Краткий сюжет поэмы М. Вороного “Евшан-зелье”

Дух непокорности и свободы живет в сердце только того человека, который осознал себя сыном родной земли, родного края. И это самое святое ощущение “питает надежду, определенную веру в идеалы”. Об этом святом чувстве человека и идет речь в одном из самых патриотичных произведений – поэме Николая Вороного “Евшан-зелье”. В основу сюжета положена легенда из летописи.

Сына половецкого хана князя Владимира взяли в плен маленьким мальчиком. Рос ребенок в богатстве, имея все, так как князь:

Окружил его почетом И роскошью И жилось

поэтому мальчонке И безопасно, и удобно.

Сытая и беззаботная жизнь на чужбине постепенно стирала в памяти родных людей, степь, обычаи, и ханский сын забыл язык родителей, начал “край чужой, чужие обычаи родными считать”. Зачерствело его сердце, переродилась душа. Не поражает юношу песня посланца:

Там, где пустошь вместо сердца, Спасения уже не будет!..

И все же благоухание горькой полыни принудило сердце забиться быстрее, она помогли проснуться самому святому чувству – любви к родному краю. “Родная степь – широкая, свободная” “вдруг предстал перед глазами батенька несчастный”.

И уже ничто не могло остановить юношу: ни роскошная жизнь, ни богатство, ни почести. Он понял, что самое дорогое для человека – его родная земля и свобода в родном крае:

Лучше в родном крае милом Полечь костями, погибнуть, Чем в земле чужой, вражеской В славе и почете пребывать!

Проблема, затронутая в поэме, остается актуальной и сегодня, так как раскидала судьба украинцев по разным уголкам земного шара. Блуждают они в поисках счастья, не понимая, что найти его можно только на родной земле:

Где же того евшана взять, Того зелья-приворота, Который на определенный путь направит Путь в край свой воротит?!

Поэзия М. Вороного в своей основе глубоко патриотичная. Об этом, прежде всего, свидетельствует поэма “Евшан-зелье”, которая была написана еще в 1899 году, а только теперь дошла до нас. Чувство любви к Родине, к родному народу, к своему языку – вот основное идейное содержание поэмы.

Ее сюжет М. Вороному навеяла Галицко-Волынская летопись, в которой сохранилась легенда о волшебной силе степного зелья. Поэт не просто пересказал стихами летописную легенду, а и предоставил ей украинский торгово-исторический колорит.

В Киеве живет в неволе сын половецкого хана. В плен его взял Владимир Мономах и за его красоту оставил при себе. Жил мальчик в роскоши, в уважении. Он постепенно стал забывать родной край, привык к чужому краю, чужим обычаям.

Но тяжело доживать век половецкому хану одинокому. И посылает он на Русскую землю музыканта, веля ему найти сына и запеть родные половецкие песни. “А если все это не поможет, дай ему Евшан-зелье”, – сказал хан. Музыкант нашел мальчика. Сначала пел ему героические и нежные колыбельные песни.

Они нравились мальчику, но не трогали его душу. И тогда певец дал ему понюхать Евшан-зелье.

Родная степь – широкая, свободная Вдруг предстала перед глазами, с ней И батенька несчастный!!!

Проснулось самое дорогое, самое святое чувство – любовь к родному краю. Ничто теперь не в состоянии остановить юношу.

Лучше в родном крае милом Полечь костями, скончаться, Чем в земле чужой, вражеской В славе и почете пребывать!

Горе тому человеку, который отрекся от своего, попав на чужую землю, забыл родное слово, блеск материнских глаз и мозолистые руки отца. С болью в голосе обращается М. Вороной к таким людям. Высоким патриотичным аккордом, обращенным к современной Украине, звучат последние строки поэмы:

Украина, мама дорогая! Или не то же с тобой произошло? Сыновей ли твоих много На степях твоих осталось?

Не отреклись ли они от своего рода, своей матери-отчизны? Нет в нас той силы, которая пробудит чувство национального достоинства, нет кобзарей. Вот почему теперь “окольными путями блуждаем без дороги”. И поэт справедливо задает вопрос:

Где же того евшана взять, Того зелья-приворота, Что на определенный путь направит, Путь в край свой повернет!


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Краткий сюжет поэмы М. Вороного “Евшан-зелье”