Династии и срок правления встречающиеся Нефритовом павильоне (Литература XVII-XVIII веков)

Су Ши (1036-1101), он же Су Цзы-чжань и Су Дун-по – разносторонне одаренный литератор и государственный деятель, одна из самых ярких фигур эпохи Сун.

Сунь Бинь – полководец эпохи “Воюющих царств”, потомок Сунь У. “Бинь” – прозвище, означающее “безногий”, так как обе ноги у него были отрублены в результате козней завистника.

Сунь Мин-фу (Сунь Фу, 992-1057) – ученый и государственный деятель, занимался исследованием древних исторических памятников.

Сунь У (VI в. до н. э.) – полководец и теоретик военного искусства, автор

знаменитого трактата “Сунь-цзы”.

Сунь Цэ (175 – 200) – военачальник периода распада империи Хань, старший брат Сунь Цюаня.

Сунь Цюань (182 -252) – основатель царства У, одного из государств периода Троецарствия.

Сыма Сян-жу (179-118 гг.

До н. э.) – видный поэт эпохи Хань. В литературе часто упоминается романтическая история его любви к Чжо Вэнь-цзюнь (см.).

Сыма Цянь (145 – ок. 90 гг. до н. э.) – величайший историк Китая, создатель монументального труда “Ши цзи” (“Исторические записки”), охватывающего историю Китая с легендарных времен до начала династии Хань.

Сюань-ван (правил

в 82*7-782 гг. до н. э.) – царь Чжоу.

Сюань-du (правил в 73-49 гг. до н. э.) – посмертное имя одного из ханьских императоров.

Сюань-цзун (он же Мин-хуан и Ли Сань-лан, правил в 712- 756 гг.) – танский император. Покровительствовал искусствам и, по преданию, сам выступал на сцене. Увлекшись красавицей Ян-гуйфэй, бросил государственные дела, что вызвало военный мятеж. Вынужден был бежать из столицы и отречься от трона.

Сюань-юань – прозвание Хуан-ди (см.).

Сюэ Тао – знаменитая гетера Танской эпохи, одаренная поэтесса. С ее именем связано появление особого сорта тонкой бумаги для поздравительных посланий.

Сян-ван (IV в. до н. э.) – царь Чу.

Сян Юй – один из полководцев, выдвинувшихся после падения империи Цинь (конец III в. до н. э.). Провозгласил себя “властелином Западного Чу”, боролся за власть над всем Китаем с Лю Баном (см. Гао-цзу), но был разбит и покончил с собой.

Сянь Мэнь – даосский кудесник, у которого Цинь Ши-хуан надеялся узнать секрет бессмертия.

Сяо Хао – полководец эпохи Чжоу.

Сяо Цзун – советник чуского царя Сян-вана.

Тай-и – божество Северного полюса.

Тай-сы – добродетельная жена Вэнь-вана, родоначальника династии Чжоу.

Тай-цзу – посмертное имя основателей ряда династий; в их числе и Чжу Юань-чжан, один из предводителей восстания против монголов, основатель династии Мин (правил в 1368-1398 гг.).

Тан-ван (Чэнтан) – создатель государства Шан-Ииь, считался образцовым правителем.

Тао Юань-мин (365 – 427) – великий поэт, автор утопии “Персиковый источник”.

Тун-го – сын Су У (см.); его мать была из племени сюнну.

Тянь Жан-цзюй (VI в. до н. э.) – выдающийся полководец древнего царства Ци.

У-ван (XI в. до н. э.) – сын Вэнь-вана, разгромивший войска Шан-Инь, стал первым фактическим правителем государства Чжоу.

У-ди (правил в 140 – 87 гг. до н. э.) – император династии Западная Хань, в период расцвета ее могущества.

У Хо – богатырь эпохи “Воюющих царств”, упоминаемый в трактате философа Мэн-цзы.

У Хуай (букв.: “Не знающий забот”) – мифический государь древности, при котором царил “золотой век”.

У Цзы-сюй (VI – V вв. до н. э.) – государственный деятель, помог царству У победить свое родное царство Чу (ван которого убил отца и брата У Цзы-сюя). Однако позднее царь У перестал слушать его советы и, поверив клевете, казнил У Цзы-сюя.

У Ци (440? – 381 гг. до н. э.) – знаменитый стратег, автор трактата о воинском искусстве (“У-цзы”).

У-цюй – дух одной из звезд; по некоторым источникам – покровитель воинского искусства.

Фан Шу (IX-VIII вв. до н. э.) – сановник чжоуского царя Сюань-вана; совершил успешный поход против южных племен.

Фапъ Куай (III – II вв. до н. э.) – верный помощник Гао-цзу, первого ханьского императора.

Фаиь Ли – министр Гоу-щяня, царя Юэ. По его совету царь подослал своему врагу, царю У, красавицу Си Ши (см.). Когда царство У пало, Фань Ли, опасаясь, что теперь он будет лишь мешать Гоу-цзяню, тайком покинул Юэ вместе с Си Ши.

Фу Би (1004-1083) – деятель эпохи Сун, несколько раз был первым министром, вел переговоры с киданями. Уволен в отставку, так как выступал против реформ, проводившихся в то время.

Фу Юэ – мудрый сановник иньского правителя Гао-цзуна (в тексте ошибочно назван Тан-ваном). Долго жил в бедности в горах.

Фэй-цюн – небесная дева, прислужница богини Сиванму.

Хань-ван – титул Лю Бана до того, как он провозгласил себя императором Хань (см. Гао-цзу).

Хань Инь-шу – царедворец при ханьском императоре Сюань-ди.

Хань Синь – ближайший сподвижник ханьского Гао-цзу (см.), победивший его главного соперника Сян Юя и оказавший другие неоценимые услуги. Тем не менее Гао-цзу заподозрил его в изменнических помыслах и предал казни.

Хань Ци (1008-1075) – первый министр при сунском императоре Жэнь-цзуне, совершил опустошительный поход против тангут-ского государства Си Ся.

Хань Шоу (III в.) – молодой красавец, тайно проникший к дочери министра, которую отец вынужден был отдать ему в жены.

Хо Гуан (II – I вв. до н. э.) – приближенный ханьского императора У-ди и фактический правитель при трех его преемниках.

Хо Цюй-бин – старший брат предыдущего, прославился в битвах с сюнну.

Хоу-цзи (“Государь-Просо”) – мифический первопредок племени Чжоу, ведал земледелием во времена Шуня.

Хоу-чжу (“Последний властитель”) – прозвание ряда императоров, вместе с которыми закончились их династии. В литературе чаще всего упоминается “последний правитель” эфемерной южно-китайской династии Чэнь (правил в 583 – 589 гг.). Увлекаясь вином, развлечениями и женщинами, довел государственные дела до полного упадка; земли Чэнь были присоединены к империи Суй.

Хуай-ван – царь Чу (см.. коммент. к с. 58).

Хуан Ба (И – I вв. до н. э.) – ханьский сановник, прославившийся своей государственной мудростью и справедливостью.

Хуан-ди (“Желтый государь”) – один из мифических первопред-ков китайцев, изобрел много полезных вещей, шучмл людей строить дома и повозки, рыть колодцы, шить платье и т. д.

Хуань-гун (VII в. до н. э.) – царь Ци, один из “пяти гегемонов” эпохи Чжоу.

Хун Сянь – девушка-волшебница, героиня одноименной новеллы танского писателя Юань Цзяо (IX в.).

Хэ Чжи-чжан (659- 744) – сановник и – литератор; отличался необузданным нравом и пристрастился к вину, в старости стал даосом.

Хэн-э – см. Чан-э.

Цай Вэнъ-цзи (Цай Янь, 177 – ?) – дочь государственного деятеля и литератора Цай Юна, поэтесса. Попала в плен к южным сюнну и пробыла там двенадцать лет, родив за это время двух детей.

Цао Бит (931 – 999) – сподвижник Чжао Куан-иня, основателя династии Сун. Сочетал ученость и воинский талант, славился гуманностью и справедливостью.

Цао Цао (155 – 220) – государственный деятель, полководец и поэт периода гибели династии Хань, основавший государство Вэй. В литературе и театре изображается коварным тираном.

Цао Цзы-цзянь – второе имя Цао Чжи.

Цао Чжи (192 – 232) – один из сыновей Цао Цао, выдающийся поэт-лирик, автор поэмы “Фея реки Ло”.

Цзя (XVI в. до н. э.) – последний правитель периода Ся; его имя стало синонимом жестокости.

Цзи Синь (III в. до н. э.) – верный сподвижник Гао-цзу (см.). Когда Сян Юй окружил войска последнего, Цзи Синь ценой собственной жизни дал Гао-цзу возможность спастись.

Цзи Чан-ж у – советник императора У-ди (см.).

Цзи Чжа – сын царя У в эпоху Чжоу, имевший репутацию мудреца и тонкого ценителя музыки.

Цзин Кэ (III в. до н. э.) – тираноборец, совершивший неудачную попытку убить Цинь Ши-хуана.

Цзо Сы (250? – 305?) – поэт; незнатное происхождение помешало ему продвинуться по службе, и он стал отшельником.

Цзэн Цань (правильнее – Цзэн Шэнь) – добродетельный ученик Конфуция. Когда по ошибке его обвинили в убийстве, мать долго верила в его невиновность, но потом усомнилась в сыне.

Цзя И (200-168 гг. до н. э.) – литератор; был воспитателем наследника престола, но впал в немилость и умер в ссылке.

Цзя Чун (III в.) – вельможа империи Цзинь.

Цзян-тайгун – см.: Люй Шан.

Цинь Ши-хуан (259-210 гг. до н. э., с 246 г.-царь Цинь, с 222 г. – император) – основатель первой объединявшей весь Китай империи Цинь, реформатор, строитель Великой стены. Правил деспотическими методами, истреблял недовольных ученых, вследствие чего стал олицетворением тирании.

Цюй Юань (между 343 и 278 гг. до н. э.) – великий поэт и государственный деятель царства Чу. Видя, что неумные правители ведут страну к гибели, покончил с собой, бросившись в реку Мило. В народе принято в пятый день пятой луны приносить его духу жертвы на реках и озерах.

Чан-э – олицетворение Луны. См. коммент. к с. 25.

Чжан И (IV в. до н. э.) – знаменитый дипломат, отстаивал интересы царства Цинь. Однако его планы в конечном счете не осуществились, и ему пришлось вернуться в родное царство Вэй.

Чжан Ли-хуа (VI в.) – наложница последнего государя династии Чэнь (см.: Хоу-чжу). Погибла вместе с ним.

Чжан Лян (ум. в 189 г. до н. э.) – полководец и государственный деятель, сподвижник ханьского Гао-цзу.

Чжан Сюнь (VIII в.) – танский военачальник. Окруженный мятежниками в крепости Суйян, он убил свою наложницу, чтобы спасти солдат от голода; однако крепость пала и Чжан Сюнь был убит.

Чжан Сянъ (990-1078) – поэт, известный своей песенной лирикой; до глубокой старости вел разгульный образ жизни.

Чжан Тан – сановник времен ханьского У-ди, отличавшийся жестокостью при разборе судебных дел.

Чжан Фэй (ум. в 221 г.) – сподвижник Лю Бэя, бесстрашный воин, один из главных персонажей эпопеи “Троецарствие”.

Чжан Хуэй-минь (XII в.) – литератор, друг Су Ши.

Чжан Цзай (1020-1077) – видный представитель конфуцианской философии эпохи Сун.

Чжан Цзы-фан – второе имя Чжан Ляна.

Чжао-ди – ханьский император, правил в 86-74 гг. до н. э.

Чжао Дэ-лжь (Чжао Лин-чжи) – член сунской императорской фамилии, литератор, был близок к Су Ши, за что и пострадал.

Чжао Летящая ласточка (Чжао Фэй-янь) – наложница, а затем супруга ханьского императора Чэн-ди (правил в 32 -6 гг. до н. э.), славилась умением петь и танцевать (с чем и связано ее прозвище). При воцарении Пин-ди покончила с собой.

Чжао Пу (921 -991) – главный министр при первых двух императорах династии Сун.

Чжао Сян-цзы – сановник в царстве Цзинь (эпоха Чжоу). Главный министр царства, Чжи. Бо, хотел погубить его, но Чжао Сян-цзы сумел одержать верх.

Чжао Цзы-лун (Чжао Юнь, ум. в 229 г.) – полководец царства Шу в период Троецарствия.

Чжо Вэнь-цзюнь (II в. до н. э.) – жена поэта Сыма Сян-жу. О романтической истории любви дочери вельможи и талантливого бедняка, ставшего потом знаменитым, в китайской литературе говорилось бессчетное множество раз.

Чжоу (XI в. до н. э.) – Чжоу Синь, последний правитель династии Шан-Инь, известен своим распутством и жестокостью.

Чжоу-гун (XI в. до н. э.) – брат первого чжоуского царя У-вана и регент при его сыне. Считался образцом государственного мужа.

Чжоу Дунь-и (1017-1073) – основатель сунской философской школы.

Чжоу Юй (175 -210) – полководец периода распада Ханьской империи; служил Сунь Цюаню, основателю царства У.

Чжоу Я-фу (И в, до н. э.) – ханьский военачальник, отличившийся при усмирении мятежа в областях У и Чу.

Чжуан-цзы (Чжуан Чжоу, IV в. до н. э.) – выдающийся мыслитель, один из столпов даосской философии.

Чжугэ Лян (181 -234) – главный министр Шу в период Троецарствия, образец государственной мудрости, дальновидности и хитроумия, военный стратег и дипломат. Молва приписывала ему сверхъестественные способности.

Чжун Цзы-ци – знаток музыки (см.: Бо-я).

Чжунли Чунь – супруга и мудрая советчица Сюань-вана, царя Ци (период “Воюющих царств”); обладала безобразной внешностью.

Чжу Си (ИЗО-1200) – виднейший сунский философ, глава неоконфуцианства.

Чисун-цзы – святой отшельник древних легенд.

Чэн Бу-ши (II в. до н. э.) – ханьский полководец, сражавшийся с сюнну. Поддерживал строжайшую дисциплину в войсках.

Чэн И (1033-1107) – видный сунский философ, комментатор канонических книг.

Чэн Тан – то же, что Тан-ван (см.).

Чэн Хао (Чэн Мин-дао, 1032-1085) – сунский мыслитель, брат Чэн И. В его взглядах конфуцианство сочеталось с элементами буддизма и даосизма.

Шакьямуни – имя Будды. См. коммент. к с. 25.

Шао-хао – мифический правитель древности, преемник Хуан-ди.

Шао Юн (1011 – 1077) – автор комментариев к древней “Книге перемен” и других философских сочинений.

Ши Куан – прославленный музыкант древности.

Ши-хуан – см.: Цинь Ши-хуан.

Шу-ци – брат Бо-и (см.).

Шуань-чэн – легендарный персонаж из свиты богини Сиванму.

Шунь – один из наиболее почитавшихся конфуцианцами легендарных древних правителей Китая, идеал государственной мудрости и сыновнего благочестия. –

Юань Чжэнь (779-831) – видный поэт, друг Бо Цзюй-и (см.).

Юй – легендарный правитель, усмиривший воды во время потопа.

Юй Бо-я – см.: Бо-я.

Юй Жан – приближенный Чжи Бо, министра царства Цзинь (эпоха Чжоу). Когда Чжи Бо был убит, Юй Жан стал изображать из себя опасно больного, чтобы притупить бдительность обидчиков и отомстить за своего патрона.

Юй Синь (513 – 581) – известный поэт; наиболее сильной стороной его творчества была пейзажная лирика.

Юэ Фэй (1103-1141) – полководец империи Сун; вел победоносную борьбу с чжурчжэнями, однако капитулянтская партия во главе с Цинь Гуем добилась того, что Юэ Фэй был по ложному навету арестован и умерщвлен в темнице; олицетворение мужества и верности долгу.

Юэ-ван – царь Юэ (Восточный Китай). Говоря о “жестоком Юэ-ване”, автор скорее всего имеет в виду Гоу-цзяня (см.: Си Ши).

Ямараджа (кит. – Янь-ван) – в буддийской мифологии владыка ада.

Ян-гуйфэй (719-756) – любимая наложница танского императора Сюань-цзуна. Собственное ее имя Ян Сяо-хуань, а гуйфэй – придворный титул. Увлекшись своей наложницей, император забросил государственные дела, что привело к мятежу, во время которого Ян-гуйфэй погибла.

История любви Ян-гуйфэй и императора многократно изображалась в литературе.

Ян-ди (580 – 618) – император династии Суй (правил в 604 – 618 гг.). Отличаясь расточительством, довел страну до разорения и был убит.

Ян Тай-чжэнь – даосское имя Ян-гуйфэй (см.).

Янь Цзюнь-пин – знаменитый прорицатель, жил в эпоху Хань.

Янь Чжэнь-цин (708 – 784) – государственный деятель эпохи Тан, искусный каллиграф.

Янь Юань – ученик Конфуция, славился умом и скромностью.

Яо – первый из легендарных совершенномудрых государей, время правления которых конфуцианцы изображали как “золотой век”.

Источники:

    Сон в Нефритовом павильоне: Роман./Пер. с кор. Г. Рачкова; Пер. под редакцией Э. Шус-тера; Предисл. и коммент. В. Сорокина; Стихи в переводе Э. Шустера.

    М.: Худож. лит., 1982. 768 с.

    Аннотация: “Сон в Нефритовом павильоне” – одно из крупнейших произведений старинной корейской прозы начала XVII века (имя автора осталось неизвестным), относится к популярному на Дальнем Востоке жанру романов-снов, близких по сюжету древним мифологическим сказаниям и авантюрным повестям позднего средневековья. Публикуется на русском языке впервые.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Династии и срок правления встречающиеся Нефритовом павильоне (Литература XVII-XVIII веков)