Язык метафор в стихотворениях Тютчева

Экстатические переживания поэта в его единении с мирозданием или в любви к женщине также выражаются на языке метафор. Но метафоры получают здесь иное, противоположное назначение по сравнению с метафорами лирического пейзажа. Они не олицетворяют неодушевленные явления природы – они, наоборот, как бы “овеществляют” процессы душевных переживаний и вызванные ими впечатления жизни.

Напряженность и значительность переживаний отождествляются поэтом с ощущениями огня, света, блеска. Прием обращения, который поэт применяет при изображении

явлений природы, служит ему вместе с тем и новым средством их олицетворения, усиливающим метафоричность его лирических образов. Например:

И, глядя на тебя, пустынная река, И на тебя, прибрежная дуброва, Вы, – мыслил я, – пришли издалека, Вы, сверстники сего былого!”; или: “Нет, моего к тебе пристрастия Я скрыть не в силах, мать-Земля!”; или: “Ты, волна моя морская, Своенравная волна… Ты на солнце ли смеешься Отражая неба свод, Иль мятешься ты и бьешься В одичалой бездне вод…”, и т. п.

Иногда Обращение поэта к явлениям природы выражает такую силу чувств или такую значительность мысли,

что сопровождается междометием. У Тютчева это, в большинстве случаев, междометие “о!”. Например:

О, страшных песен сих не пой Про древний хаос, про родимый!”; или: “О рьяный конь, о конь морской, С бледно-зеленой гривой…”; или: “О, этот юг, о, эта Ницца! О, как их блеск меня тревожит!”; еще: “О, первых листьев красота, Омытых в солнечных лучах…” и т. п.

Эмоциональная приподнятость восприятия природы выражается у Тютчева также через восклицательную интонацию поэтических предложений, начинающихся с наречия “как”. Например:

Как тихо веет над долиной Далекий колокольный звон…”; или: “Тихой ночью, поздним летом, Как на небе звезды рдеют…”; или: “Как неожиданно и ярко, На влажной неба синеве, Воздушная воздвиглась арка В своем минутном торжестве!” и т. п.

Всем этим создается ораторский стиль лирики Тютчева, напоминающий оды XVIII в.

Наконец, и в ритмическом строе поэзии Тютчева сказывается ее медитативно-философская направленность. Она отличается разговорно-декламационным строем интонаций и продолжает в этом отношении пушкинскую традицию русской поэзии. Тютчев тяготеет поэтому, к силлабо-тоническому стихосложению, а в его пределах – к двухсложным, в особенности к ямбическим метрам.

Он создал всего около 230 стихотворений, из них около 125 написаны четырехстопным ямбом и свыше 40 – пятистопным; следующее место занимает четырехстопный хорей – 27 стихотворений.

Строфическая организация стихотворений Тютчева в большинстве случаев очень проста. Это обычно четверостишия, чаще с перекрестной, иногда с кольцевой или парной рифмовкой, тяготеющие к смысловой и синтаксической законченности. К более сложным строфическим формам поэт обращался сравнительно редко и не проявлял стремлений к необычайным и изысканным рифмам.

Поэзия Тютчева выдающееся явление в истории русской литературы XIX века. На новом этапе развития русской общественной жизни Тютчев по-своему продолжал традиции этико-философического романтизма Жуковского. Но Тютчев отказался от наивных, религиозно-мифологических представлений и самостоятельно создал своеобразное идеалистическое миропонимание, “пантеистическое” по своим основам.

Однако тютчевское миропонимание было более пессимистическим по сравнению с миросозерцанием Жуковского и выражало трагические настроения, связанные с деградацией дворянского уклада жизни.

Однако объективное значение поэзии Тютчева выходит далеко за пределы выраженных в ней субъективных представлений поэта и иногда противоречит им. Лирические пейзажи Тютчева, связанные в его сознании с мотивами эфемерности человеческой жизни, выражают романтическое восхищение красотой природы, передают тончайшее восприятие ее очертаний, красок, звуков и этим способствуют развитию эстетического сознания общества. Философские “медитации” поэта, связанные с настроениями трагизма, заключают в себе утонченную эмоциональную рефлексию, погружающую мысль человека в его внутренний мир, и этим способствуют нравственному развитию общества – углублению и облагораживанию человеческих переживаний.

Поэзия Тютчева стала значительным вкладом в национальную духовную культуру и до сих пор сохраняет свое значение.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Язык метафор в стихотворениях Тютчева