Искусство начала XVIII ( 18 ) века (Литература XVII-XVIII веков)
В искусстве в ту пору наблюдается тот же процесс дальнейшего отхода от пронизанной церковностью старины, что и в области просвещения и культуры. В архитектуре этот процесс нагляднее всего проявляется в строительстве новой столицы государства — Петербурга. Петербург строится по строго определенному плану в чисто светском стиле.
В живописи ведущая роль принадлежит портрету. Портретная живопись, в соответствии с требованиями эпохи к «живому подобию» и «натуральному», характеризуется стремлением к правдивости.
Особенно
Созданные им портреты (Петр I и др.) отличаются большой жизненностью, выразительностью.
Была сделана попытка создать уже не придворный, как было при Алексее Михайловиче, а общедоступный театр, посещать который могли^ бы и широкие слои населения. Петр I смотрел на театр как на наиболее действенное средство пропаганды новых идей и преобразований русской жизни. Поэтому он требовал, чтобы пьесы были тесно связаны с современностью, чтобы они разъясняли зрителям смысл событий и политику правительства.
Но театр, возглавлявшийся немцами,
То, чего безуспешно искало правительство в публичном театре, отчасти выполняли школьные театры, В Москве на сцене театра Славяно-греко-латинской академии Петр увидел и пьесу о взятии Орешка (Шлиссельбурга), и пьесу о покорении Ижорской земли, и пьесу о Полтавской битве — «Божие уничижителей гордых уничижение» — и другие. Такие школьные театры возникали и в других городах: Ростове, Твери, Новгороде, Астрахани, Иркутске.
Интерес к театральным зрелищам привел к образованию любительских театров при царском дворе, несколько позднее и у аристократии.
Репертуар театров состоял из оригинальных и переводных пьес. При постановке их для развлечения публики ставились (или в промежутках между действиями, или после серьезной пьесы) так называемые интермедии. Они представляли собой окрашенные юмором и сатирой сценки и картинки из жизни, В этом н заключалась их большая ценность они выводили на сцену театра взятые из жизни типы — плутоватого цыгана, шарлатана-доктора из немцев, взяточника-судью, защитника старины, негодующего или обороняющегося от вводимых в области быта реформ.
- Литература начала XVIII ( 18 ) века (Литература XVII-XVIII веков) Литература этого времени еще носит на себе отпечаток страны: литературные произведения существуют и распространяются не в печатном, а в рукописном виде, как это было и раньше; их авторы большей частью остаются неизвестными, так как не подписывают под ними своего имени; жанры наследуются в основном от XVII века; это бытовые повести, драма, виршевая поэзия. Но в […]...
- Театр во второй трети XVIII ( 18 ) века (Литература XVII-XVIII веков) Вплоть до середины XVIII века (до 1756 г.) театральные представления продолжались лишь в школах, преимущественно духовных. Начиная с 30-х годов возобновляется придворный театр. Он обслуживается преимущественно иностранными труппами (итальянскими, немецкими, французскими). На русском языке пьесы в 30-40-х годах ставились в школьных театрах. С конца 40-х годов интерес к театру пробуждается и в широких городских демократических […]...
- Искусство XIII — XVII ( 13 — 17 ) веках (Литература XVII-XVIII веков) В XIII и XIV веках наиболее передовым было новгородское искусство. Новгород меньше всего пострадал от татаро-монгольского ига, сохранил старые основы народной вековой культуры и свои связи с Западной Европой. Поэтому именно в Новгороде создаются в этот период замечательные произведения архитектуры и живописи. Церкви, построенные в Новгороде в XIV веке, снаружи отличались простотой, почти квадратной формой, […]...
- Стихотворство и драматургия XVII ( 17 ) века (Литература XVII-XVIII веков) В начале XVII века возникает и в последней трети его получает широкое распространение стихотворство. Стихи тогда создавались по так называемой силлабической (слоговой) системе стихосложения (от греческого слова силлабе — слог). Силлабическое стихосложение имело три основных признака: в стихотворной строке соблюдается одинаковое число слогов (обычно 13 или 11, хотя могло быть и меньше — 7 и […]...
- Просвещение и культура последней трети XVIII века (Литература XVII-XVIII веков) Обострение классовых противоречий, нарастание крестьянского Движения содействуют развитию передовой общественной мысли и ведут к более четкому размежеванию культуры на два лагеря: прогрессивный и реакционный. Растет и крепнет литература передового дворянства и демократических слоев общества, резко обличающая чиновников-взяточников, вельмож, занимающих высокое положение не по заслугам, и жестоких помещиков. Успешно развивается наука. Основанный в 1755 году Московский […]...
- Условия развития русской культуры во второй трети XVIII ( 18 )века (Литература XVII-XVIII веков) Невежественные иностранцы, прикрывшиеся званием ученых, пробравшиеся благодаря покровительству влиятельных сановников в Академию Наук ожесточенная борьба духовенства с наукой — все это тормозило развитие русской национальной культуры. Положение изменилось в начале 40-х годов, когда в Академию наук приходит Ломоносов. Убежденный сторонник реформ, горячий патриот, Ломоносов вступает в упорную борьбу с засевшими в Академии наук невеждами-иностранцами. В […]...
- Газета и публицистика (Литература XVII-XVIII веков) Петр и его сподвижники всячески стремились разъяснить общий смысл реформ и необходимость развития культуры. Этой цели служили и книги научного характера, особенно учебники, публицистические сочинения и документы (указы, манифесты, уставы) С этой же целью в 1703 году была выпущена впервые в России газета «Ведомости». Хотя газета была маленькая, статей в ней не было, а помещались […]...
- Культура и просвещение в XVII ( 17 ) веке (Литература XVII-XVIII веков) Борьба с польско-шведской интервенцией в начале XVII века и события последующих десятилетии показывали правительству и обществу острую необходимость развития культуры и просвещения чтобы успешно укреплять экономику страны, реорганизовать военные силы, государственные учреждения. Нужда в специалистах, в образованных людях ощущалась все сильнее. Для того чтобы поднять образование в стране, необходимо было организовать школьное дело. В дополнение […]...
- История Литературы 18 века в восприятии современного читателя (Литература XVII-XVIII веков) Из древней литературы, произведения 18 века унаследовали лучшие темы и направления. Такие как патриотизм, социальная тематика и гуманизм. Новым образом являлись социальные отношения и взгляд со стороны. Такая литература возвышала жизнь обычного рядового человека. Писатели 18 века стремились показать человека, как личность, не зависимо от его сословной принадлежности. Наряду со всем этим, произведения 18 века […]...
- Реформы Петра I (Литература XVII-XVIII веков) Русская литература XVIII века развивалась под влиянием тех больших изменений, которые внесли в общественно-политическую и культурную жизнь страны реформы Петра I. Реформы Петра I С начала XVIII века старая Московская Русь превращается в Российскую империю. Петр I вводил то новое, что он считал необходимым для государства, «не останавливаясь перед варварскими средствами борьбы против варварства»1, как […]...
- Русское государство в XVII ( 17 ) веке (Литература XVII-XVIII веков) В жизни Русского государства XVII век был бурной эпохой, временем больших общественных потрясений, периодом борьбы старины с новым в культуре и литературе. Постепенно нараставшее массовое движение против все усиливающегося гнета крепостничества привело в начале XVII века к крестьянской войне, наивысшей точкой развития которой явилось восстание Ивана Болотникова (1606-1607) Эта крестьянская война совпала хронологически с польско-шведским […]...
- Общая характеристика литературного процесса в XVII ( 17 ) веке (Литература XVII-XVIII веков) Литература развивается в тесной зависимости от общественной жизни страны. Естественно что те события, которые произошли на Руси в XVII веке, отразились и в литературе. Русская литература становится более светской, и народное творчество начинает оказывать более сильное воздействие на книжную литературу, особенно на ее язык. С середины XVII века появляется большее, чем раньше, количество произведений, авторы […]...
- Расцвет искусства (Литература XVII-XVIII веков) Последняя треть XVIII века — время значительного расцвета русского искусства. Это объясняется в основном тем, что в искусство (главным образом в живопись) приходят представители народных масс и близких им общественных слоев, одаренные большими творческими силами и талантливостью. Преподавателями в Академии художеств становятся русские художники. Усиливается интерес к народному творчеству. Все виды искусства — архитектура, живопись […]...
- Человек и история в фольклоре, древнерусской литературе и в литературе 18 века. Шемякин суд. Обоз. О покорении Сибири Ермаком. (Литература XVII-XVIII веков) В произведениях «Шемякин суд», «Обоз», «О покорение Сибири Ермаком»более точно выражен характер и темперамент людей тех времен. В произведении «Шемякин суд» рассказывается о несправедливом суде. О судье, который готов даже виноватого в очень страшном деле оправдать за определенную плату. О том, как люди могут сделать проблему из обычной случайности или о том, как человек может […]...
- Японская литература (Литература XVII-XVIII веков) В истории всемирной литературы важную роль сыграли писатели, жившие на рубеже нового времени в быстро развивавшихся городах. Внутри феодального общества рождались новые классы, шла борьба за свободу общения и обмена, а это вело и к обмену духовными ценностями. Росло стремление учиться у тех современников, которые успели дальше шагнуть по пути развития новой культуры. «Плоды духовной […]...
- Политическая и общественная обстановка (Литература XVII-XVIII веков) В последнюю треть XVIII века Россия заняла видное место в ряду европейских держав. Руководимые такими выдающимися полководцами, как Румянцев и Суворов, русские войска одержали блестящие победы в двух войнах с Турцией, сильной в то время военной державой. В результате этих войн Россия получила выход в Черное море, на юге страны возникли такие крупные города, как […]...
- Японская литература часть 2 (Литература XVII-XVIII веков) Горожанин эпохи Сайкаку в своем стремлении к личной свободе естественно становился противником тех феодальных законов, которые его ограничивали. Вместе с тем в своей семейной жизни он желал сохранить безграничную власть над младшими членами семьи, неограниченное право распоряжаться имуществом. И вот оказывалось, что средневековые нормы и обычаи помогали ему сохранять и укреплять свое главенство. Прелюбодеяние каралось […]...
- Язык (Литература XVII-XVIII веков) Литературный язык XVII века, особенно последней трети его, отличается большой пестротой, отражая в своем словаре и синтаксисе те сдвиги, которые происходили в то время в общественной и культурной жизни. Церковная литература (проповеди, жития и др.) в своей массе по-прежнему пользуется славянским языком. Много славянских слов встречается в силлабической поэзии и в пьесах. Авторы же светских […]...
- Развитие искусства (Литература XVII-XVIII веков) В 50-х годах русское искусство достигает большого расцвета. На первом месте в это время стоит архитектура, виднейшим представителем которой является Растрелли, сын выдающегося скульптора предшествующей эпохи. Растрелли-сын построил много зданий не только в Петербурге (например, Зимний дворец), но и в Москве, Киеве и других городах России. Его здания отличаются стройностью и красотой, обилием и разнообразием […]...
- Сатирическая журналистика (Литература XVII-XVIII веков) С начала 70-х годов (особенно в период между 1769- 1774 гг. ) начинает выходить несколько сатирических журналов. В них находит яркое отражение все усиливающаяся классовая борьба, растущее в широких слоях общества отрицательное отношение к существующим порядкам. Правительство старалось использовать сатирические журналы в своих интересах. Журнал, издававшийся правительством (в нем писала и сама Екатерина II), и […]...
- Задонщица Софония (Литература XVII-XVIII веков) Победа на Куликовом поле оживила патриотические настроения народа и вызвала большое количество посвященных ей произведений и устной поэзии, и летописных, и повествовательных. Лучшим из этих произведений является «Задонщина». Эта поэтическая повесть названа так потому, что битва происходила «за Доном». Повесть написана рязанцем Софонией. Софония был человек, по-видимому, ученый и литературно образованный. Поставив своей задачей прославить […]...
- Словарь имен династии и сроки правления (Литература XVII-XVIII веков) Амитаба — один из будд; в дальневосточной версии буддизма — владыка «чистой земли Запада», то есть рая. Ананда — ближайший ученик будды Шакьямуни; запомнив все проповеди учителя, он впоследствии записал их в виде сутр. Ань Ци-шэн (III в. до н. э.) — даос, занимавшийся торговлей снадобьями и пользовавшийся славой кудесника, у которого Цинь Ши-хуан пытался […]...
- Творчество закрепощенного крестьянства (Литература XVII-XVIII веков) Подлинное отношение крепостного крестьянства к своей жизни и к помещикам выражала литература, созданная самим крестьянством. К сожалению, таких произведений до нас дошло немного. Массовая неграмотность тогдашнего крестьянства, невозможность для крестьянских писателей печататься в типографиях, принадлежавших господствующему классу, преследования их произведений дворянами и властью объясняют причину этого. Но те произведения, которые сохранились, живо и правдиво рисуют […]...
- Русское государство и XVI ( 18 ) веке (Литература XVII-XVIII веков) В XV-XVI исках наибольшее значение приобретает московская литература. Это объясняется тем, что Москва в это время стала политическим центром Русского государства. При князе Василии III (в XVI в.) к Москве были присоединены последние удельные княжества. Этим было завершено объединение русских земель под властью московского князя. Но, потеряв политическую власть над своими уделами (княжествами), бывшие князья […]...
- Русь в XIII — XV ( 13 — 15) веках (Литература XVII-XVIII веков) В XIII веке центр политической жизни Руси перемещается на северо-восток где на первое место выдвигается Владимиро-Суздальское княжество. И здесь шла борьба между отдельными князьями. А между тем на Русь надвигалось такое бедствие, перед которым особенно необходима была тесная сплоченность. В 1223 году в южных степях появился новый сильный враг — татаро-монголы. Битва с ними на […]...
- Повесть о нашествии Батыя на Рязань (Литература XVII-XVIII веков) Литература этого периода живо откликается на все значительные события на Руси. Ведущее место в художественной литературе занимают повести, посвященные борьбе русского народа с татаро-монголами. Из этих повестей самой замечательной в литературе XIII века является та, в которой говорится о нашествии хана Батыя на Рязанскую землю в 1237 году. Повесть о нашествии Батыя на Рязань Литература […]...
- Итоги развития древнерусской литературы (Литература XVII-XVIII веков) 1. Русская литература, обслуживая в основном интересы господствующего класса древней Руси, в своих лучших произведениях отразила общественно-политическую жизнь русского народа и общенародные интересы. Богатое устное народное творчество содействовало развитию литературы своими темами, идеями, художественными приемами, прививая ей черты своеобразия, народности и самобытности. 2. Развитие древнерусской литературы шло в тесной связи с жизнью, с русской исторической […]...
- Библейские мотивы в Повести о Горе-Злочастии (Литература XVII-XVIII веков) «Повесть о Горе -Злочастии» открывается библейской легендой о грехопадении Адама и Евы. Данная легенда вводится в повествовании для того, чтобы показать, как зародилось зло на земле, напомнить, что распространителем зла на земле является человек. В «Повести…» показано, что многие несчастья Молодца произошли из-за непокорности, из-за ослушания и непочитания родителей. Неправильное поведение и действия Молодца приводят […]...
- Литература рубежа XVII-XVIII веков Рубеж веков ознаменован переходом от зрелых форм барокко и классицизма к литературе рококо и Просвещения. Просвещение в литературе было подготовлено писателями конца XVII — начала XVIII века. Наиболее значительным предвестником нового движения общественной мысли был Пьер Бейль (Bayle, 1647-1706). Этот известный ученый вынужден был покинуть родину из-за преследований со стороны церкви. В Голландии он написал […]...
- Повесть о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове (Литература XVII-XVIII веков) Эта повесть относится к числу тех сатирических произведений, которые были направлены против несправедливого суда, находившегося в руках господствующего класса. В повести высмеивается боярский суд. В суде разбирается дело о насильственном захвате чужой земли, что было обычным явлением в начале XVII века. Действующими лицами в повести являются рыбы — представители различных социальных слоев и административных должностей. […]...
- Жанр и содержание повести о нашествии Батыя на Рязань (Литература XVII-XVIII веков) Повесть о нашествии Батыя относится к жанру воинских повестей. Ее основная тема — борьба русских людей с врагами, напавшими на их родину. После «Слова о полку Игореве» — это лучшая воинская повесть древней Руси: в пей с большой силой подчеркнуто стремление русских защищать родную землю, не щадя жизни. Повесть призывает к борьбе с врагами, восхваляет […]...
- Династии и срок правления встречающиеся Нефритовом павильоне (Литература XVII-XVIII веков) Су Ши (1036-1101), он же Су Цзы-чжань и Су Дун-по — разносторонне одаренный литератор и государственный деятель, одна из самых ярких фигур эпохи Сун. Сунь Бинь — полководец эпохи «Воюющих царств», потомок Сунь У. «Бинь» — прозвище, означающее «безногий», так как обе ноги у него были отрублены в результате козней завистника. Сунь Мин-фу (Сунь Фу, […]...
- Композиция и художественные особенности повести о нашествии Батыя на Рязань (Литература XVII-XVIII веков) Повесть состоит из четырех рассказов: 1) о приходе Батыя к границе Рязанского княжества и посольстве к нему князя Федора; 2) о битве рязанцев с Батыем; 3) о Евпатий Коловрате; 4) о возвращении князя Ингваря Ингваревича из Чернигова в Рязань, о похоронах убитых и о восстановлении им Рязанской земли. События излагаются во временной последовательности, прерываясь лишь […]...
- Искусство (Литература XIX века) В изобразительном искусстве в первую четверть XIX века (архитектура, живопись, скульптура) не наблюдается такого расцвета, как в художественной литературе, но все же и в нем намечаются сдвиги, отражающие сложную общественную обстановку того времени и борьбу идейных течений. Наиболее значительными были в это время достижения архитектуры. Характерным для нее стилем является классицизм, в своем развитии приведший […]...
- Литературная эпоха конца XVIII — начала XIX века Историческая эпоха конца XVIII — начала XIX века отличается особой сложностью. В это время уже явственно проявляется кризис феодализма, постепенно усиливаются капиталистические тенденции, что приводит к обострению классовых противоречий. Отечественная война 1812 г. в особенности содействовала пробуждению политического и национального самосознания. Главным ее героем был простой народ — солдаты, ополченцы, партизаны. Однако народ-победитель остался народом-рабом. […]...
- Каковы же эти характерные черты литературы начала XVIII века? Прежде всего, для произведений данного периода типичен интерес к некоторым новым жанрам, лишь частично использованным в литературном творчестве XVII столетия. Таков жанр лирических, стихотворений, получающий в это время значительное развитие. Таково также драматическое творчество, попытки организации театра только с духовной, но и светской тематикой. Таковы, наконец, рукописные повести начала века, которые, во многом перекликаясь с […]...
- Биографическая литература для детей начала ХХ века Влияние декабристов на книги, издававшиеся для детей, не могло по цензурным условиям проявиться так непосредственно, как влияние войны 1812 года. Однако идеи декабристов накладывали отпечаток на формирование молодого поколения, а произведения их входили в круг детского и юношеского чтения. В возросшем интересе к исторической тематике, к историко-биографической и научно-популярной литературе для детей тоже сказалось влияние […]...
- Модернистская литература начала века ХХ век вошел в историю культуры как век эксперимента, который потом зачастую становился нормой. Это время появления разных деклараций, манифестов и школ, нередко посягавших на вековые традиции и незыблемые каноны. Термин модернизм появляется в конце века и закрепляется, как правило, за нереалистическими явлениями в искусстве, следующими за декадансом. Модернизм как философско-эстетическое явление имеет следующие стадии: […]...
- Литература начала XX века Писатели России начала XX века жили в обстановке всевозможных кризисов и войн. И вполне закономерно, что эти события повлияли (уж не говорю, что отразились) в их творчестве. Писатели и поэты, о которых мы будем говорить, стремились понять смысл жизни и объяснить постигшие Россию потрясения. И неудивительно, что эти искания обрели невиданную доселе напряженность, ведь события […]...
- Русская литература начала XXI века Русская литература первого десятилетия XXI века представляет собой огромное дискуссионное поле. Особенностью современной культуры является ее многомерность, одновременность существования разных субкультур. Рядом сосуществуют элитарная и массовая литература, литература «толстых журналов» и сетература. В современной русской литературе жанр превратился из явления канонического в маргинальное. В творчестве писателей XXI века практически невозможно найти чистую жанровую форму романа, […]...