Урок педагогики на тему «Эстетическое воспитание детей с нарушением зрения»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 29 гор. Йошкар-Олы»
Урок педагогики на тему
«Эстетическое воспитание детей с нарушением зрения»
Подготовила
Учитель — дефектолог
Павлова Светлана Александровна
Йошкар-Ола 2015
Эстетическое воспитание детей с нарушением зрения.
Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда не откладывает в душе его отпечаток на всю
В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности.
Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности личности с нарушениями зрения, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек часто интуитивно тянется и к добру.
По-видимому, в той мере, в какой красота совпадает с добром, можно говорить о морально-нравственной
Весьма заметна роль эстетического воспитания в развитии познавательной способности детей с нарушениями зрения. Исследователи отмечают, что, формируя «эстетическое мышление», воспитание способствует целостному охвату на индивидуальном уровне особенностей культуры данной эпохи, пониманию ее единства и стилистического родства, что, по мнению польского ученого И. Войнара, является необходимой предпосылкой ее теоретического познания.
Научить ребенка с нарушениями зрения воспринимать уже готовые продукты эстетической деятельности — это важное, но отнюдь не исчерпывающее всего комплекса задач в качестве специфической стороны любого вида творческой деятельности, поскольку именно развитие творческих способностей личности с нарушениями зрения и следует считать в качестве главной задачи эстетического воспитания.
Эстетическое воспитание осуществляется на всех этапах возрастного развития личности слабовидящих. Чем раньше она попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем больше оснований надеяться на его результативность. С самого раннего возраста через игровую деятельность ребенок приобщается к познанию окружающего мира, через подражание овладевает элементами культуры действий и общения с людьми.
Первые «кирпичики» в фундамент эстетической культуры будущей личности закладываются в семье, в самые ранние этапы становления, когда умственное развитие ребенка идет особенно бурно. А потому так важна педагогическая грамотность родителей, характер их эстетических запросов, культурный климат в семье.
Существенное значение в эстетическом воспитании слабовидящего ребенка играет организация детского быта — чистоты, порядка, удобства, красоты, где все соразмерно, согласовано по цвету, форме, величине и т. п. Уже с 2-3 — летнего возраста, детей следует приобщать к созданию мира красоты через наведения порядка в комнате, опрятность одежды, так самым, утверждая их в понимании того, что красота — дела рук человеческих. Формирование в начальный период воспитания навыки, знания, эмоционально-смысловые ориентации, оставаясь исходной базой, получают в последующем свое углубление и обогащение, перерастая в систему эстетической культуры личности. В школьные годы этот процесс находит выражение в овладении сенсорно-чувственными приемами постижения художественных и эстетических явлений, то есть приобретения умений, навыков воспитания и оценки, в обогащении эмоциональных реакций.
Достижение должного уровня эстетическго воспитания реализуется в решении следующих задач:
— развитие сохранных анализаторов у слабовидящих детей (слуха, обоняния, осязания и др.) с целью эффективного и правильного восприятия окружающего мира;
— формирование навыков и способов восприятия предметов и явлений окружающего мира;
— раскрытие всех коррекционно-развивающих возможностей эстетического воспитания на внеклассных занятиях по мировой художественной культуре.
Итак, задачи эстетического воспитания детей с нарушением зрения — формирование совокупности представлений и знаний по основам этики, мировой и отечественной культуре, способности понимать и отличать от суррогата подлинно прекрасное в искусстве, народном художественном творчестве, природе и человеке; в развитии потребностей, интересов и способностей к художественно-творческой деятельности, в выработке опыта организации среды обитания с учетом эстетических норм и ценностей.
Решение этих задач требует соблюдения ряда условий и педагогических требований:
— слабовидящие должны активно соприкасаться с окружающей средой, не быть изолированными от нее;
— слабовидящие должны быть приобщены к различным видам искусства;
— в школе должна действовать система, включающая различные формы эстетического воспитания: внеклассные занятия по мировой художественной культуре, культпоходы, экскурсии и т. д.
И в заключении хочу добавить, что только целенаправленный выбор эстетических приемов и пособий, другими словами — специально организованный процесс обучения позволит детям с нарушением зрения наиболее полно приобщиться и проникнуться к эстетической культуре. Эстетически воспринимать — это не только видеть прекрасное, но и понимать его сущность, связь с другими явлениями жизни. Эстетическое восприятие предполагает наличие суждений, оценок, эмоционального отношения к окружающим.
Под воздействием коррекционно-воспитательной работы можно достичь высокого уровня правильных суждений и выработать определенную эстетическую отзывчивость.