“Красавица” анализ стихотворения Александра Пушкина
История создания
Стихотворение “Красавица” было написано в 1832 году в альбом 25-летней графине Елене Михайловне Завадовской, первой красавице Петербурга. Стихотворение было напечатано в журнале “Библиотека для чтения”.
Литературное направление, жанр
Стихотворение “Красавица” – это философское размышление о красоте женщины. Лирический герой не влюблен в нее, не знает ее души, внутреннего мира. Он описывает красавицу, ее круг и ее место в нем, а также то впечатление, которое она производит на других людей.
Реалист
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение делится на два восьмистишья. Каждое восьмистишье представляет собой одно предложение. Первое описывает гармоничную и торжественную красоту.
Автор выделяет героиню среди остальных светских красавиц, чья красота бледнеет перед ней.
Второе предложение о встрече случайного человека с красавицей. Эта встреча побуждает подумать о гармонии, о Творце и благоговеть
Для обобщения философской мысли Пушкин пользуется местоимением ты, которое имеет в стихотворении значение всякий, каждый.
Автор не описывает внешность красавицы. Он не перечисляет достоинств, пользуясь вместо этого емким местоимением “все”: “Все в ней гармония”.
Необычность образа красавицы в том, что лирический герой не влюблен в нее и даже не сообщает, в чем эта красота состоит. Он не описывает то, что обычно прекрасно в женщине: глаза, губы, волосы, плечи, руки, фигуру. Может быть, светская дама хороша благодаря внутренней, душевной красоте?
Но и душевных качеств, достоинств Пушкин не находит, кроме одной добродетели – скромности: “Она покоится стыдливо”. Истинная красота обязательно скромна. Скромность – главное достоинство женщины пушкинской эпохи.
Еще одно качество красавицы – неторопливость, отсутствие поспешности. Она не опускается до мирской суеты, страстей и беспорядочных движений. Она несет себя торжественно.
Глаголам, обозначающим плавные движения красавицы, противопоставлен глагол поспешать, который означает состояние обычного человека. Красота останавливает, возвышает. В этом ее божественная природа.
Тема стихотворения – гармония женской красоты.
Основная мысль: истинная красота божественна, поэтому, она всегда побуждает остановиться и полюбоваться, обратить глаза к Всевышнему, наблюдая Его творение.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Женская рифма чередуется с мужской. Каждое предложение состоит из двух строф.
В первой рифмовка перекрестная, во второй – кольцевая.
Тропы и образы
Красота женщины названа торжественной. Этот эпитет дает четкое представление о данной красавице. Ее красота возвышает, заставляет любоваться.
Но в то же время такая красота возвышается сама. Метафора “все выше мира и страстей” поднимает красавицу на недосягаемую высоту, делает ее почти богиней. Но у красоты есть и другая сторона: красавица отделена от общества, а значит, одинока: “Ей нет соперниц, нет подруг”. Метафора “бледный круг наших красавиц” очень емкая.
Это и меркнущее перед истинной красотой общество светских красавиц, и бледность не видящих солнца петербургских девушек, которая считалась эталонной. Возвышая единственную красавицу, Пушкин принижает красоту остальных, невольно обижая их. Этого требовала традиция альбомных стихотворений.
Во второй части только один эпитет: сокровенное мечтанье. Даже это мечтанье, которое питает в сердце человек (метафора), даже любовь к другой женщине не мешают мужчине благоговеть перед святыней красоты. Слова благоговеть и святыня уже не просто делают конкретную красавицу подобной богине, а эстетическое понятие красоты ставят в один ряд со святынями.
Стихотворение раскрывает талант Пушкина как истинного гения, который даже в традиционном альбомном стихотворении, написанном, по-видимому, случайной знакомой, сделал тему стихотворения – женскую красоту – предметом философских рассуждений и обобщений.