Конспект урока технологии «Эта удивительная глина»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №87 «Моряночка» комбинированного вида»
Г. Северодвинска Архангельской области
Конспект урока технологии «Эта удивительная глина»
Подготовила воспитатель
Афанасова Галина Анатольевна
Вид деятельности : совместная познавательно-исследовательская деятельность педагогов с детьми.
Образовательные области : Познание, Коммуникация, Социализация.
Цель : в процессе разнообразной деятельности с детьми познакомить детей со свойствами
Задачи образовательных областей :
Познание:
— дать первоначальные представления о свойствах и качествах глины: мягкая, пластичная, гибкая, легко лепится, можно раскатать, принимает разные формы, обладает водонепроницаемостью;
— совершенствовать умение производить обследовательские действия: надавить, сжать, рассыпать, посмотреть через лупу.
— продолжать учить детей устанавливать причинно-следственные связи (между материалом и способом его использования);
— развивать интеллектуальные функции (память, мышление, воображение, внимание, восприятие, ориентировку
— развивать любознательность, творческие способности, умение сравнивать и обобщать.
Социализация:
— создать психологический комфорт, положительный эмоциональный настрой;
— побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию;
— развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность.
Коммуникация:
— обогащать и активизировать словарь детей через использование в речи названий объектов и предметов живой и неживой природы, описание схем, опытов и исследований;
— осваивать элементарные навыки речевого общения;
— воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими.
Материалы: чашка с глиной на каждого ребенка, две деревянные полочки, лупы, набор картинок живой и неживой природы, карточки-схемы; посуда и игрушки, изготовленные из глины, колокольчики, игрушка «Котик».
Ход деятельности:
Педагог. Ребята, сегодня я вам предлагаю отправиться на экскурсию в музей. Кто мне может объяснить, что это такое?
Дети. Это такое место, где рассказывают обо всем на свете: какие звери живут в лесу, какие обитатели есть в море, как раньше жили люди и другое.
Педагог. Давайте вспомним, как объясняется данное значение в умной книге (толковом словаре).
Да, мы с вами уже посещали музей, многое узнали, да не все! На чем мы с вами можем добраться до музея?
Дети. На автобусе, на машине, на маршрутке.
Педагог. А сегодня я вам предлагаю отправиться в музей на воздушных шарах. Итак, надуваем шары. Ух, как мы высоко летим.
Что вы видите внизу?
Дети. Поля, дороги, дома, людей, машины.
Педагог. Здорово! Я вижу музей. Приземляемся.
Нас уже встречает экскурсовод.
Экскурсовод. Здравствуйте, я рада вас снова видеть в нашем музее. Приглашаю вас на очень интересную экскурсию. Проходите за мной.
Посмотрите, нас встречает Котик, он хочет с нами поиграть.
Экскурсовод. Ой, что такое? Котик, это ты все здесь перепутал?
Ребятки, помогите, пожалуйста, навести Порядок в картинках: разложите все объекты живой природы у символа «цветок», а неживой природы у символа «горы» (дети располагают карточки).
Экскурсовод. Восхитительно! Вы все сделали правильно! Вот и Котик одобрительно мурлычет.
Продолжаем нашу экскурсию. (Дети подходят к столу, где выставлена керамическая посуда). Посмотрите сколько разных интересных вещей здесь представлено. Назовите, что вы видите.
Дети. Тарелки, чашки, кувшины, мисочки, а еще здесь есть очень красивый горшочек. (Затем дети проходят к следующей экспозиции).
Экскурсовод. Посмотрите, а здесь что за красота! Какие замечательные, яркие, красивые, расписные игрушки!
Сразу видно, что их сделали мастера. Кто знает, как называются эти игрушки и из чего они сделаны?
Дети. Это дымковская игрушка. Ее лепят из глины.
Экскурсовод. Видно глина — это прекрасный материал, раз из него можно создавать такую красоту. Кто может мне рассказать о глине?
Дети. ?????
Экскурсовод. А вот наш Котик мог бы вам много рассказать о глине, если бы умел говорить. Ведь он часто бывает в нашей мастерской.
Если и вы хотите больше знать о глине, тогда следуйте за Котиком, он уже показывает вам дорогу в мастерскую. (Дети проходят в лабораторию и садятся за столы).
Пальчиковая гимнастика: «Были маленькие мы».
Экскурсовод. У каждого из вас на столе стоит чашечка с кусочком глины. Давайте внимательно рассмотрим глину и изучим ее.
На что она похожа?
Дети. На камень, на тесто.
Экскурсовод. А если ее взять в руки и помять?
Дети. Глина послушная, она принимает разные формы, из нее можно все вылепить (баранки, колечки, шарики). Она похожа на тесто: мягкое, пластичное, упругое, не распадается на части, можно лепить.
Экскурсовод. Возьмите лупу и рассмотрите глину через лупу (дети рассматривают). Что вы интересного увидели?
Дети. Крупинки, из которых состоит глина, очень маленькие (мелкие), их еле-еле видно через лупу, они крепко-крепко прижались друг к другу, поэтому нам кажется, что это единый кусок.
Экскурсовод. А давайте мы с вами сейчас превратимся в крупинки глины и узнаем как им «дружно живется». Наш Котик уже придумал для вас очень интересную игру.
Игра: «Вокруг себя покружись и в крупинки превратись» (дети встают в круг).
Экскурсовод. Ой, какие маленькие крупинки, они боятся потеряться, поэтому крепко держатся за руки и прижимаются плечиками. Ветерок подул, а крупинки крепко держатся и не разлетаются.
Вот почему посуда и игрушки из глины прочные и тяжелые.
Экскурсовод. Вы хотите полепить из глины? (педагог предлагает детям помять, что-нибудь слепить, раскатать колбаску, скатать шарик и т. д.).
Экскурсовод. Давайте посмотрим, что у вас получилось. Посмотрите, какую замечательную мисочку «слепил» наш Котик.
Наверное, он проголодался. Чем мы его угостим?
Дети. Молочком.
Экскурсовод. Наша экскурсия закончилась, вам пора возвращаться обратно в детский сад. Ваши воздушные шары уже готовы.
Мы с котиком ждем вас еще к себе в гости! (Дети улетают в детский сад).
Педагог. Где мы с вами сегодня побывали? Что нового и интересного узнали?
Что запомнилось больше всего?
Дети. Мы побывали в музее. Мы познакомились с Котиком, который живет в музее.
Он отвел нас в мастерскую, где делают глиняные игрушки, посуду из глины. Мы знаем, что из глины можно лепить, она мягкая. Когда она застынет, становится твердой.
А еще мы превращались в крупинки глины, и нам было интересно.