеркивает близость Ярославны к народу, делает ее представительницей русских женщин, тех жен, мужья которых погибли на войне или попали в плен. Ее устами говорит не княгиня, а простая русская женщина, горячо любящая своего мужа, тоскующая в разлуке с ним и горюющая о том, что он ранен и в плену.
Ее тоска и скорбь подчеркиваются сравнением ее с кукушкой (образ, взятый из устной народной поэзии).
Но Ярославна – не только любящая жена, силе любви которой подчиняется сама природа, оберегающая Игоря во время его бегства из плена. Она в то же время и патриотка, болеющая душой за воинов, которые ушли в поход с ее мужем и так жестоко пострадали. Для Ярославны поражение русских – большое несчастье.
По лиричности, поэтической пленительности, народности близок к образу Ярославны образ Бояна. Боян – неведомый нам песнотворец и певец – жил, по-видимому, в последние две трети XI и в начале XII века. Слава о Бояне дожила и до времен автора “Слова” (конец XII в.), который часто вспоминает об этом знаменитом поэте, описывает его поэтическую манеру, приводит выдержки из его песен.
Перед силой и красотой сто песен и перед его талантом преклоняется автор “Слова”. Песни Бояна увлекали слушателем. Он не придерживался строго плана в изложении, а свободно переходил от одной темы к другой, от современности к прошлым временам, сопоставлял и противопоставлял различные лица, местности, события.
Боян не стремился к точному воспроизведению событий, ему важно было выразить и передать общее впечатление от событий, взволновать слушателей и захватить их силой своего воодушевления. Боян пел под аккомпанемент гуслей. Песни его отличались ритмичностью и музыкальностью, широким применением приемов, свойственных устной народной поэзии.
Автор “Слова” показывает также, как Боян начал бы пест, об Игоревом походе.