Анализ стихотворения Пушкина “Наполеон”

Портретно-исторический тип элегии представляет собой стихотворение “Наполеон” (1821). Ее содержание – раздумье над историческим значением и исторической судьбой великой и трагической личности. Наполеоновская тема решается здесь (в отличие, например, от “Воспоминаний в Царском Селе”) в высоком, романтическом ключе. При этом высокий пафос и стиль стихотворения внутренне мотивированы тем, что героя его уже нет в живых, что он только что умер:

Чудесный жребий совершился: Угас великий человек. В мерник; мрачной накатился Наполеона

грозный век. Исчез властитель осужденный, Могучий баловень побед, И для изгнанника вселенной Уже потомство настает.

Характеристика Наполеона дается ретроспективно, из романтического, “возвышающего далека”. Автора привлекает в герое больше всего его трагическая судьба, его необыкновенность, тяготение над ним рокового начала. В другом стихотворении па ту же тему – “Недвижный страж дремал на царственном пороге” (1824), построенном на неоднозначной и резко контрастной характеристике героя,- до конца проясняется эта точка зрения

поэта-романтика на Наполеона:

То был сей чудный муж, посланник провиденья, Свершитель роковой безвестного веленья…

Это уже имеет отношение не только к Наполеону, но и к России. В обоих названных стихотворениях важное место занимает тема России в ее тесной связи с темой Наполеона. Эти темы в их взаимозависимости и позже волновали Пушкина, они были для него не только поэтически привлекательными, по и исторически значимыми.

К ним он еще не раз вернется – например, в седьмой главе “Евгения Онегина”.

В стихотворениях “Наполеон” и “Недвижный страж дремал на царственном пороге” Пушкин не только дает романтический образ Наполеона, но и разворачивает перед читателем свою концепцию ближней истории: французской революции, подавленной свободы, наполеоновской диктатуры и наполеоновской экспансии, Отечественной войны, которую пела Россия с Наполеоном, и по веленью судьбы, “безвестному веленью”, исторического возвышения России и русского парода. И в этих, и в некоторых других своих произведениях на историческую тему Пушкин уже в молодые годы начинает осознавать себя не только поэтом, но и историком, толкователем истории.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Анализ стихотворения Пушкина “Наполеон”