«Не пой, красавица, при мне» анализ стихотворения Пушкина

Краткая история создания

Стихотворение написано Пушкиным в 1928 году, летом. В это время поэт жил в Москве. Однажды, находясь в гостях, он услышал грузинскую песню, которую исполняла Анна Оленина.

Пушкин вспомнил далекое время своего первого путешествия по Кавказу. Вспомнил горы, море, степь, кавказскую ночь и девушку, когда-то очень нравившуюся ему. Под влиянием воспоминаний, музыки, личных переживаний и проблем перо поэта легко и быстро начертало удивительно чистое и нежное стихотворение, которое впоследствии стало романсом.

Тема
и основной смысл стихотворения

В стихотворении поэт затрагивает тему памяти. Ушедшей давно, но появившейся вновь. Услышав грузинскую мелодию, Александр Сергеевич вновь возвращает память в то время, где он был по-своему счастлив: восторжен и наполнен надеждой и юношеской мечтой.

Читателю между строк преподается урок внимательного и бережного отношения к ушедшему времени. Противоречивость воспоминаний проходит через стихотворение очень полно. С одной стороны, Пушкин не хочет, чтобы при нем пели песни, от которых волнуется душа. А с другой, ему сладостны звуки милого и такого давнего прошлого.

Стихотворение

воспитывает в читателе глубокое уважение к тому, что ушло, но осталось жить в уголках памяти. Тематику стихотворения можно назвать любовно-философской.

Сюжет стихотворения

Сюжет прост и слегка загадочен. В нем есть событийные образы. Есть место, где исполняется песня. Есть человек, к которому обращаются с просьбой.

Автор просит красавицу не исполнять грузинские песни. Их он называет жестокими. Поэт аргументирует свое желание тем, что музыка неоднозначно будоражит в нем забытые воспоминания о Кавказе.

Мы узнаем о какой-то о бедной, роковой деве. Почему она бедная? Почему роковая?

Что с ней случилось в ту далекую пору? Какое место возле нее занимал поэт? Читатель может только догадываться об истинном положении вещей.

Есть в «Не пой, красавица, при мне» и образы чувств: сожаление, нежность, тоска, печаль, любовь.

Композиция стихотворения

Стихотворение начинается и заканчивается одним и тем же четверостишием. Этот композиционный прием подчеркивает глубину сердечных переживаний автора. Стихотворение написано четырехстопным (те-бЯ-у-вИ-дев-зА-бы-вА-ю) ямбом. Ударение падает на четные слоги.

Рифма перекрестная. Рифмуются 1 и 3, 2 и 4 строчки. Женская рифма (забываю-воображаю) чередуется с мужской (роковой-мной).

Употребление тропов

Изящность стихотворению придают тропы:

    Эпитеты (Грузии печальной; берег дальный; жестокие напевы; далекой, бедной девы; призрак милый, роковой); оксюморон (жестокие напевы; напевы — нечто нежное и приятное; жестокие — коварные, злые; призрак милый; призрак — что-то нереальное, пугающее; милый — любимый, настоящий); синекдоха (песен Грузии — грузинские песни).
Образ лирического героя

Лирический герой — конкретный человечеческий образ. О нем мы можем сказать следующее: влюбленный мужчина с романтической, пылкой душой, наделенной воображением и душевностью. И это может быть не обязательно сам Пушкин.

Любой молодой человек может испытать такие же чувства. Образ лирического героя — собирательный, хотя и имеет в стихотворении личностный оттенок. Есть в стихотворении и лирические «героини» — девушка из прошлого, и девушка, исполняющая песню.

По всему стихотворению красной нитью проходят образы природы, любви, тоски, грусти и сожаления.

Род и жанр стихотворения

Относится к одному из трех родов литературных произведений — лирике. Жанровой его особенностью является то, что его можно отнести и к посланию (обращение к красавице), и к элегии (грустное раздумье), и к романсу (легко положено на музыку Глинки).


«Не пой, красавица, при мне» анализ стихотворения Пушкина