Проблема исторической памяти народа в поэме Николая Вороного “Евшан-зелье”
Где же этого евшана взять, Того зелья-приворота, Который на определенный путь направит – Путь в край свой родной?! Н. Вороной. Родину не избирают, она, как мать, всегда одна.
Это наша Отчизна наполняет душу песнями, напаивает евшан – зельем широкие степи и буйные леса, пленит целебным благоуханием родной земли. И все это живет в нас с детства, унаследованное от далеких предков. Временами человек отрывается от родных корней, уезжает в далекие края, перенимает чужие обычаи, заглушая в себе голос родительской памяти.
А чужбина ловит душу
Можно ли бесследно уничтожить историческую память человека и целого народа?
Раздумьям над этим вопросом посвятил свою поэму “Евшан – зелье” пылкий патриот Украины Николай Вороной. Хотя поэма и построена на основе летописи, но автор по-новому развивает ее смысл и предоставляет ей другого звучания. Поэт с болью в голосе обращается к тем людям, “которые уже край свой родной позабыли, забросили”.
Читая произведение, видим, что молодой половчанин постепенно забывает свой край, привык к чужим людям, чужому языку. К сожалению, очень часто люди дают обмануть
Только почему вдруг так задрожал и побледнел юноша? Это посланец отца дал понюхать молодому половчанину траву – евшану. И тот Горький родной запах пробудил из глубины сердца целую бурю воспоминаний и патриотических чувств:
“Лучше в родном краю милом Полечь костьми, погибнуть, Чем в земле чужой вражеской В славе и почете пребывать!” –
Выкрикивает, воскрешенный горькой памятью, теперь уже настоящий сын своего народа настоящий половец.
Итак, всегда остается бессмертным дух святой любви! И никаким недругам не искоренить его, так как он является частицей самого человека. Надо только отыскать его в глубинах своего подсознания, в самых потаенных уголках души.
- Пишем школьное произведение по поэме Вороного “Евшан-зелье” О чем бы не писал Николай Вороной, всегда в его произведениях присутствовал образ родной земли. Для поэта не было ничего более святого, чем страдающая, подневольная Украина: она снилась ему ночью, она вдохновляла жить днем. Но не мог больше Вороной видеть, как над ней издеваются и как она сама дает над собой издеваться. И, имея в […]...
- Любовь к родной земле в поэме Н. Вороного “Евшан – зелье” Народ живой, пока живет его историческая память. Это неопровержимая истина, которая давала возможность не одному поколению украинских писателей снова и снова возвращается к знаменитым или позорным страницам прошлого. Не раз призывали писатели не отрываться от родной земли, не забывать, “каких родителей мы дети”. Издавна проблема сохранения исторической памяти смущала общество – об этом свидетельствуют старинные […]...
- Проблема исторической памяти народа в поэзии Н. Вороного Имя Николая Вороного навсегда вписано в историю современной литературы. Он своей плодотворной деятельностью расширил горизонты творчества и поэтических взлетов. К сожалению, тридцать лет произведения М. Вороного не выдавались. Выдающегося мастера поэтического слова отнесли к “мелкобуржуазной интеллигенции”. Был он неповторимым, постоянно разным; то холодным, как лед, то страстным, как пламя. А главное – он находился в […]...
- Современное понимание поэмы Николая Вороного “Евшан – зелье” К сожалению, люди редко заглядывают вглубь себя. Их целиком устраивает спокойная беззаботная жизнь, чужая ласка, чужие мысли и даже те тонкие сети, которыми сплетены людские души чужим лукавством. Простодушные, обворованные и несчастные! Они даже не замечают, что стали рабами, так как потеряли самое дорогое в жизни – Отчизну и свободу. Или они не отреклись, Не […]...
- Краткий сюжет поэмы М. Вороного “Евшан-зелье” Дух непокорности и свободы живет в сердце только того человека, который осознал себя сыном родной земли, родного края. И это самое святое ощущение “питает надежду, определенную веру в идеалы”. Об этом святом чувстве человека и идет речь в одном из самых патриотичных произведений – поэме Николая Вороного “Евшан-зелье”. В основу сюжета положена легенда из летописи. […]...
- Николай Вороной. Мотивы лирики. Поэма “Евшан-зелье”. Урок с использованием ИКТ Цель: ознакомить учеников с ярким талантом и трагической Жизнью поэта; развивать навыки выразительного чтения лирических произведений, умение высказывать свои мысли по поводу прочитанного; воспитывать у учеников любовь к Украине, к ее культурным достояниям. Тип урока: комбинированный; с применением элементов критического мышления. Форма проведения: урок по украинской литературе в 6 классе с использованием ИКТ. Оборудование: портрет […]...
- Богатство и проблематика поэтического наследства Николая Вороного Поэтическое мировоззрение, тонкое понимание прекрасного, углубление в общечеловеческие проблемы и восхваление вечных жизненных ценностей – вот те факторы, которые сделали художника известным, принесли ему любовь умного интеллигентного читателя. Поэт ищет новые темы и пути их реализации, поднимает в поэтических произведениях важные морально-этические и социальные проблемы. Своим художественным словом призывает каждого поднимать духовность, не быть равнодушными, […]...
- Богатство поэтического наследства Николая Вороного Он родился в один год с Лесей Украинкой – во время, когда украинское слово преследовалось, унижалось и преступно замалчивалось. На душу украинца – гордую и вольнолюбивую – были наложены кандалы осознания своей “вторичности”, маловажности. И орлам не страшны сети, они разбивают их, и смело летают с шумом под небесами. Дух новаторства, непокорности, подхват новых художественных […]...
- Проблема исторической памяти по тексту Васильева (ЕГЭ по русскому) Какую роль играет история в жизни человека? Этот вопрос ставит перед читателем Б. Васильев. Проблема исторической памяти является важной проблемой любого времени и не теряет актуальности и в современном мире. Ведь история всегда была, есть и будет неотъемлемым компонентом жизни, который позволяет нам познавать наше прошлое, нашу историю и культуру. Я думаю, каждый человек хотя […]...
- Жизнь и творчество Николая Вороного О жизни величайшего украинского поэта известно немного, ведь он не оставил нам своих воспоминаний, автобиографии. Сохранилось лишь несколько писем и 32 страницы в ученической тетради, которые Николай Вороной написал о себе по просьбе О. И. Билецкого. И рассказ этот является едва ли не единственным источником, из которого можно узнать о поэте. Отец Вороного происходил из […]...
- Проблема исторической памяти в повести Быкова “Знак беды” Почти вся литературная деятельность Василия Быкова посвящена Великой Отечественной войне. Он сам прошел войну от начала до конца. Собственный опыт писателя превращается в беспощадную правду жизни. Повесть В. Быкова “Знак беды” вышла из печати в 1983 году. Сразу же она была отмечена наиболее дорогим вознаграждением – признанием читателей. Автор с такой убедительностью срисовал простых людей […]...
- Сочинение на тему: “Уважение к прошлому, исторической памяти народа в повести “Прощание с Матерой” В. Распутина” Вечные вопросы человечества – им нет конца и нет на них ответа. Герои Валентина Распутина спрашивают, допытываются, томятся отнюдь не из праздности, не от скуки; сама жизнь, судьба и человеческая суть ставят перед ними эти вопросы. Они ищут не столько полного, сколько главного знания о человеке, его предназначении и участии, о его правах и пределах […]...
- Поэзия Н. Вороного Родился на Днепропетровщине в семье ремесленника. Образование получал в ремесленных училищах, откуда был исключен за революционную деятельность. Был под надзором полиции, не имел права учиться в высших учебных заведениях России. Продолжил обучение в Венском и Львовском университетах. Некоторое время был режиссером в украинском театре “Русская беседа”, актером в трупах Н. Кропивницкого, П. Саксаганского. С 1910 […]...
- Проблема вождя и народа в поэме И. Я. Франка “Моисей” Гениальный художник слова, ученый, общественный и политический деятель, И. Франко оставил колоссальное наследство, которое есть не только бессмертным историко-литературным фактом, а и живым явлением нашего настоящего. К сожалению, сейчас в душе почти каждого из нас хаос. Разрушаются все моральные, этические устои, миром руководят несправедливость и деньги. Люди не хотят замечать того, что им не нравится, […]...
- О великом подвиге народа в годы войны в поэме “По праву памяти” Литература именно тогда воспитывает, когда она менее всего занята вопросами воспитания. И песни, и сказки, и лирическая поэзия, и героические сказания – все это пробуждает в человеке человеческое, что несет в себе те нравственные ценности, которые за долгую свою историю народ отобрал и сохранил, передавая из поколения в поколение, что каждый из нас с ранних […]...
- Образ Руси и русского народа в поэме Николая Гоголя “Мертвые души” Вершиной творчества Н. В. Гоголя является поэма “Мертвые души”, в которой великий русский писатель правдиво изображает жизнь России в 30-х годах XIX века. Почему же Гоголь назвал свое произведение поэмой? Обычно под поэмой подразумевается крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом. Однако перед нами прозаическое произведение в жанре романа-путешествия. Дело в том, что замысел […]...
- Произведение о творчестве М. Вороного Начало литературной деятельности Н. Вороного приходится на годы учебы в Харькове и Ростове. Первое стихотворение “Не горюй, девушка” появился в 1893 году в журнале “Заря”. С тех пор произведения М. Вороного часто печатались в периодических изданиях, альманахах. И только 1911 вышел сборник произведений Н. Вороного “Лирические стихи”, а в 1913 – сборник “В сиянии мечты”. […]...
- Тема поиска “правды сущей” и исторической памяти в лирике А. Т. Твардовского Тема ответственности и памяти получила особое звучание в творчестве А. Твардовского, познавшего все тяготы Великой Отечественной войны. Поэт доказывает, что предательство своей памяти – настоящее преступление. Ныне живущие люди не в праве забывать тех, кто отдал жизни на полях сражения во имя других. Свою миссию поэт видит в том, чтобы рассказать живущим все, что он […]...
- Из-за полога неизвестности (обзор творчества М. Вороного) История украинской литературы имеет два этапа, которые еще на сегодня не изученные. Первый период – 1900-1917 гг. Он частично освещен в некоторых изданиях Б. Лепкого, Л. Яновской, В. Винниченко, М. Яцкова, М. Филянского и других. Немного больше изученный второй период – 1917-1940 гг. с небывалыми в истории катаклизмами, ужасными трагедиями, насильными смертями сотен мастеров пера: […]...
- Мотив исторической памяти в поэзии (по творчеству А. А. Ахматовой) Так молюсь за твоей литургией После стольких томительных дней, Чтобы туча над темной Россией Стала облаком в славе лучей. А. Ахматова Поэзия Анны Ахматовой хорошо знакома широкому кругу русских читателей. Если рассуждать о мотивах исторической памяти в стихах Ахматовой, то надо вспомнить, что корни этой памяти находятся в Тверской стороне. С этим краем породнил поэтессу […]...
- Изображение стремления народа к воле в поэме И. Франко “Моисей” Неволя еще никогда не украшала жизнь, никому не давала вдохновения для жизна и работы. Поэтому и боролся украинский народ за свою самостоятельность, за волю. Долгий и длинный путь пришлось пройти ему, и не просто пройти, а с оружием в руках, так как довольно уже было терпеть издевательство всех поработителей. Именно об этом и рассказывает в […]...
- Трагедия поколения в поэме А. Ахматовой “Реквием” и в поэме А. Твардовского “По праву памяти” На протяжении всей своей истории Россия терпела множество невзгод. Войны с иноземным врагом, междоусобные распри, народные смуты – тени этих событий смотрят на нас сквозь “вуаль времен минувших” со страниц древних рукописей и пожелтевших книг. XX век превзошел все предыдущие столетия по тяжести и жестокости испытаний, выпавших на долю русского народа, да и не только […]...
- ОСМЫСЛЕНИЕ ПРОЖИТОЙ ЖИЗНИ В ПОЭМЕ А. Т. ТВАРДОВСКОГО “ПО ПРАВУ ПАМЯТИ” ОСМЫСЛЕНИЕ ПРОЖИТОЙ ЖИЗНИ В ПОЭМЕ А. Т. ТВАРДОВСКОГО “ПО ПРАВУ ПАМЯТИ” За несколько месяцев до начала работы над поэмой “По праву памяти” А. Т. Твардовский писал: “Кажется, впервые за долгий срок почувствовал приближение поэтической темы, того, что не сказано и что мне, а значит, и не только мне, нужно обязательно высказать. Это живая, необходимая мысль […]...
- Проблема памяти Народ, не помнящий своего прошлого, не имеет будущего. А. С. Пушкин Память – вот главная проблема, которую ставит перед нами советский публицист и драматург Леонид Пантелеев. Этот вечный вопрос, несомненно, злободневен. Над ним размышляли во все эпохи многие умы человечества, как представители творческих, научных профессий, так и люди, занятые физическим трудом. Свое отношение к проблеме […]...
- Жизненная судьба Н. Вороного Николай Кондратович Вороной (1871-1938). Нет, наверное, ребенка, который бы не знал прекрасного стиха “Снежинки”, который написал для маленьких Николай Кондратович Вороной. В его поэтическом заделе есть много других замечательных произведений, которые, к сожалению, еще наименьшим читателям неизвестны. Дело в том, что Н. Вороной длительное время был пасынком в родном крае, его имя трижды вычеркивалось из […]...
- Память. Проблема памяти Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего. М. В. Ломоносов Память – вот главная проблема, которую ставит перед нами советский публицист и драматург Леонид Пантелеев. Этот вечный вопрос, несомненно, злободневен. Над ним размышляли во все эпохи многие умы человечества, как представители творческих, научных профессий, так и люди, занятые физическим трудом. Свое отношение к проблеме […]...
- Сочинение отзыв по поэме “По праву памяти” Совсем недавно мною была прочитана поэма А. Твардовского, которая называется “По праву памяти”. Это неизвестное мне раньше творение глубоко потрясло меня той открытостью выражения эмоций и чувств, которыми оно пронзено от начала и до конца. Наряду с этим, оно пробудило во мне заинтересованность и к самому поэту. Александр Твардовский, известен своими произведениями о войне, знаменит […]...
- Проблема памяти в повести В. Распутина “Прощание с Матерой” “Прощание с Матерой” – своеобразная драма из жизни народа. Здесь речь идет о человеческой памяти и верности роду своему. В повести с наибольшей полнотой воплотилась дорогая для Распутина идея спаянности человека с миром, с родом, с природой. В этом произведении Распутин пытается донести до читателей вечную проблему памяти. Наши первые детские впечатления строятся на том, […]...
- Жизнь народа – жестокое отражение действительности в поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” Над созданием поэмы “Кому на Руси жить хорошо” Некрасов работал до конца своей жизни. Центральным героем этой поэмы является народ. Некрасов правдиво изобразил темные стороны жизни русского крестьянства. Даже названия деревень говорят о нищете, убогости российской действительности: Мы мужики степенные, Из временно обязанных, Подтянутой губернии, Пустопорожней волости, Из смежных деревень: Несытова, Неелова, Заплатова, Дырявина, Горелок, […]...
- Проблема памяти о войне Чтобы быть Людьми с большой буквы, мы должны помнить о тех страшных днях священной войны! Не вспоминать изредка, украшая свою страницу в социальной сети георгиевской ленточкой, а помнить! Помнить всех тех, кто так и не вернулся с полей великой битвы, о слезах матерей, потерявших своих детей, помнить о тех, кто остался без близких людей, помнить […]...
- Проблема роли народа и личности в романе Л. Н. Толстого “Война и мир” Роман Л. Н. Толстого ” Война и мир ” в жанровом отношении является романом-эпопеей, так как в нем отражены исторические события, которые охватывают большой отрезок времени, с 1805 по 1821 год; в романе действуют свыше 200 лиц, есть реальные исторические личности ( Кутузов, Наполеон, Александр I, Сперанский, Ростопчин, Багратион и др.), показаны все социальные слои […]...
- Формы борьбы народа в поэме “Кому на Руси жить хорошо” Во “Вступлении” к части поэмы – “Пир – на весь мир” ,!Втор “пунктирно” намечает новых героев, выражающих новые формы борьбы. Вахлаки справляют “великий пир” по случаю своего освобождения от князя Утятина. Состав представителей народа увеличен беженцами из соседнего города, сгоревшего “третьогодни”. Образ “пепелища” от города становится символом. Вахлаки похоронили князя. Настоящий бурмистр Влас (а не […]...
- Проблема памяти о Великой Отечественной войне (ЕГЭ по русскому) Более 70 лет прошло с того дня, как отгремели последние залпы Великой Отечественной войны. Но до сих пор слово “война” болью отзывается в человеческих сердцах. Девятое мая – это священный праздник для всего народа нашей страны. Проблема памяти о Великой Отечественной войне звучит в тексте русского писателя Б. Васильева. Защита Брестской крепости стала одной из […]...
- Сочинение на тему Образ народа в сказках Салтыкова-Щедрина и в поэме Н. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” Образ народа в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина и в поэме Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” В чем заключается счастье человека? Этот вопрос всегда волновал людей. На этот вопрос пытались дать ответ многие русские писатели, в том числе и Н. А. Некрасов. Его герои пытаются ответить на этот вопрос. Поэма Некрасова “Кому на […]...
- Проблема народного счастья в поэме М. О. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” Поэму ” Кому на Руси жить хорошо ” Некрасов задумал как “народную книгу”. Он начал писать ее в 1863 году, а заканчивал смертельно больным в 1877 году. Поэт мечтал, чтобы его книга была близка крестьянству. В центре поэмы – собирательный образ русского крестьянства, образ хранителя родной земли. Поэма отражает мужицкие радости и горести, сомнения и […]...
- К вопросу формирования эстетичного мировоззрения Вороного Литература, продолжая свои лучшие традиции, эволюционировала и, развиваясь по “спирали”, способствовала возникновению разносторонних течений и направлений. Этот процесс шел благодаря известному в Европе литературному движению и благодаря актуальности идей немецких философов-идеалистов А. Шопенгауера, Ф. Шеллинга, Ф. Шлейермахера. По этому поводу стоит обратиться к Ф. Шеллингу, который провозгласил волю как необходимость, которая познана. Он видел в […]...
- Поезія М. Вороного М. Вороний Народився на Дніпропетровщині в ремісничий родині. Освіту здобував у ремісничих училищах, звідки був виключений за революційну діяльність. Був під наглядом поліції, не мав права навчатися у вищих навчальних закладах Росії. Продовжив навчання у Віденському та Львівському університетах. Деякий час був режисером в українському театрі “Руська бесіда”, актором у трупах М. Кропивницького, П. Саксагансько-го. […]...
- Тема памяти в творчестве Твардовского (“За далью даль”, “По праву памяти”) Думаю, творчество Твардовского ассоциируется, в первую очередь, с темой войны и мира, с темой восхваления русского солдата. Национальным героем стал его Василий Теркин. Совсем иной характер носят поэмы Твардовского “За далью даль” и “По праву памяти”, так как в них автор делает некий вывод о своей жизни и жизни страны. При этом Твардовский особое место […]...
- Проблема памяти Великой отечественной войне (Аргументы ЕГЭ) Великая отечественная война – это особенный этап в истории нашей страны. Он связан и с большой гордостью и с огромной печалью. Миллионы людей погибли в сражениях, чтоб мы могли жить. Прошло не так много времени с тех пор, как перестали греметь выстрелы, но мы уже стали забывать о подвигах. Кто-то может сказать, зачем помнить об […]...
- Тема родины и народа в поэме “Мертвые души” Работу над поэмой “Мертвые души” Н. В. Гоголь начал в 1835 году. Первоначальное желание Гоголя “…показать хотя бы с одного боку всю Русь…” постепенно перерастает в замысел “сочинения полного”, “где было бы уже не одно то, над чем следует смеяться”. Позднее, уже после публикации поэмы, Гоголь напишет: “Бывает время, когда нельзя устремить общество или даже […]...