Кто познакомил Тютчева и Фета?
Этот вопрос стал заглавием статьи Л. И. Черемисиновой, опубликованной в четвертом номере ежеквартального журнала “Русская литература” (№ 4/2008) . Между прочим, если такой сюжет оказался достойным внимания академического издания, подавно он будет интересен школьным словесникам. Неиссякаемые споры о том, как преподавать в школе историю литературы, непременно содержат и такую точку зрения: ее можно преподавать как историю писателей, как своего рода Роман о людях, сочиняющих стихи и прозу, нужные всем. Здесь есть множество фантазий, например,
Это и почти мистическая история, как не встретились Федор Михайлович с Львом Николаевичем, это и война Ивана Александровича Гончарова со своими якобы плагиаторами… ну, что перечислять, все знают, жаль, мало об этом говорят на уроках. Вот и Тютчев с Фетом. В школьных программах они навсегда рядом, однако о творческом диалоге двух гениев,
В статье Л. И. Черемисиновой сколь можно подробно рассмотрены обстоятельства той петербургской встречи в январе или феврале 1859 года (то есть ровно 150 лет назад), когда И. С. Тургенев познакомил Тютчева с Фетом, только что написавшим статью “О стихотворениях Ф. Тютчева” (опубликована тогда же – в февральском номере журнала “Русское слово”). Но многое остается за пределами небольшого текста, например, история посмертного венка одного поэта другому – фетовской миниатюры “На книжке стихотворений Тютчева” (“Вот наш патент на благородство…”; 1883). Пожалуй, ее изучение со старшеклассниками окажется полезнее и сердечнее, чем зазубривание многих историко-литературных фактов…
Из других публикаций номера следует обратить особое внимание на статьи “О немецких пфеннигах и русском золотом фонде: тема денег в романе В. Набокова “Дар”” немецкого слависта Вольфганга Стефана Кисселя, “Еще о Федоре Абрамове (1920-1983). Взгляд из XXI века” А. И. Рубашкина, “Сказочный сюжет “Путешествие за золотой короной” в его исторической перспективе” В. И. Ереминой, “Радость отраженья (Иннокентий Анненский в художественном сознании Георгия Иванова)” М. К. Лопачевой.
Полезным чтением станут обзор “Русская литература на страницах журнала “Japanese Slavic and East European Studies” (JSSEES)”, отчеты с научных конференций, посвященных Гончарову и Некрасову. Е. Д. Кукушкина подробно рецензирует третий выпуск интересного сборника “Г. Р. Державин и его время” (СПб., 2007).
- Русская природа в изображении Тютчева и Фета Перелистаем страницы сборников стихотворений Тютчева и Фета. Тема взаимоотношений, взаимопроникновения природы и человека занимает значительное место в творчестве этих поэтов. Вопрос об отношении к природе для них – это вопрос о любви к Родине, к России. Природа Тютчева – живая, одухотворенная, бесконечно разнообразная. Замечательные картины природы изображены Тютчевым в стихотворениях “Весенние воды”, “Зима недаром злится”, […]...
- Философские мотивы и средства их поэтической выразительности в лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета Творчество Ф. И. Тютчева и А. А. Фета развивалось в русле романтизма второй волны. По тематике их произведения очень близки, но многое в них и различается. Тютчев, на мой взгляд, рационалист; не потому ли его поэзия легко поддается делению на тематические блоки? У него четкие границы между природой и человеком. Фет – совсем другой. Его […]...
- Сравнение образа зимы в лирике Тютчева и Фета В произведениях Ф. И. Тютчева и А. А. Фета очень много значит образ природы: в их стихотворениях она всегда одушевлена и неразрывно связана с духовным состоянием лирического героя. Однако порой изображения одних и тех же явлений природы в стихах этих двух поэтов проникнуты совершенно различным настроением. Очень не похожи взгляды писателей на зимнее время года. […]...
- Двойное бытие в лирике А. А. Фета и Ф. И. Тютчева В творчестве Ф. И. Тютчева и А. А. Фета очень много общего. На первом месте для них стояли не социальные конфликты, не политические потрясения, а жизнь человеческой души – любовь, размышления о жизни и смерти, о смысле творчества, о беспредельности Вселенной, о величии природы. Жизнь для этих поэтов состояла из двух пластов: одного – материального, […]...
- Философские мотивы в лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета Русская литература 2-й половины XIX века Философские мотивы в лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета Читая книги со стихотворениями А. А. Фета или Ф. И. Тютчева, мы с трудом можем судить о времени написания произведения, потому что в них нет связи со временем, нет отношения к изменениям во внешнем мире. Хотя оба поэта […]...
- Тема любви в творчестве Фета и Тютчева Тема любви в творчестве любого поэта так или иначе связана с личными переживаниями, иначе не смогли бы они раскрывать эту сложную проблематику. И понятно, что у каждого автора она представлена по-разному; поэзия А. А. Фета и Ф. И. Тютчева, при всей ее внешней схожести, безусловно, была различна и способом введения темы любви, и отношением к […]...
- ПРЕКРАСНЫЙ МИР ПРИРОДЫ (по произведениям Ф. И. Тютчева, А. А. Фета) ПРЕКРАСНЫЙ МИР ПРИРОДЫ (по произведениям Ф. И. Тютчева, А. А. Фета) Живя в тесном, шумном индустриальном городе, довольно сложно оценить всю красоту и глубину стихотворений о природе. Вроде бы понимаешь, что это на самом деле прекрасно, но что – то внутри молчит, не отзывается гармонией, потому что “безбрежная, как море… рожь”, бесшумный полет луня, покрытые […]...
- Стихотворение А. Фета “Еще весны душистой нега” и Ф. Тютчева “Еще земли печален вид” (Сравнительный анализ) 1.О чем эти стихотворения? Какое настроение вызывают? Стихотворения объединяет общая тематика: в них показано предчувствие весны как обновление жизни. Оба передают переходное состояние природы. Светлое, радостное настроение. 2.Как построены стихотворения? Каковы особенности композиции? Композиция стихотворений при одинаковом движении от природы к человеку разнится: у Тютчева стихотворение двухчастно: первая строфа – пейзажная зарисовка, вторая – философское […]...
- Вечные темы в лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета В творчестве замечательных русских поэтов Ф. И. Тютчева и А. А. Фета на первом месте стояли не социальные конфликты, не политические потрясения, а жизнь человеческой души – любовь и горечь утраты, путь от юношеской восторженности к стариковской мудрости и великодушию, размышления о жизни и смерти, о смысле творчества, о беспредельности Вселенной, о величии природы. Для […]...
- Материалы к урокам по лирике Ф. И. Тютчева и А. А. Фета Семинар по поэзии Ф. И. Тютчева К семинару Учащиеся читают стихотворения “Весенняя гроза”, “Silentium!”, “Фонтан”, “Не то, что мните вы, природа…”, “Святая ночь на небосклон взошла…”, “Два голоса”, “Умом Россию не понять…”, “Нам не дано предугадать…”, “К. Б.” (“Я встретил вас – и все былое…”), “Цицерон”, “Осенний вечер”, “Тени сизые смесились…”, “День и ночь”, “Слезы […]...
- Особенности стихотворений А. А. Фета “Фонтан” и Ф. И. Тютчева “Фонтан” (сопоставительный анализ) Смысловой план. Стихотворение Тютчева “Фонтан” – это размышление над трагическим несоответствием между стремлением человеческой мысли объять и познать все законы Вселенной и ограниченностью ее возможностей: Как жадно к небу рвешься ты!.. Но длань незримо-роковая Твой луч упорный, преломляя, Свергает в брызгах с высоты. В этом, по мнению поэта, заключается трагический смысл существования человека. Он не […]...
- Лирический герой Ф. И. Тютчева и А. А. Фета Тютчев и Фет, обусловившие развитие русской поэзии второй половины XIX века, вошли в литературу как поэты “чистого искусства”, выражающие в своем творчестве романтическое понимание духовной жизни человека и природы. Продолжая традиции русских писателей-романтиков первой половины XIX века (Жуковского и раннего Пушкина) и немецкой романтической культуры, их лирика была посвящена философско-психологическим проблемам. Отличительной особенностью лирики этих […]...
- Стихотворение “Фонтан” А. Фета и Ф. И. Тютчева (Сравнительный анализ) Стихотворение Тютчева состоит из двух частей. В первой он описывает фонтан. При описании он пользуется такими выразительными средствами как метафоры (“облаком живым”, “лучом поднявшись”) и эпитеты (“сияющий”, “огнецветная”). Во второй части мы видим сравнение фонтана с человеком. Здесь поэт употребляет свой основной художественный прием – параллелизм. Тютчев заявляет о том, что мысли человека подобно струям […]...
- Сопоставительный анализ стихотворения тютчева “фонтан” и фета “фонтан” Многие утверждают, что лирика А. А. Фета и Ф. И. Тютчева, поэтов одной эпохи, очень похожа. Но так ли это? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо, для начала, сравнить стихотворения, написанных на одну тему. Проведем сопоставительный анализ стихотворений “Фонтан” Ф, И. Тютчева и “Фонтан” А. А. Фета. Оба стихотворения относятся к философской лирике. […]...
- В чем сходство и различие взглядов Тютчева и Фета на поэзию? Чье понимание поэзии Вам ближе? Имена Тютчева и Фета в истории литературы всегда стоят рядом. И не только потому, что они современники, поэты одной эпохи. Некрасов ведь тоже близок им по времени, но это совершенно другая поэзия, и его Муза совсем иного, земного происхождения. Она, по мнению поэта, “родная сестра” молодой крестьянки из стихотворения “Вчерашний день часу в шестом…” – […]...
- Сочинение на тему: “Сходства и различия с лирике Тютчева и Фета” Девятнадцатый век подарил человечеству бесценные духовные сокровища. Среди замечательных писателей и поэтов этого поистине золотого века достойное место принадлежит А. А. Фету и Ф. И. Тютчеву. Ф. И. Тютчев – лирик, его стихотворения полны философии и психологии. Певец природы, мастер стихотворного пейзажа, выражающего чувства человека. Мир лирики Тютчева наполнен таинственностью и загадками. Излюбленный прием поэта […]...
- Темы вечные в лирике Тютчева и Фета Русская классическая литература всегда активно участвовала в общественной жизни страны, горячо откликаясь на животрепещущие социальные проблемы времени. Это особенно характерно для 60-х годов XIX века, когда происходило размежевание дворянской, аристократической и революционно-демократической литературных группировок. В данной исторической ситуации отказ “чистых” лириков затрагивать в своем творчестве злободневные вопросы действительности не мог не вызвать со стороны критики […]...
- Сравнительный анализ стихотворения любовной тематики Тютчева “К. Б.” и Фета “Старые письма” Без преувеличения можно сказать, что Афанасий Афанасьевич Фет и Федор Иванович Тютчев – одни из величайших поэтов, которые обогатили не только русскую, но и зарубежную литературу. Оба творца воспевают понятие “истинной красоты”, они пишут о вечных, всегда волнующих человека вещах. Основными темами их стихотворений являются философская, любовная и пейзажная лирика. И сегодня я хочу сравнить […]...
- Сочинение на тему Лирика Тютчева и Фета Афанасий Афанасьевич Фет и Федор Иванович Тютчев были одними из выдающихся поэтов второй половины 19 века. Творчество их заметно отличается от остальных деятелей пера того времени. Произведения обоих этих поэтов легки для восприятия. И Фет, и Тютчев воспевали природу, как никто другой не умел именно так это сделать. А мир природы был не отделим, в […]...
- “По тому, как человек относится к поэзии Тютчева и Фета, можно судить о его художественном вкусе”. Что вы думаете об этом утверждении? У каждого любителя поэзии есть свои кумиры. И совсем необязательно, чтобы ими были Тютчев и Фет. Каждый ищет в стихах свое: близкие и понятные мысли, яркие образы, неожиданные метафоры, свои ритмы и интонации. Кто-то любит перечитывать Пушкина и не перестает удивляться вечной новизне и свежести его стихов. Кому-то по душе утонченный Блок. Другому ближе горькие […]...
- Воспетый в поэзии XIX века “союз души с душой родной” (Лирика Ф. И. Тютчева и А. А. Фета) “Первостепенным русским поэтическим талантом” назвал Некрасов Федора Ивановича Тютчева. Он создал более 400 лирических стихотворений, отличающихся глубиной мысли и совершенством художественной формы. Недаром другой великий русский поэт А. А. Фет о книжке стихов Тютчева сказал так: …эта книжка небольшая Томов премногих тяжелей. Чем же заслужила такое признание любовная лирика Тютчева? Что нового внес он в […]...
- Вечные темы в лирике Тютчева и Фета Когда на душе неспокойно, нет ничего лучше, чем посидеть в мягком кресле с томиком стихов в руках. Стихи помогают нам отвлечься от реальных событий, заставляют размышлять на разные темы. На мой взгляд, в поэзии Ф. Тютчева и А. Фета можно выделить три основные направления. Это любовная лирика, стихи о природе и стихи на тему жизни […]...
- Почему мне интересно читать поэзию Ф. И. Тютчева и А. А. Фета? Когда на душе неспокойно, нет ничего лучше, чем посидеть в мягком кресле с томиком стихов в руках. Стихи помогают нам отвлечься от реальных событий, заставляют размышлять на разные темы. На мой взгляд, в поэзии Ф. Тютчева и А. Фета можно выделить три основные направления. Это любовная лирика, стихи о природе и стихи на тему жизни […]...
- Материалы для подготовки к сочинению по творчеству Тютчева и Фета Подготовительные вопросы к сочинению: Каковы основные темы лирики Тютчева и Фета? Почему оба поэта отказывались затрагивать в своем творчестве злободневные вопросы? Как отразилась жизненная трагедия обоих поэтов в их любовной лирике? Каковы основные отличия поэзии Тютчева от лирики Фета? Какую роль сыграла поэзия “чистых лириков” в истории русской литературы? Основными темами творчества Тютчева и Фета […]...
- Сопоставительный анализ стихотворения А. А. Фета “Учись у них – у дуба, у березы” и стихотворения Ф. И. Тютчева “Silentium” При первом прочтении оба эти стихотворения кажутся похожими по замыслу, ибо и Тютчев, и Фет в своих творениях призывают к молчанию. Однако Фет говорит о том, что необходимо молчать в трудные минуты жизни, когда “за сердце хватает холод лютый”, нужно смириться с трудностями молча, не высказывая своего недовольства, гнева, разочарования, как переживают “жестокую пору”, зиму, […]...
- Как можно определить характер лирики Ф. И. Тютчева? Поэты “чистого искусства” (Ф. И. Тютчев, А. А. Фет) Под чьим влиянием складывались эстетические взгляды Ф. И. Тютчева? а. Ломоносова б. Пушкина в. Лермонтова г. Некрасова Кому посвящены строки Ф. И. Тютчева “Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет”? а. Пушкину б. Лермонтову в. Некрасову г. Тредиаковскому Как можно определить характер лирики Ф. И. […]...
- Сравнение стихотворений “Весь день она лежала в забытьи…” Ф. И. Тютчева и “Шумела полночная вьюга…” А. А. Фета Перед нами два стихотворения – “Весь день она лежала в забытьи…” Ф. И. Тютчева и “Шумела полночная вьюга…” А. А. Фета. Эти стихотворения стоит сравнить потому, что между ними есть определенное тематическое сходство. О чем эти стихотворения? О природе и любви. С чем сталкивается в них читатель? С двойной драмой – трагических отношений лирического героя […]...
- Кто из современников поэта актуализировал мотив “невыразимого” и в чем его отличие от версии Тютчева? Кто из современников поэта актуализировал мотив “невыразимого” и в чем его отличие от версии Ф. И. Тютчева? В начале своего рассуждения укажите, что мотив “невыразимого” – один из стержневых мотивов в романтической картине мира. Отметьте, что в разных вариантах звучал он в лирике В.А. Жуковского, М. Ю. Лермонтова, Е. А. Баратынского, поэтов-любомудров и др. Далее […]...
- Сочинение на тему Природа в лирике Тютчева Природа всегда была интересна большинству русских писателей, она занимала основную часть в их творчестве. Также не оставила равнодушным она писателя Тютчева Федора Ивановича – он гениальный лирик, его мир полный таинства и гармонии. Природа очень хорошо раскрыта в его стихотворениях. Тютчев видел природу с разных сторон и раскрывал ее в разных направлениях. Лирика Тютчева играла […]...
- Охарактеризуйте особенности поэзии А. А. Фета Какие моменты в жизни и природе привлекают Ф. И. Тютчева? Особенностью лирики Ф. И. Тютчева является повышенный интерес к противоречивым явлениям природы и жизни. В природе поэта привлекают кризисные, крайние ситуации – гроза, буря, борьба стихий. В человеческой жизни – борение страстей, их “роковой поединок”. Какой предстает любовь в лирике Ф. И. Тютчева? Любовь у […]...
- Докажите справедливость утверждения Старыгиной: “Философичность обусловила своеобразие поэтического мира и образа лирического героя в поэзии Тютчева” Докажите справедливость утверждения Н. Н. Старыгиной: “Философичность обусловила своеобразие поэтического мира и образа лирического героя в поэзии Тютчева”. Продумывая план сочинения, вспомните, какую характеристику дал Ф. И. Тютчеву его знаменитый соотечественник А. А. Фет (по его мнению, поэтическая мысль в лирике Ф. И. Тютчева является отражением красоты философской мысли). Рассмотрите известные вам стихотворения Ф. И. […]...
- Анализ стихотворения Тютчева “Поэзия” Стихотворение Ф. Тютчева “Поэзия” посвящено теме божественного происхождения поэтического таланта. Оно построено на контрасте динамических и статических образов. Первые строки произведения рисуют грозную картину клокочущих страстей, которые тревожат душу человека. Художественный эффект создаваемого образа усиливает лексический повтор (“Среди громов, среди огней, Среди клокочущих страстей”). Для художественного пространства произведения характерна акцентация вертикальных координат: неба и земли. […]...
- Отображение основных принципов теории “чистого” искусства в творчестве Ф. И. Тютчева Творчество Ф. И. Тютчева – вершина русской классической поэзии XIX в. Он является приверженцем так называемого “чистого” искусства, искусства, абсолютно лишенного приземленности, политической направленности. “Чистое искусство” создавало мир красоты, поэзии вопреки действительности. Кроме Тютчева к “чистому искусству” относились Фет, Майков, Полонский и другие. Им противостояла революционно-демократическая поэзия. В. Г. Белинский так отозвался о “чистом искусстве”: […]...
- Анализ стихотворения “Есть в осени первоначальной…”; Тютчева “Есть в осени первоначальной…”; (1857). В стихотворении изображена одухотворенная природа, которая потрясает читателя подлинностью состояния. Поэт чувствует душу земли подобно земледельцу-труженику. В народном сознании живет благоговейное отношение к стихийным силам природы. Природа здесь не конкретизирована, она полна загадочности, таинственности, и в этом ее сила: Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора – Весь день […]...
- Стихотворение Ф. И Тютчева “Фонтан”. (Восприятие, истолкование, оценка.) Стихотворение Ф. И. Тютчева “Фонтан” было написано в 1836 году. Его я могла бы отнести к философской лирике Тютчева. Творчески усвоивший философско-истетические идеи немецкий романтиков, учение Шеллинга о единой “мировой душе”, поэт был убежден, что она находит свое выражение как в природе, так и во внутренней жизни человека. Природа и человек образуют в лирике Тютчева […]...
- План сочинения: Образ ночи в лирике Тютчева Образ ночи в лирике Ф. И. Тютчева Тема ночи – традиционная тема романтической поэзии. Она является одной из ключевых и в творчестве Тютчева, но, в отличие от поэтов-романтиков, Тютчев выводит ее за обычные, традиционно-ро- мантические рамки, усиливает ее философское звучание. В изображении мира ночи Тютчев использует трагические и даже зловещие оттенки. Его ночь не просто […]...
- Как связаны в поэзии Тютчева мир природы и жизнь человеческой души? Как связаны в поэзии Тютчева мир природы и жизнь человеческой души? Одна из важнейших тем Тютчева – природа во всем многообразии ее проявлений и влияний на состояние человеческой души. В лирических миниатюрах Тютчева природа жива, одухотворена во всех своих проявлениях. Весенние воды “гласят во все концы: “Весна идет, весна идет…”; “лениво дышит полдень мглистый”; “Зима […]...
- Язык метафор в стихотворениях Тютчева Экстатические переживания поэта в его единении с мирозданием или в любви к женщине также выражаются на языке метафор. Но метафоры получают здесь иное, противоположное назначение по сравнению с метафорами лирического пейзажа. Они не олицетворяют неодушевленные явления природы – они, наоборот, как бы “овеществляют” процессы душевных переживаний и вызванные ими впечатления жизни. Напряженность и значительность переживаний […]...
- Любовь и природа в лирике Фета Центральные темы поэзии Ф. И. Тютчева – любовь и природа. Тютчев – поэт возвышенной любви, он раскрывает ее как чувство, несущее человеку и радость, и страдание, “и блаженство, и безнадежность”. С особой драматичностью тема любви и страсти раскрывается в цикле стихотворений, посвященных Е. А. Денисьевой. Стихотворения данного цикла драматичны. Часто они представляют собой скрытый диалог […]...
- Мир природы и души в стихотворениях Федора Ивановича Тютчева Природа у Ф. И. Тютчева крайне редко выступает просто как пейзаж, как фон, как нечто ничтожное и ненужное. Она, во-первых, является активным действующим лицом стихотворений поэта, всегда одушевлена. Во-вторых, воспринимается и изображается, как некая система более или менее понятных человеку знаков космической жизни. В поэзии непроходимой границы между человеком и природой не существует. Они весьма […]...