Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников

Патриотическое воспитание старших дошкольниковПатриотическое воспитание в детском саду. Подготовительная группа Никулина Екатерина Петровна, МБДОУ № 26 “Сказка ” Воспитание у детей нравственно-патриотических чувств в процессе знакомства с родным городомСвою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – все это взрослые передают детям, что чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств. Активную позицию в этом вопросе занимают педагоги дошкольных

учреждений, так как первые годы жизни ребенка имеют решающее значение в становлении основ его личности.

Начиная работу по патриотическому воспитанию, необходимо прежде всего самим хорошо изучить природные, культурные, социальные и экономические особенности своего края. Продумать о чем рассказать детям, особо выделив признаки, характерные только для нашей местности. А так же помочь отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему, помочь показать детям их родной город, чтобы вызвать чувства восхищения, гордости и любви. Исходя из этого, следует наметить следующие направления

работы:

1. познакомить с гербом нашего города (объяснить, что такое герб).

2. познакомить с историей возникновения г. Искитима, рассказать о местонахождении города, объяснить откуда произошло название

3. познакомить с названиями улиц города, подробно рассказать о близлежащих улицах, на которых живут дети

4. знакомить со зданиями города, их назначении, показать самые древние здания, рассказать об истории их создания

5. познакомить с людьми, прославившими наш город (рассмотреть фотографии, портреты)

6. знакомить с культурными достопримечательностями города (посещение музеев, театров)

7. познакомить с историей культуры и быта Искитимского района.

8. познакомить с растительным и животным миром.

Работу по ознакомлению детей с родным городом проводить в определенной последовательности. С целью определения уровня знаний детей и выявления пробелов в знаниях о родном городе в ДОУ необходимо провести анкетирование детей и их родителей. Данные анкетирования учесть при составлении “Перспективного плана работы по знакомству с родным городом”.

В план включить: тематические занятия, игровую, трудовую, продук-тивную деятельность, а также работу по физическому развитию и активизации словарного запаса детей.

Основной формой работы с детьми по пополнению знаний о родном городе являются тематические занятия. Необходимо провести отбор и систематизацию занятий по следующим темам: “С чего начинается родина?”, “Мой город на карте области”, “Предприятия родного города”, “Кто, где ра-ботает?”; “Животный мир родного леса”, “Природа родной глубинки”, “Подземные богатства Искитимского района”; “Растительный мир родного края” и др.

При составлении занятий учитывать возрастные особенности детей, принимать во внимание характер их мышления, способность к обобщению, анализу. Занятия строить так, чтобы вызвать у детей интерес, любознательность. Для повышения познавательной активности можно широко применять игровые приемы.

Большой интерес у детей вызывают игры – занятия в “путешествия”, “поездки”.

При ознакомлении детей с родным городом целесообразно проводить целевые прогулки, экскурсии, которые интересны и полезны детям всех возрастов. Можно организовать экскурсии в краеведческий музей, в ку-кольный театр, к памятнику Погибших воинов и др. Такие экскурсии не только позволяют познакомить с историей города, но и имеют большой воспитательный эффект.

Во время прогулок по улицам города мы учим детей видеть красоту окружающей природы, бережно к ней относиться, побуждаем желание работать вместе со взрослыми по благоустройству города.

Экскурсия в краеведческий музей

Окружающий мир обогащает и стимулирует детское художественное творчество. Поэтому после прогулок и экскурсий Дети с удовольствием рисуют, лепят то, что им больше всего запомнилось, запало в душу: родную природу, исторические места, праздники, красивые здания.

Эмоционально воспринимать окружающий мир детям помогает музыка. Слушая песни о Родине, о подвигах, о природе ребята радуются или печалятся, ощущают свою причастность к героическому прошлому. Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, оно развивает и воспитывает чувства.

При ознакомлении с историей малой родиной можно организовать поисковую деятельность: например расспросить своих родителей, дедушек и бабушек об истории названия улицы, на которой они живут и далее дошкольники обменялись полученной информацией, предложить свои версии об истории некоторых названий улиц. Рассматривание фотографий с видами улиц города, способствовало уточнению и дополнению знаний детей о месте, где они родились и живут.

На занятии “Герб нашей малой родины”, детей можно познакомить с символикой города. В ходе которого можно рассказать о том, что такое герб, с помощью наводящих вопросов помочь дошкольникам разобраться в значении символов, изображенных на гербе. Проведенные с детьми игры “Найди герб Искитима среди других”, “Сложи герб по памяти” помогут закрепить знания дошкольников по данному разделу. а для закрепления можно предложить слепить то животное, которое изображено на гербе г. Искитима.

Дети лепят символ изображенный на гербе г. Искитима: бобер.

Путешествие в прошлое завершить итоговым занятием “Наш город Искитим”, которое провести в форме викторин, заданий и игр.

А организованная совместно с родителями фотовыставка “Папа, Мама на работе” так же поможет закрепить содержание труда взрослых в родном городе: учитель, врач, строитель, милиционер, водитель. Дошкольники увидят важность и значимость труда их родителей, и это является продолжением заложенных основ уважительного отношения к труду взрослых, направленного на благо родного города.

При ознакомлении с транспортом родного города можно провести интересные занятия путешествия “Транспорт на улицах нашего города”, на котором предложить детям классифицировать транспорт по функциям, находить сходство и отличие.

В ходе сюжетно-ролевых игр, ребята могут почувствовать себя водителем любой техники, строителем, продавцом или даже настоящими музыкантами.

Сюжетно-ролевая игра “Строители “

Сюжетно-ролевая игра “Магазин “

Игры также как и занятия, способствуют решению задач патриотического воспитания. Игра, начатая под влиянием прочитанного произведения, экскурсии, после наблюдения трудового процесса, может перерасти в инте-ресную игру, в которой ребята применяют свои знания и уже накопленный жизненный опыт. Это так полюбившиеся детям игры: “школа”; “дочки-матери”; “летнее кафе”; “спасатели”; “кукольный театр”. Ребенок, принимая на себя роль, проживает ее, пробует себя в различных жизненных ситуациях.

Наша задача – поддержать интерес к игре, дать ей нужное направление.

Дидактические игры организуем как дополнительную работу по освоению ведущей темы. Это такие игры как: “Зеленый город”; “Кому что нужно”; “Стань другом природы”; “Собери свой город”; “Чрезвычайные ситуации в доме” и др. Именно от них зависит выбор детьми конкретных игровых сюжетов.

Особое внимание необходимо уделять внимание театрализованным играм, а именно играм драматизациям. Организовывая не только драматизацию сказок, но и обыгрывать с детьми потешки, небылицы, русские народные песни. Используя в работе все виды фольклора, мы тем самым приобщаем ребят к общечеловеческим нравственным ценностям. В них оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.

Большое место в приобщении к народной культуре мы уделяем народным праздникам и традициям. Это “Праздник русской масленицы”; “Русские народные посиделки”; “Праздник урожая”; “День рождения города”.

Праздник масляницы

Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, должны быть национальными. Поэтому мы используем не только художественную литературу, фольклор, но и “живые” наглядные предметы и материалы: национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда. В нашем ДОУ имеется мини – музей “Русская изба”, где дети знакомятся с народными промыслами, бытовыми предметами старины: прялкой, русской печью, ухватом и т. д.

Русская изба

Погружая детей в национальный быт, мы создаем естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни и, таким образом, формируем любовь к родному городу, краю, к большой Родине.

Будущие граждане нашей страны должны расти сильными, ловкими, здоровыми. Эти качества необходимы будущим защитникам Родины. В этом направлении мы организовываем спортивные игры с военно-патриотическим содержанием: “Солдаты на учении”, “Мы-пожарные”, “Спасатели”.

У ребят появляется желание учиться метать в цель, прыгать, подлезать под препятствиями, бегать на определенные дистанции, маскироваться.

“Солдаты на учении “

И так, каждую тему мы подкрепляем различными видами деятельности. Это способствует эффективному и системному усвоению знаний о родном городе. Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, можно представить во время общих праздников и развлечений.

Однако условия детского сада не всегда позволяют обеспечить непосредственное восприятие социальной жизни людей в нашем городе. И здесь нам на помощь приходят родители. Изучать с детьми места, где живешь, любишь бродить по улицам, знать, чем они славятся – задача, которая по плечу любой семье.

Родители – наши союзники. И чем больше мы их привлекаем к нашей работе, чем активнее показываем результаты детской деятельности, тем больше новых возможностей открывается.

Нередко родители помогают нам организовывать экскурсии и вместе с группой детей ездят на экскурсии.

Здесь у них появляется возможность наблюдать за своим ребенком в кругу сверстников, послушать их разговор, понять, что интересует детей, увидеть уровень общения своего ребенка. А для ребенка, в свою очередь, это возможность похвастаться перед друзьями, своими родителями. Именно родители, на ярких, доступных примерах жизни, своего труда, демонстрируют ребенку, что на него возлагают надежды не только родители, но и все обще-ство, вся страна.

Таким образом, воспитывая чувства любви и привязанности к родному городу, мы постепенно подводим детей к пониманию того, что их город – частица нашей Родины. В своих трудах Н. К. Крупская подчеркивала, что “Основным источником впечатлений дошкольников является их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут. Краеведческий материал должен стать основой понимания детьми своеобразия других далеких краев и областей”.

Исходя из этого, продолжением нашей работы будет знакомство с другими городами России.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников