Ответ на экзаменационный билет: “Слово о полку Игореве”: сюжет и проблематика поэмы



ТЕМА 1: “СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ” Вопрос 1 экзаменационного билета (билет № 1, вопрос 1)

“Слово о полку Игореве”: сюжет и проблематика поэмы

ОБРАЗЕЦ ОТВЕТА

“Слово о полку Игореве” – выдающийся памятник древ­нерусской литературы. Это произведение обладает такими вы­сокими художественными достоинствами, что можно уверен­но предположить наличие в эпоху создания “Слова” развитой письменной и книжной культуры.

Трудно вообразить себе тот огромный временной промежу­ток, который отделяет нас от событий, описанных

в “Слове о полку Игореве”. Читая этот литературный памятник “старины глубокой”, мы попадаем в последнюю четверть двенадцатого века. Это эпоха феодальной раздробленности, характеризую­щаяся тем, что Русь представляла собой не единое государ­ственное образование, а “содружество” многочисленных от­дельных княжеств, причем княжества эти постоянно враждо­вали друг с другом.

Вот как образно оценивает такую историческую ситуацию безымянный автор “Слова”: “…сказал брат брату: “Это мое и то мое же”. И стали князья крамолу ковать. А поганые со всех сто­рон приходили с победами

на землю Русскую”. Словом “пога­ные” автор называет лютых врагов Руси – половцев.

Их коче­вые племена, пользуясь междоусобными распрями русских князей, нападали на цветущие города и села, неся смерть и опустошение.

Наши предки предпринимали ответные походы. Некоторые из них были успешными, другие – неудачными, но угроза оста­валась постоянной. И именно потому, что правители Руси никак не могли объединиться в борьбе против общего внешнего вра­га.

Об одном из таких походов, закончившемся разгромом рус­ских войск, и рассказывается в “Слове о полку Игореве”.

Сюжет “Слова” можно пересказать очень коротко. Весной 1185 года Новгород-Северский князь Игорь Святославич вы­ступает с немногочисленными союзниками в поход против половцев. С началом похода совпадает дурное предзнамено­вание – солнечное затмение, произошедшее 1 мая. По древ­ним поверьям легко объяснимое для нас природное явление сулило беду войску Игоря.

Тем не менее князь не отказывает­ся от своего замысла. Как пишет автор “Слова”, “ум князя ус­тупил желанию”. Он объявляет воинам: “Лучше ведь убитым быть, чем плененным быть; сядем же, братья, на борзых коней да посмотрим хоть на синий Дон”.

В первой битве россияне остались победителями, взяли стан неприятелей, их семейства. Но затем разбитые половцы соединились с новыми толпами, и их число постоянно умно­жалось. Русские были окружены.

Они бились храбро, отчаян­но. Сам Игорь ездил на коне, ободряя своих воинов. Редкое мужество показал и его брат Всеволод (“буй тур Всеволод”).

Но все-таки русское войско было разбито, а сам Игорь стал плен­ником половецкого хана Кончака. Через некоторое время кня­зю удалось бежать и возвратиться на Родину.

Итак, мы видим, что “Слово о полку Игореве” небогато внешними событиями. При этом содержание произведения очень значительно и выходит за рамки сюжета. Основная идея “Слова” – это призыв к единению Руси во имя отражения внешнего врага. В отличие от современников князя Игоря и автора “Слова”, мы знаем, что призыв тот, к сожалению, так и не был услышан.

Именно из-за непростительной глухоты власть имущих Русь через несколько десятилетий подверглась нападе­нию татаро-монгольских орд и потеряла свою независимость. Но хотя “Слово о полку Игореве” рассказывает о поражении русских, в нем нет и тени уныния. Оно проникнуто духом опти­мизма.

И этот оптимизм оправдан, как показывает вся последу­ющая история нашего государства. Были в ней жесточайшие поражения, но сила и стойкость русского духа возрождали стра­ну и вели ее к славным победам – таким, как Куликовская бит­ва, отражение наполеоновского нашествия, разгром гитлеров­ской Германии в Великой Отечественной войне. Автор “Слова о полку Игореве”, конечно, не мог всего этого знать.

Но он по­казал в своем произведении те черты русского национального характера, которые давали ему повод для оптимизма. Это стрем­ление защитить Родину даже ценой собственной жизни, это чувство долга и чести, не позволяющее отступать перед превос­ходящими силами врага. В образах героев “Слова” автор демон­стрирует нам такие нравственные качества наших предков, как человечность, забота о ближнем, женская верность.

Гуманизм автора проявляется и в характеристиках действующих лиц, и в поведении героев перед лицом смертельной опасности.

Богатству внутреннего содержания “Слова о полку Игоре­ве” соответствуют его поэтические достоинства. Разнообразна интонация авторской речи: автор то негодует, возмущаясь не­дальновидностью русских князей; то скорбит, когда пишет о том, что “черная земля под копытами костьми была засеяна и кровью полита: горем взошли они по Русской земле”. То, на­конец, ликует, когда князь Игорь благополучно возвращается на родную землю (“села рады, грады веселы”), и провозглашает здравицу своим героям: “Слава Игорю Святославичу, буй туру Всеволоду.. Здравы будьте, князья и дружина, борясь за хрис­тиан против нашествий поганых!”

Очень верно и точно оценил значение выдающегося памят­ника древнерусской литературы тонкий исследователь “Слова” академик Дмитрий Сергеевич Лихачев: “Этот памятник вечно свеж. Каждая эпоха находит в нем новое и свое. Это предназ­начение подлинных произведений искусства: они говорят но­вое новому, и они всегда современны”.


1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (1 votes, average: 5.00 out of 5)
Loading...

Ответ на экзаменационный билет: “Слово о полку Игореве”: сюжет и проблематика поэмы