Конспект музыкально-ритмического занятия для детей 1 класса, обучающихся по программе II вида
Автор: Копленко Ольга Михайловна, “Минусинская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат II вида “, г. Минусинск, учитель музыкально-ритмических занятий и музыкальный руководитель.
Занятие рассчитано на учащихся с потерей слуха. Это коррекционное занятие, которое направленно на развитие координации движений, слухового восприятия музыки и речи, пополнение словарного запаса и коррекции звукопроизносительной стороны речи при помощи музыки и без нее.
(/) – этот знак в тексте означает работу с экраном
Конспект музыкально-ритмического занятия для детей 1 класса, обучающихся по программе II вида
Тема: Музыкальные инструменты
Цель – формирование умения называть музыкальные инструменты (бубен, барабан, дудочка, металлофон, гармошка, скрипка) при выполнении разминки, игре на детских музыкальных инструментах и разучивании песни; автоматизация звука “м ” в начальной позиции.
Задачи:
– познакомить с музыкальными инструментами, такими как бубен, дудочка, барабан, металлофон,
– побуждать к творчеству и самостоятельному поиску движений при проведении разминки “Веселые музыканты “, используя “Волшебный кубик “, для передачи образов музыкантов;
– учить исполнять сильную долю такта в музыке двудольного метра на детских музыкальных инструментах и создавать условия для импровизации;
– познакомить с песней “Веселый музыкант ” и работать над ее ритмом; формировать умение перевоплощаться в героя песни;
– развивать внимание, музыкальную память, творческое мышление, тембровый слух, координацию движений и умение ориентироваться в пространстве при выполнении движений разминки;
– корректировать ритмико-интонационную сторону речи; работать над слитным и раздельным произнесением до 6-8 слогов на одном выдохе со звуком “м “; автоматизация звука “м ” в слогах, словах; следить за слитностью речи, словесным ударением, речевым дыханием;
– воспитывать бережное отношение к музыкальным инструментам и вызывать эмоциональный отклик на все виды деятельности на занятии.
Оборудование : фортепиано, музыкальный центр, домик с изображением музыкантов, кубик с изображением музыкальных инструментов, детские музыкальные инструменты (бубен, дудочка, барабан, металлофон, гармошка), таблички с речевым материалом, картинки.
План урока:
1. Автоматизация звука “м “.
2. Называние музыкальных инструментов.
3. Выполнение разминки.
4. Игра на музыкальных инструментах.
5. Разучивание песни “Веселый музыкант “.
Ход занятия:
I. Орг. момент: – Доброе Утро, ребята! – /Как ты слышешь?… -/… спроси у… как он слышит? – /Ты слышишь плохо?… – / Какое будет занятие? … II. Основная часть: 1. Работа над автоматизацией звука “м “. /- Будем хорошо говорить со звуком “м “. Что будем делать?/… – Послушайте, как я буду говорить слоги: Ма мо му ми ме Скажем вместе: ма мо му ми ме – /Будем говорить слоги. Что будем делать?/… Послушайте, как буду говорить я. Мамомумимемамому – слитно (на выдохе до 6-8 слогов с движениями). Ма мо му ми ме – раздельно. Скажем вместе. Послушайте, как я буду говорить. /ма мо му ми ме. Как я говорила?/… /мамомумиме. Как я говорила?/… – /Будем говорить слова. Что будем делать?/… Мальчик музыканты металлофон – Слушайте, какое слово я скажу. – /Металлофон…. – /Мальчик… – /Музыканты… – Что мы говорили?/… | Примерные ответы учеников. – Доброе утро, Ольга Михайловна! – Я слышу хорошо. – Будет музыкально-ритмическое занятие. – Будем хорошо говорить со звуком “м “. Ма мо му ми ме – Будем говорить слоги. Мамомумимемамому Ма мо му ми ме Ма мо му ми ме Мамомумиме – Будем говорить слова. – Металлофон. – Мальчик. – Музыканты. – Мы говорили слоги и слова. |
2. Работа по называнию музыкальных инструментов. – /Будем называть музыкальные инструменты. Что будем делать?/… – Ребята, посмотрите какой красивый Дом. Как вы думаете, кто тут живет? – Тут живут /музыканты. Кто тут живет? – Давайте постучим в окна и узнаем, на каких инструментах играют музыканты. – Как называется это инструмент? (Учитель помогает, если Дети затрудняются в ответе). – Молодцы! Хорошо называли музыкальные инструменты. Что мы делали?/… | – Будем называть музыкальные инструменты. Дети высказывают предположения, кто может жить в доме. – Музыканты. – Давайте! (Дети по очереди стучат в окна и называют музыкальные инструменты). – Барабан, бубен, дудочка, металлофон, скрипка, гармошка. – Мы называли музыкальные инструменты. |
3. Работа над развитием творческого мышления и движений. /- Будем выполнять разминку. Что будем делать?/… – Сначала, послушайте музыку, под которую будем выполнять разминку. (Музыка звучит в аудиозаписи) – Музыка веселая, легкая, громкая, в умеренном темпе. – Какая музыка?/… /- Встаньте в две линии. – Как мы встали?/… – Посмотрите, музыканты мне подарили вот такой “Волшебный кубик “. Он поможет нам превратиться в музыкантов. Будем бросать кубик, и показывать, как играть на выпавшем инструменте. – Молодцы! А теперь эти движения будем выполнять под музыку. ( Учитель помогает начинать выполнять Порядок движений). – Молодцы! Выполняли разминку весело! /-Что мы делали?…. | – Будем выполнять разминку. . – Музыка веселая, легкая, громкая, в умеренном темпе. – Мы встали в две линии Дети бросают кубик, называют инструмент и придумывают (без Помощи и с помощью учителя) движения, передающие игру на этом инструменте. – Мы выполняли разминку. |
4. Работа над игрой на музыкальных инструментах. – А теперь ребята пришло время научиться играть на музыкальных инструментах. /- Будем играть на музыкальных инструментах. Что будем делать? … – Но сначала послушайте музыку, под которую будем играть. Музыка веселая, громкая, в умеренном темпе, считать на “два “. (Учитель исполняет музыку на пианино). – Какая музыка?/… /- Возьмите музыкальные инструменты. – Будем играть “раз “, “два ” – не играть. Учитель помогает исполнять сильную долю на музыкальных инструментах без музыки и с музыкой. – Молодцы, внимательно слушали музыку и правильно играли! Теперь вы настоящие музыканты! – А теперь придумайте сами как будете играть на музыкальных инструментах. – Что мы делали?/… | – Будем играть на музыкальных инструментах. Музыка веселая, громкая, в умеренном темпе, считать на “два “. Дети выбирают понравившиеся им инструменты (бубен, барабан, дудочка, металлофон). Ученики исполняют на музыкальных инструментах сильную долю сначала без музыки, а потом под музыку. Дети произвольно исполняют ритмы на музыкальных инструментах. – Мы играли на музыкальных инструментах. |
5. Работа над песней. – Ребята хотите выучить песню о музыканте. /- Будем учить песню. Что будем учить?… – Песня называется “Веселый музыкант “. – Послушайте песню. (Учитель исполняет песню). – Какая песня веселая или грустная? – Правильно веселая. Будем отхлопывать ритм песни. Учитель сначала отхлопывает ритм один. – Будем петь ритм, и выполнять движения. – Молодцы! Мне понравилось, как вы пели. /Что мы делали? … III. Подведение итогов. /- Какой был урок? – Сегодня все хорошо работали на занятии. Молодцы! – До свидания, ребята. | – Да! – Будем учить песню. – Песня веселая. Ученики отхлопывают ритм с учителем, потом поют его под музыку с имитацией игры на скрипке и барабане. – Мы учили песню. – Был урок ритмики. – До свидания, Ольга Михайловна. |