Музыкально-эстетическое воспитание детей 3-4 лет через игру
Воспитание детей младшей группы в игре Автор: Куприянова Людмила Петровна, музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №103 корпус 2», г. Томск
Описание материала : Предлагаю вашему вниманию статью на тему «Музыкально эстетическое воспитание детей через игру». Данный материал будет полезен воспитателям и музыкальным руководителям при работе с детьми младшей группы. В статье описаны методы и средства работы с детьми через игру.
Стремление к прекрасному — естественная потребность человека и ее надо
Музыка для ребенка — мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него музыкальные способности и главный показатель музыкальности — эмоциональную отзывчивость на музыку. Ранний возраст является наиболее благоприятным для становления музыкальных способностей.
Ребенок жадно познает все многообразие окружающего мира, учится любить его, обогащается радостными, яркими впечатлениями.
Дошкольный возраст — период, когда закладываются первоначальные способности, обуславливающие
Следовательно, если музыка оказывает такое положительное влияние на ребенка уже в первые годы его жизни, то естественно необходимо ее использовать как средство педагогического воздействия. К тому же музыка предоставляет богатые возможности для общения взрослого и ребенка, создает основу дляэмоционального контакта между ними.
Так как игра является верным спутником малышей, то все виды музыкальной деятельности я стараюсь проводить в игровой форме. Это поддерживает интерес детей к музыкальным занятиям, активизирует их, доставляет удовольствие и радость.
В соответствии ФГТ, в основной общеобразовательной программе дошкольного образования( образовательная область «музыка») для младшего дошкольного возраста, занятие, направлено на развитие эмоциональной отзывчивости, певческих навыков, чувства ритма и выразительности движения.
Маленькие Дети любят играть везде: дома, во дворе и на занятиях.
Особую роль игре уделяем в начале учебного года. В период адаптации, при стрессовой ситуации необходимо помочь, вместе с воспитателем, новичкам привыкнуть к режиму детского сада. Установление положительного нервно — психического фона, приветливый, спокойный тон педагога, звучание инструмента, яркая игрушка, наглядные средства обучения, положительно влияют на ребенка, помогают малышам познакомится с миром музыки, принять его, творчески развиваться. Обязательно использую наглядные пособия на музыкальных занятиях у малышей, они необходимы не только для более полного раскрытия музыкального образа, но и для поддержания внимания.
Без наглядных пособий дети очень быстро начинают отвлекаться.
В. А. Сухомлинский писал: «Внимание маленького ребенка — это капризное «существо». Оно кажется мне пугливой птичкой, которая улетает подальше от гнезда, как только стремишься приблизиться к нему. Когда же удалось, наконец, поймать птичку, то удержать ее можно только в руках или клетке. Не ожидай от птички песен, если она чувствует себя узником.
Так и внимание маленького ребенка: если ты держишь его как птичку, то она плохой твой помощник».
Подвижные игры исцеляют от плохого настроения, радуют малышей, например, «Прятки», «Колечки». Через эти игры мне удается вовлечь малышей в действие, заинтересовать, расположить к себе, порадовать. На занятиях дети могут воспринимать музыкальное произведение, активно двигаясь, выполняя манипуляции руками и пальчиками по показу педагога, «аккомпанируя» на детских шумовых инструментах.
Музыкальные игры и танцы с вокальным сопровождением лучше воспринимаются детьми благодаря тому, что в них сочетаются и яркая музыкальная основа художественного образа и художественное слово, что способствует развитию понимания словесной инструкции и расширение словарного запаса детей. Например, игра «Догонялки» муз. Бабоджан, «Прятки» муз. Кругляк.
Дети понимают игровую ситуацию, игра активизирует детей, вырабатывает самостоятельность, готовность быть солистом. На музыкальном занятии я часто использую русскую народную музыку: песни, полевки, потешки, дидактические пособия, шапочки, платочки. Все это оказывает большое внимание на формирование эстетического вкуса ребенка. Проводим игровые досуги, игры-забавы, они вносят разнообразие в повседневную обстановку, доставляют малышам радость.
При показе кукольных спектаклей также включаем подвижные игры, игры с использованием шумовых инструментов. Использование игровых ситуаций и элементов театрализации, позволяет проявить малышам творческие способности. Даже самые застенчивые включаются в игру и выражают свои эмоции через движение.
Дети раннего и младшего возраста очень любят сюжетные игры, интерес к ним поддерживаем яркостью пособий: цветочки, погремушки, грибочки, листочки, платочки. В этих играх дети изображают зверей, животных, птиц, цыплят и т. д. Дополняю игры шапочками, эмблемами и другими атрибутами. Игровые приемы, игровая ситуация помогают донести до детей музыкально-литературный материал занятия, досуга.
Для праздников и игровых развлечений вносим атрибуты, ряженье, оформляем празднично группу. Подбираем и обыгрываем с воспитателями сюжет, доступный пониманию малышей. Сюжет подталкивает детей к участию в действии.
С большим интересом дети рассматривают костюмы взрослых, участников праздника, с радостью подпевают героям, танцуют для них по показу воспитателя, включаются в игровые действия с любимыми игрушками.
Музыкально — эстетическое воспитание малышей осуществляется продуктивно в том случае, когда система работы в детском саду сочетается с тесным взаимодействием с семьей. Поэтому, организуя работу с родителями, знакомим с содержанием работы по музыкальному воспитанию, с мероприятиями. Привлекаем родителей к изготовлению атрибутов и костюмов к праздникам.
Все использованные формы работы помогают привить детям интерес, воображение, приобрести навыки и умения, включаться в игровые действия, то есть, способствуют обогащению ребенка новыми эстетическими впечатлениями.